М.1. Общенаучный цикл. Базовая (обязательная) часть
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
знать:
─ основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры;
уметь:
─ дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах;
владеть:
─ основными навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем, приемами методологий правовой науки.
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Учебная дисциплина «Философия права» является базовой для формирования знаний и навыков по направлению подготовки магистров «Юриспруденции». Ее преподавание осуществляется во взаимосвязи с дисциплинами История государства и права, История политических и правовых учений, Теория государства и права, Социология права, История и методология юридической науки.
Учебная дисциплина включает теоретические, семинарские и практические занятия. На изучение учебной дисциплины выделяется 108 часов.
Лекции читаются по основной тематике дисциплины и направлены на раскрытие системы и основных теоретических положений философии права.
Практический курс по дисциплине включает проведение семинарских и практических занятий, дискуссии и диспуты, решение философско-правовых задач, тестовый контроль.
Значительная часть занятий проводится в интерактивной форме.
В ходе самостоятельной работы студенты изучают темы учебного плана, выполняют задания, пишут реферат, успешное выполнение которого (при условии активного участия в работе семинаров) является основным критерием итоговой оценки. Темы рефератов работ даны по темам в учебно-методических указаниях.
Приступая к изучению дисциплины необходимо обратить особое внимание на учебник Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2011.
Изучение самостоятельно курса «Философия права» предусматривает освоение ряда важных теоретических трудов, монографий и иных оригинальных работ по философско-правовой проблематике.
В самом начале изучения дисциплины необходимо выбрать тему для собственного итогового философского правового реферата (эссе).
Контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется в ходе текущего и рубежного тестового опроса и завершается зачетом с оценкой.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕМ ПО ВИДАМ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Для очной формы обучения
№ темы | Вид УЗ | К-во час. | Тема и учебные вопросы занятия | Средства обучения |
1 семестр | ||||
Модуль 1. Введение в философию права | ||||
1.2 | Лекц | Основные этапы формирования философии права 1. Предмет и задачи философии права 2. Становление философии права в системе наук 3. Основные исторические типы правопонимания. | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор. Дидактические материалы. Источники и литература: 1-8*. | |
1.2.1 | СЗ | Основные этапы формирования философии права 1. Вопросы для обсуждения: а) основные направления философско-правовой мысли античности и средневековья; б) философско-правовые учения Возрождения и Реформации; в) философско-правовые учения Нового Времени. II. Практическая часть: Собеседование по рефератам. | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 1-5, 8. | |
Модуль 2. Философско-правовые основы мировых правовых семей | ||||
2.1.1 | СЗ | Философско-правовые идеи восточных мыслителей 1. Вопросы для обсуждения: а) основные направления арабо-исламской философско-правовой мысли; б) философско-правовое учение М.Х. Рида, А.А. Разека; в) философско-правовые учения М. Абдо, А.К.Уда, С.И. Ургун, С.М. ат-Тамани и др.; г) сущность и особенности философско-правовой мысли Индии; д) сущность и особенности китайской философско-правовой мысли. II. Практическая часть: 1) Интеллектуальная летучка по теме. 2) Индивидуальное собеседование по темам рефератов и их защита. | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 3-5, 8. |
*Примечание: цифрами обозначены порядковые номера изданий в списке источников и литературы по теме.
№ темы | Вид УЗ | К-во час. | Тема и учебные вопросы занятия | Средства обучения |
2.2.1 | СЗ | Методологические подходы к решению философско-правовых проблем в англосаксонской и романо-германской правовых семьях 1. Дискуссия по вопросам: а) философско-правовые концепции представителей романо-германской правовой семьи; б) философско-правовое учение Гегеля; в) философско-правовые учения представителей англосаксонской правовой семьи; г) сущность и особенности прагматического направления философско-правовой мысли; д) философия правового «реализма» и «неореализма»; ж) марксистская философия права. II. Практическая часть: Собеседование по рефератам. | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 3, 6, 7. | |
2.3 | Лекц | Особенности философско-правовой мысли в России: эволюция и революция в решении проблем права и государства 1. Философско-правовые основы мировых правовых семей и место вреди них российской правовой системы. 2. Общая характеристика отечественной философско-правовой мысли как духовной основы российской правовой системы. | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 3, 5, 7, 8. | |
2.3.1 | СЗ | Особенности философско-правовой мысли в России: эволюция и революция в решении проблем права и государства 1. Дискуссия по вопросам: а) особенности древнерусской философско-правовой мысли; б) философско-правовые учения средневековой Руси; в) философско-правовые учения в России ХIХ-ХХ вв. г) сущность и особенности философско-правовой мысли советского и постсоветского периодов. II. Практическая часть: выполнение практического задания «Онтологический и аксиологический анализ основных отечественных философско-правовых концепций»; рубежный контроль по темам 2 модуля | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 3, 5, 7, 8. |
№ темы | Вид УЗ | К-во час. | Тема и учебные вопросы занятия | Средства обучения |
Модуль 3. Философско-правовые проблемы различных отраслей права | ||||
3.1 | Лекц | Философско-правовые проблемы конституционного (государственного) и административного права 1. Основы философии конституционного права 2. Философские основы административного права 3. Некоторые аспекты философии других отраслей права | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 1-3, 5-8. | |
3.1.1 | СЗ | Философско-правовые проблемы конституционного (государственного) и административного права 1. Диспут по вопросам темы: а) основные философско-правовые концепции в сфере конституционных правоотношений; б) философия права и философия конституционного права: общее и особенное; в) методология и аксиология философии конституционного права. 2. Собеседование по рефератам. | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 1-3, 5-8. | |
3.1.2 | ПЗ | Философско-правовые проблемы конституционного (государственного) и административного права 1. Интеллектуальная разминка. 2. Разбор конкретных конституционно-правовых ситуаций. 3. Контрольный опрос по теме. | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 1-3, 5-8. | |
3.3.1 | СЗ | Философско-правовые проблемы уголовного и уголовно-процессуального права Дискуссия по вопросам: 1) Сущность и особенности эволюции философско-правовой мысли в сфере уголовного права. 2) Духовно-нравственная причинность в уголовном праве: а) духовность как объект уголовно-правовой охраны; б) духовность в механизме преступного поведения; в) духовно-нравственное содержание уголовного закона; г) духовно-нравственная характеристика общественно опасных последствий. | Доска, мел, указка, презентация, экран, видеопроектор Дидактические материалы. Источники и литература: 1, 3, 6-8. |