Тестирование по социологии
Социология как наука возникла в середине 19 века в Западной Европе.
Предсоциологическое знание - знание выступает в трёх ипостасях – обыденного опыта, художественных впечатлений, философской рефлексии.
В Европе первая кафедра социологии создаётся во Франции в 1895 г. в Университете Бордо. Её возглавил Э. Дюркгейм.
Огюст Конт – основатель социологии – определял методы научного познания общества как позитивные, то есть научные, преодолевшие теологические и метафизические способы мышления. Отсюда и пошло название научной парадигмы как позитивистской. Метод индукции: от фактов к обобщениям.
Гуманистический подход появился как ответ на позитивистский. Вильгельм Дильтей и Генрих Риккерт оспорили тезис о единстве природы и общества, обратившись к явлению культуры. В ней заключены смыслы, значения, символы, правила, нормы, знаки, которых нет в природе.
Антипозитивизм, Флориан Знанецкий и Уильям Томас, концепция человеческого фактора. Все факты социальной жизни связаны с деятельностью человека, исследовать их можно, только учитывая позицию тех людей, чей опыт связан с этими фактами. Эти учёные изучали жизнь польских эмигрантов, брошенных в иную культурную среду.
Социальная инженерия К. Маркса. К. Маркс – немецкий философ, социальный мыслитель, экономист - изучал социальные конфликты, считал борьбу за контроль над собственностью сутью прогресса. Им открыта теория классовой борьбы между группами людей, имеющих противоположные интересы.
Герберт Спенсер – английский философ и социолог-позитивист, основал органическую школу в социологии, сравнивал общество с биологическими организмами, а его части – с частями организма.
Ф. Тённис – немецкий социолог, создатель школы формальной социологии. Объединил исторический и рационалистический подходы к анализу общества, уводя социологию от субъективизма. Социальное развитие есть процесс возрастающей рациональности. Главный постулат его теории: любая социальная формация несёт в себе черты общества и общности.
Э. Дюркгейм – французский философ и социолог, первый профессор социологии во Франции - изучал причины порядка и беспорядка в обществе. Разработал концепцию коллективного сознания, разделяемого всеми членами общества. Если люди придерживаются норм, общество существует, если нет – в нём начинается аномия, что бывает при резкой смене социальной структуры. Его идеи формировали на основе исследования проблемы самоубийства, в котором была установлена его связь с такими факторами как национальность, религия, пол, возраст и время года.
Э. Дюркгейм доказывал, что социология должна изучать социальные факты как вещи, главными признаками которых становятся независимость от индивидов, объективное существование и принудительный характер, способность оказывать внешнее давление.
М. Вебер – немецкий социолог, философ, историк. Разработал концепцию идеальных типов – образов-схем, используемых для упорядочения эмпирического материала. Это мыслительная конструкция, которая считается идеалом для исследователя, мыслительный образ, который направлен на осуществление целей. Он способствует определению направления выдвижения гипотез.
Рассматривал личность как основу социологического сознания. Выявил связи между социальной организацией и религиозными ценностями. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» описал, как вера побуждала кальвинистов к жизни трудовой и бережливой. В политической жизни он видел конфликт между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.
Метод понимающей социологии предложен М. Вебером. Социология должна не объяснять, а интерпретировать смысл социальных действий.
“Социальное действие” по М.Веберу – действие, которое предпринимается с учётом активной или потенциальной реакции на них других людей. В них проявляется второй субъект как партнёр, реагирующий на это действие. Типы социальных действий: целерациональные, ценностно- рациональные, традиционные, аффективные.
П. Сорокин - русско-американский социолог. Предложил идею приоритета сверхорганической системы ценностей, значений, чистых культурных систем, носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс есть цикличная флуктуация типов культуры. Три типа: чувственный (преобладает чувственное восприятие действительности), идеациональный (преобладает рациональное мышление), идеалистический (господствует интуитивный вид мышления). Современная культура – чувственная, которой на смену должна прийти религиозная «идеалистическая» культура.
Основал теорию социальной мобильности и социальной стратификации. Ввёл термин «социальна мобильность».
Т. Парсонс – американский социолог-теоретик, представитель структурно-функционального направления. Изучал человеческое действие – самоорганизующуюся систему, специфика которой в символичности (язык, ценности), в нормативности и волюнтаристичности. Система состоит из четырёх подсистем – культурной, социальной, личностной, органической, и они находятся в состоянии взаимообмена. Они имеют свои функции: адаптации (экономическая), целедостижения (политическая), интеграции (правовая), воспроизводства структуры (верования, мораль, органы социализации).
Р. Мертон – американский социолог, представитель структурно-функционального анализа. Ввёл понятие функции, дисфункции, явных и скрытых функций, теории среднего уровня, которые связывали общие теории и эмпирические исследования. Рассматривал индустриальное общество как аномийное (Э. Дюркгейм), в котором существует всеобщий конфликт между системой моральных ценностей и вакуумом идеалов, противоречие между нормами-целями культуры (стремление к успеху, богатству, власти) и институтами морали, права, религии, которые мешают реализовать эти цели.
Феноменологический метод А. Щюца. Опирался на философию Э. Гуссерля как философию сознания. Жизненный мир он понимал как мир, предшествующий объективирующей научной рефлексии, мир обыденного сознания и здравого смысла. Имеющееся научное знание выносится за скобки. Сопоставляются конструкты – понятия различных уровней. Первые из них разработаны и используются в жизненном мире, вторые – в социальных теориях. Феноменологическая теория заложила основы такого направления как «социология повседневности».
Американский социолог Н. Смелзер пишет: «Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений».
Р. Парк и Бёрджесс отмечают: социология – наука, изучающая коллективное поведение.
В.А. Ядов говорит о социологии, что это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации.
· Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер - структурно-функциональное направление,
· теория социального конфликта (Л. Козер, Д. Белл, К. Боулдинг),
· эмпирическая социология (Д. Тейлор),
· символический интеракционизм (чикагская школа – Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и айовская – М. Кун, Т. Партленд),
· теория и метод социодрамы (Дж. Морено, К. Берк, И. Гофман),
· психоаналитическое направление в социологии (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм).
Объект социологии – это совокупность социальных отношений и взаимодействий, объединённых в различные формы социальной организации, - группы, институты, общности, организации. Объектом социологии являются общество как целостная социальная реальность; общество как эмпирически данная реальность; целостное развитие и функционирование общества.
Предмет социологии - социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений, развития, и это общественная жизнь человека, группы, общности.
Структура социологии: 1) социологи изучают общество на макро- и микроуровнях. Микросоциология главное внимание уделяет анализу повседневного взаимодействия людей, его смысла. Используются преимущественно эмпирические методы исследования.
Макросоциология сосредоточена на основных структурах общества, моделях поведения, позволяющих понять сущность общества. Изучаются взаимосвязи между различными частями общества, механизмы социальных изменений.
2) общесоциологические теории (теоретическую социологию); специальные (частные) социологические теории, или теории среднего уровня; прикладную социологию (конкретные, эмпирические социологические исследования).
Функции социологии: теоретико-познавательная, диагностическая, практическая, эвристическая, прогностическая, управленческая, социального проектирования, организационно-технологическая, инструментальная, информационная.
Эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели – получения объективно достоверных знаний об исследуемом социальной процессе или явлении для их последующего практического использования.
Программа исследования состоит из двух разделов – методологического и методического. Основные элементы программы эмпирического социологического исследования: проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотезы, исходные научные понятия, рабочий план.
Виды социологических исследований: разведовательное (пилотажное, зондажное), описательное, аналитическое, разовое (точечное), повторное (панельные, лонгитюдные, монографическое, когортное, международное.
Эмпирическое социологическое исследование может быть сплошным, когда опрашивается всё генеральная совокупность, или монографическим, выборочным.
Выборка - совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению, а также совокупность способов, приёмов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения.
Виды выборок:
I. Случайная, может быть механической (отбор респондентов через равные промежутки), гнездовой (отбор по гнёздам, кластерам более мелких единиц), стратифицированной (отбор с учётом удельного веса разных групп в генеральной совокупности).
II. Неслучайная, её разновидности - серийная (пропорциональный отбор единиц измерения из определённых частей генеральной совокупности); основного массива (до 70 % респондентов от генеральной совокупности); квотная (определённое число респондентов по ряду признаков); целенаправленная (типичные элементы по установленным критериям); многоступенчатая (на каждой ступени отбора меняется единица); комбинированная (на каждой ступени меняются единица и техника отбора); многофазовая (из сформированной выборки большего объёма проводится подвыборка меньшего объёма без изменения единицы отбора).
Метод – это совокупность основных приёмов и способов сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Методы сбора информации количественные: наблюдение, контент-анализ, социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование, онлайн-опрос), эксперимент.
Качественные методы - «мягкие» методы: биографический, нарративное, глубинное интервью, кейс-стади, фокус-группы.
Четыре основных этапа исследования:
1) подготовительный (разработка программы, определение целей и задач),
2) сбор первичной информации,
3) подготовка информации для обработки на ЭВМ, обработка и анализ данных,
4) завершающий (формирование выводов и рекомендаций, создание проектов).
Обработка и анализ результатов социологического исследования – заключительный этап социсследования. Включает в себя обработку, интерпретацию, анализ данных, построение эмпирически выверенных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов.
Социальное взаимодействие: инициатива или реакция на неё, последовательность стимулов (инициатив) и реакций (бихевиоризм). Теория обмена или теория рационального выбора: взаимодействие - взаимный обмен определёнными ценностями между партнёрами. Символический интеракциониза (Ч. Кули и Дж. Г. Мид): в ходе интеракции обмен и взаимность касаются не только и не столько материальных объектов, но прежде всего идей, символов и значений. Сущностью взаимодействия является коммуникация. Чарльз Кули открыл эффект зеркального Я: люди формируют своё Я, опираясь на реакцию партнёров по взаимодействию. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: аналогия повседневной общественной жизни с театром.
Повторяющееся, регулярное и регулируемое взаимодействие порождает социальные отношения. Они формальны во вторичных группах, неформальны – в первичных (Ч. Кули).
Личность - субъект общественных отношений и сознательной деятельности (И.Кон).
Трактовки структуры личности: психоаналитическая теория З. Фрейда, целостности П. Сорокина (распадается на целый ряд Я) и может быть идеациональной (аскетизм), сенситивной (чувственность) и смешанной.
Л.Н. Гумилёв рассматривал личность с позиций теории пассионарности как социально активную или пассивную.
Социальный антрополог Р. Линтон ввёл понятие модальной и нормативной личности.
Р. Мертон выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным культурным нормам: конформную, инновационную, ритуализм, ретретизм, эскейпизм – отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры, бунт, мятеж – активное противостояние нормам общества.
Социальный статус - социальное положение, занимаемое индивидом. Обусловлен естественными (раса, пол, национальность) и социальными (профессия, доход, образование) характеристиками.
Виды социального статуса:
- предписанный и достигаемый,
- смешанный (нищий) и интегративный (обобщённый),
- социально-групповой (в социально-стратификационной системе общества) и личностный (индивидуальные особенности человека).
Социальная роль (Р. Линтон) - ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом человека; роль - модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в соответствии с её ожиданиями и обусловленная местом личности в системе межличностных и общественных отношений.
Структура роли: ролевое предписание и ролевое ожидание.
Ролевой конфликт - ситуация, в которой необходимо играть две и более роли (Р. Мертон).
Социализация - двусторонний процесс, состоящий, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – в их усвоении индивидом, интериоризации (переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания). Социализация трактуется как становление социального Я.
Десоциализация - процесс отучения от старых норм, ролей, правил.
Ресоциализация - процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям взамен старых.
Стадии социализации как процесса освоения ролей (М. Мид и Ч. Кули):
1) имитация – механическое повторение наблюдаемых действий,
2) игра - переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли,
3) групповое членство – освоение своей роли глазами группы.
Социализация подразделяется на первичную и вторичную (межличностные и социальные отношения). Первичная протекает от младенчества до зрелости, вторичная – в зрелости.
Фазы социализации – адаптация и интериоризация (интернализацию).
Макро-, мезо- и микрофакторы социадизации.
В социологии принято выделять агенты и институты социализации: люди и организации.
Социальную общность описал первым Ф. Тённис. Социальная общность устойчивая совокупность людей, характеризующаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, интересов и ценностей.
Типы общностей: массовые, групповые, социально-территориальные, этнические, профессиональные, поло-возрастные.
Существует три вида коллективной деятельности: массовые действия, коллективное поведение и коллективные действия (социальные движения). Г.Блумер. Социальные движения – разновидность коллективных действий; реформаторские, радикальные, революционные, антиглобалистские.
Массовые общности: аудитория, толпа, масса. Гюстав Лебон и Габриэль Тард - концепции психологии толпы и теории подражания.
Т. Гоббс определил понятие группа. Р. Мертон: социальная группа - совокупность определённым образом взаимодействующих друг с другом индивидов, осознающих свою принадлежность к группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
Структура группы: групповые процессы, групповые ценности, нормы и санкции.
Типы группа: номинальная / реальная, аутгруппа/ингруппа, референтные/группы членства, большие/малые, формальные-неформальные, первичные/вторичные (Ч. Кули).
Групповые процессы изучает метод социометрии (19 век, Д. Морено).
Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных норм, принципов, правил, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Макс Вебер: семья не является институтом, поскольку она лишена рациональных установлений. К числу институтов он относит политические структуры, государство, религиозные сообщества (церковь).
Под устойчивостью социального института Т. Парсонс подразумевал стабильность самих нормативных стандартов.
Роберт Мёртон различал явные и латентные функции социальных институтов.
Томас Лукман, Р. Бергер, «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания»: социальные институты и отношения – продукты человеческого сознания.
Институционализация – процесс осознания общественной потребности и возникновения новых социальных институтов.
Социальная организация (Ч. Барнард – основоположник американской теории управления) - вид кооперации людей, отличающейся от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью, целенаправленностью.
Структура организации, по Г. Ливитту: цели, социальная структура, технологии, культура и персонал.
Формальная и неформальная структуры в организации.
Макс Вебер: организации становятся всё более рациональными. Макс Вебер исследовал социальную организацию и описал мир бюрократических организаций: иерархия, специализация, обезличенность, правила и установления, техническая компетентность, формальная коммуникация.
Организационная культура - совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, которые присущи только данной организации и формируются в ходе совместной деятельности ради достижения общей цели.
Социальная структура - система взаимосвязанных социальных позиций, обладающих различными измеряемыми признаками, - профессией, возрастом, образованием, доходами и т.д.
Четыре аспекта структуры, по П. Штомпке, - это 1) социальные роли, 2) типичные для данной позиции взгляды и убеждения, 3) характерные интересы или жизненные шансы, 4) типичные направления взаимодействия, предпринимаемого лицами, занимающими соответствующие позиции.
Социальная стратификация означает социальную дифференциацию и неравенство на основе таких критериев как доход, социальный престиж, образование, самоидентификация, участие во властных отношениях, постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе. Под равенством понимают 1) равенство личностное, 2) равенство возможностей, 3) равенство условий жизни, 4) равенство результатов.
Социальное неравенство необходимо обществу, чтобы общество могло развиваться.
Различают ряд типов стратификационных систем: физико-генетическая, социально-профессиональная, рабовладельческая, классовая, кастовая, культурно-символическая, сословная, культурно-нормативная, этакратическая.
Социально-экономический статус - категория для обозначения сложной классификации, основанной на различных измерениях социального неравенства.
В российском обществе выделяются группы, различающиеся по материальному положению:
Ø состоятельные (материальные средства достаточны для обеспечения высокого уровня жизни),
Ø обеспеченные (средств достаточно для обновления предметов длительного пользования, улучшения жилищных условий с помощью кредита,
Ø малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы),
Ø неимущие (имеют минимальные средства только для поддержания жизни).
Социальная мобильность – перемещение между позициями и группами, находящимися на разных уровнях стратификационных иерархий.
Виды мобильности: индивидуальная и групповая, вертикальная - восходящая и нисходящая и горизонтальная, межпоколенная и внутрипоколенная.
«Социальные лифты», каналы социальной мобильности – типичные сценарии продвижения, или карьеры, возможные в данном обществе, - семья, профессия, общественно-политическая деятельность, образование.
Социальный контроль - термин ввёл Г. Тард. Означает целенаправленное влияние общества на индивида ради создания и обеспечения в обществе социального порядка (Парк Р.) формы: принуждение, групповое давление и социализация. В связи с этим он подразделяется на формальный и неформальный. Функции – регулятивная, охранительная, стабилизирующая. Способы – дозволение, предписание, запрет.
Социальные нормы – правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы во взаимоотношениях друг с другом, обществом в целом.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Отклонения могут иметь как позитивный, так и негативный характер и угрожать стабильности общества. К основным формам девиантного поведения относятся преступность, алкоголизм, наркомания, суицид.
Культура (П. Сорокин) - общая совокупность того, что создано или модифицировано путём сознательной или несознательной активности индивидов, взаимодействующих друг с другом или обусловливающих поведение друг друга.
Термин «социология культуры» ввёл в действие немецкий социолог М. Вебер в 1917 г.
Функции культуры таковы: адаптивная, гуманистическая, социализирующая, познавательная, нормативная, социокультурного контроля, информационная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, аксиологическая, интегративная.
Типология культуры: П. Сорокин различал культуру трёх типов: идеациональную, сенситивную и идеалистическую.
Выделяют три формы мировой культуры: элитарную, народную, массовую.
Культура отдельных социальных групп (молодёжной, пожилых людей, национальной, профессиональной и т.д.) называется субкультурой. Субкультура отличается от доминирующей культуры, но их базовые ценности не противостоят друг другу.
Контркультура – часть культуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой (делинквентная культура). Это культура преступников, имеющих свои нормы, ценности, обряды, традиции, обычаи, жаргон, клички и т.д.
Мультикультурализм – сглаживание культурного многообразия.
М. Мид изучала процессы ассимиляции культур (культурного поглощения), аккомодации культур (вынужденного приспособительного освоения языка другой культуры) и культурного отбора (избирательного добровольного освоения ценностей другой культуры).
Культурный лаг, по Уильяму Огберну, - факт, когда некоторые элементы культуры изменяются быстрее других, в результате чего может быть подорвана система культуры.
Этноцентризм – практика оценки чужой культуры по стандартам родной демонстрируют все культуры, что порождает непонимание, а порой и конфликты. Культурный релятивизм - логическая альтернатива этноцентризму, практика оценки культуры исходя из её стандартов.
Информационным называется общество, в котором обеспечен доступ к информации благодаря компьютеризации. Человек здесь отчуждается от общества (Э. Тоффлер). Информация давит на людей (Э. Фромм).
Индустриальная цивилизация( Герберт Маркузе) означает тотальный контроль над человеком.
Институт культуры – организованное объединение людей, которые выполняют определённые социально значимые функции, обеспечивают совместное достижение целей на основе своих социальных ролей, задаваемых культурными ценностями, нормами, образцами поведения.
Институты культуры: наука, искусство, религия, кино, театр, музей и т.д.
Социальная система – это особый класс систем, элементный состав которой составляют люди, а также возникающие между ними отношения.
Общество представляет собой не просто социальную систему, но сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность), суперсистему (социетальную), необходимую для удовлетворения всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.
Общество – многоуровневая система. Первый уровень – социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий, второй уровень различные социальные институты и общности.
О. Конт понимал под обществом функциональную систему, включающую в себя государство, классы, семью, подчёркивал примат общества над индивидом, его объективность по отношению к индивиду.
Н. Смелзер определяет общество как объединение людей, имеющее определённые географические границы, общую законодательную систему и определённую национальную идентичность. Это понятие, не тождественное понятиям «государство» и «страна». Страна – географическая характеристика части планеты, государство – категория политологии, политической системы страны, общество – понятие, характеризующее социальную организацию страны.
По Конту, общество – это специфическая социальная реальность, часть объективного мира, имеющая двойственный характер. Во-первых, в обществе происходит продолжение биологического рода, во-вторых, общество обладает особым качеством – социальностью.
К. Маркс и его последователи трактуют общество как особый социальный организм, являющийся продуктом взаимодействия людей и подчинённый собственным законам функционирования и развития. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различают феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества.
Г. Спенсер опирался на идею эволюции обществ от простого к сложному и рассматривал общество как биологический организм, усложняющийся по мере развития. Для изучения общество он ввёл в оборот такие понятия как социальный институт, функция, структура, система, организация. Разделил общества на военные (низшая точка эволюции) и промышленные (высшая точка эволюции).
Э. Дюргейм рассматривает общества, основанные на механической солидарности (простые общества) и органической солидарности (сложные общества).
Ф. Тённис видит в обществе социальную общность. Он характеризует два типа отношений – общинные (родовые, соседские и дружеские) и общественные (строятся на основе полезности одного человека для другого). Тённис анализирует три типа обществ – допромышленное, традиционное и современное.
Микросоциологическая традиция: П. Сорокин утверждал, в отличие от них, что общество – результат взаимодействия индивидов в контексте широких социокультурных отношений и процессов. Зиммель представлял общество как комплекс обобществлённых индивидов.
По наличию письменности различают общества бесписьменные, дописьменные, письменные, где есть алфавит.
По господствующей религии общества подразделяют на мусульманское, христианское и т.д.
По языку выделяют общества франкоязычное, русскоязычное и т.д.
По способам получения средств к существованию вычленяют общества, живущие охотой и собирательством (аборигены Африки, Австралии), живущие родственными связями; садоводческие (Ближний Восток, юг Сахары), не прибегающие к плугу; аграрные (Древний Египет), с использованием животных в качестве рабочей силы, семья – основная производственная единица; промышленные (индустриальные), в современной эпохе (Северная Америка, Восточная Европа, Восточная Азия (Япония, Тайвань, Гонконг, Корея Южная), научные знания, тепловая и атомная энергия, совершенствование технологий.
Гражданское общество – термин Аристотеля. Т. Гоббс полагал, что естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а «война всех против всех», когда всем всё позволено. Но такое состояние не является благом для человека, который заинтересован в мире. Достичь мира можно только искусственным путём – через договор. Именно на нём основывается государство как олицетворение власти и справедливости. Ж.Ж. Руссо разработал концепцию естественного порядка: естественный порядок превращается в порядок позитивный, гражданское общество также противопоставляется природному состоянию человека. Центральная фигура гражданского общества – свободная и независимая личность.
Общества подразделяют также на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное (современное). В доиндустриальном обществе определяющий фактор развития - сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, а в постиндустриальном - информация (теоретическое знание).
Конфликт выступает как одна из распространённых форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей.
Аристотель, Гоббс, Гегель, Маркс, Вебер, Дарендорф, Рэкс рассматривают конфликты не как отклонение от нормы, а как нормы социальных отношений, нормальное состояние общества, источник общественного развития.
В теории социального конфликта конфликт – борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти, средств, когда цели противника нейтрализуются, ущемляются соперниками. Конфликт поддерживает динамическое равновесие в системе.
Типы конфликтов: когнитивный конфликт – борьба точек зрения людей, межличностный конфликт – противостояние двух личностей, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, социальный конфликт.
Три основные стадии развития конфликта: 1) латентную стадию(предконфликтная ситуация), 2) стадию открытого конфликта, 3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
Социальное изменение - различие между состоянием социальной системы в другой момент, на другом отрезке времени. Меняются состав системы, состояние системы, структура, функции, границы, окружение. Факторы экзогенные (внутренние) и эндогенные (внешние). Развитие может быть однолинейное, многолинейное, скачкообразное.
Социокультурные изменения своим источником имеют изобретения, дающие начало новому объекту, идее, социальному образцу, а также
иммигранты.
Идея прогресса – Ксенофонт (2-3 века до н.э.), термин – от Лукреция. Это движение к лучшему, счастливому будущему, регресс – обратное.
Социальные утопии, воображаемые образцы доброго, счастливого, совершенного общества будущего (Государство Солнца и Аркадия, миллениум и коммунизм).
Огюст Конт: закон интеллектуальной эволюции человечества указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития.
Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше.
Фердинанд Тённис в своей теории общности и общества (Gemeinschaft und Gesellschaft) дал объяснение процессу модернизации, как прогрессирующей утраты Gemeinschaft, или человеческой общности.
Дюркгейм писал, что традиционные общества объединены механической солидарностью, общими моральными взглядами.
О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям.
Макс Вебер видел суть современности в замене традиционного мировоззрения рациональным мышлением. В доиндустриальных обществах традиции препятствуют изменениям.
Вебер изучал типы людей – капиталистов, учёных, бюрократов, мировоззрение которых можно назвать рационалистическим, и именно они, по мнению Вебера, - примета современности.
Карл Маркс видел в современном обществе капиталистическое устройство. Индустриальную революцию он считал капиталистической. Беря по контроль систему производства, буржуазия заменяла феодальную аристократию. Вопрос социального прогресса решался через достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.
Л. Уорд, Н. Михайловский: прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания.
П.Сорокин: оба течения – социологическое и психологическое недостаточны, их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.
В конце ХХ века британский индус Кришан Кумар соединил основные мотивы рассуждений Конта и Вебера с идеями Парсонса о современности: 1) принцип индивидуализма, свободы от групповых связей и зависимостей, прав личности,
2) принцип дифференциации, выбора из множества вариантов во всех сферах жизни и несения ответственности за выборы,
3) принцип рациональности, апофеоза разума, логики, расчёта, объективности, эффективности,
4) принцип экономизма вопреки традиционным семейным, религиозным, военным или рыцарским ценностям,
5) принцип экспансивности, расширения в пространстве современного образа жизни, что носит название глобализации.
Роналд Робертсон определил глобализацию как совокупность процессов, делающих единым социальный мир.
Теория модернизации обретает громкую известность в 1950-60-х годах. Высокоразвитые и отсталые, постколониальные страны сосуществуют друг с другом. Мир делится на центр (метрополию) и периферию. Образцы современности воплощаются в цивилизации Запада и распространяются по всему миру.
В настоящее время в мире насчитывается 1 млрд нищих людей. Теория модернизации утверждает, что когда-то все были бедны, технологические изменения повысили производительность труда подняли жизненный уровень в некоторых странах.
Теория зависимости предполагает, что современные бедные общества не смогут модернизироваться, даже если пожелают.
Теория социального эволюционизма: интеллектуальный и технический прогресс расходится с моральным прогрессом. Эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям.
Немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть.
Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам.
Циклическая теория социокультурной динамики П.Сорокина - пессимистичная оценка перспектив развития современного западного общества. О том же - концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами — лидерами современной экономики. Капиталистическая мир-экономика, зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса.
Общественное мнение –состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности общностей, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение способно не только отражать объективную действительность, но и воздействовать на практическую деятельность людей через механизм социальных норм и контроля.
Г. Тард обосновывал возникновение общественного мнения действием психического механизма подражания, на основе которого строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований.
Г. Зиммель видел в подражании одно из существенных средств взаимопонимания.
Б.Д. Парыгин определяет общественное мнение как массовидное явление групповой психологии, психического состояния масс, социально – психологическое коммуникативное явление. А.К. Уледов отмечает, что общественное мнение – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку.
Признаки: публичность высказывания мнения, широкая распространенность в массах, подвижность, динамичность, выступает как продукт взаимодействия людей, затрагивает общие интересы, формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.
Основные методы его формирования - внушение, убеждение, подражание.
У. Липпман в книге «Общественное мнение»: общественное мнение, особенно по политическим вопросам, формируется средствами массовой информации.
Общественное мнение в современном обществе выступает как индикатор социальных процессов и явлений.