Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине
«Социология международных отношений»
Дисциплина «Социология международных отношений» содержит сведения о предмете и методе политологии, ее месте в системе политических наук и основных категориях и парадигмах политических и социологических дисциплин.
Основной целью преподавания дисциплины «Социология международных отношений» является передача студентам знаний специфике социологического анализа международных политической отношений, знания о субъектах и формах проявления международных политических отношений, политических изменениях и процессах в мире. Изучение данного курса также предполагает выработку у студентов знаний доктрин международной политики и моделей устройства мира.
Преподавателю необходимо изложить материал в доступной для студентов форме, сохраняя научную основу содержания, логику изложения, и в тоже время не опуститься на уровень, который характерен для упрощенных подходов. Практически по каждому вопросу необходимо показывать особенности его постановки в специфических условиях современной международной политики.
Преподавание дисциплины «Социология международных отношений» должно:
· дать студентам знания по дисциплине «Социология международных отношений»;
· способствовать развитию у студента навыков работы с нормативо-правовыми документами (международными законами, постановлениями, указами и т.д.), научной литературой, статистическими данными;
· развить навыки практического применения полученных знаний;
· привить студентам навыки самостоятельного анализа международных социально-политических проблем, выработки путей их решения.
В результате обучения студент должен приобрестизнания в объеме, который в будущем позволит ему анализировать, систематизировать полученные теоретические и практические знания для выработки оценки ситуации, способов ее решения и прогнозов ее развития. Применять эти навыки в работе в качестве социолога в организациях, учреждениях и предприятиях и на других должностях, на которых возможно и необходимо применение данных знаний.
Методика подготовки и проведения занятий предполагает использование традиционных методик обучения (лекции, практики) с включением инновационных элементов – применение контрольных срезов знаний студентов в текущей и итоговой аттестации. При преподавании данной дисциплины до сведения студентов должно быть доведено, что Социология международных отношений использует в основном политологические и социологические методы.
Вышеперечисленные обстоятельства налагают на преподавателя большую ответственность и требуют от него обладания значительным объемом знаний в сфере различных наук.
Основные принципы учебных занятий:
· недопустимость однообразия методических приемов и средств обучающего воздействия на студентов;
· четкая системность каждого учебного занятия как комплексной системы организационной, учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно- познавательной деятельностью студента;
· высокая правовая и общая культура преподавателя высшей школы.
Структура содержание методических материалов, обеспечивающих проведение занятий. Преподавание дисциплины «Социологии международных отношений» преследует цели наиболее оптимального изложения и охвата необходимого учебного материала с учетом реального времени, отводимого на изучение по учебному плану вуза.
Оптимальным представляется установление в учебном плане одинакового количества как лекций, так и семинарских (практических) занятий. Усвоение основных положений и понятий социологии международных отношений, а также возможность их практической реализации предполагает чередование практических занятий и теоретических семинаров, включающих серьезную самостоятельную работу под руководством и контролем преподавателя.
Основным документом, определяющим объем курса, минимум требований, которые могут быть предъявлены студенту на зачете,является рабочая программа, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями, предъявляемыми в учебных заведениях.
Курс лекций и семинарских (практических) занятий подразделяется на два раздела – общий и специальный. В общем разделе освещаются, анализируются и обсуждаются политические субъекты, процессы, явления и категории международной политической жизни общества с точки зрения основных теорий, подходов, концепций науки.
В специальном разделе даются социально-политические характеристики отдельных акторов политической жизни с точки зрения социологического подхода, а именно: применения методов и методик для исследования международной политической реальности отдельных обществ и государств. Определяется специфика применения данных методов в Социологии международных отношений и с учетом особенностей процессов современной внешней политики государств.
Методика чтения лекций.Для чтения лекции необходимо выбрать оптимальное количество рассматриваемых вопросов, четко распределить время, затрачиваемое на рассмотрение каждого из вопросов. Необходимо помнить, что, прежде всего, лекция существует для того, чтобы дать студентам «свежий» материал. Лекция выступает в качестве первоисточника, из которого студент черпает совершенно новые для него сведения. Лекция предоставляет студенту возможность для непосредственного восприятия материала. Она должна приобщить студента к творчеству, размышлению. В ходе лекции необходимо после представления официальной позиции ведущих ученых изложить авторский взгляд на рассматриваемые проблемы, акцентировать внимание на практической значимости рассматриваемых вопросов.
Основными элементами лекции должны выступать:
· вступление;
· изложение основного материала (вопросов лекции);
· заключение.
При чтении лекции рекомендуется использование опорных материалов (текст лекций, краткий план).
Для лекций по дисциплине «Социология международных отношений» наиболее приемлемым следует считать средний темп изложения материала.
Наиболее приемлемой манерой изложения материала является так называемый академический стиль.
Вопросы студентов нельзя оставлять без ответа. Ответы должны быть четкими, понятными и убедительными.
В ходе изучения дисциплины для оказания помощи студентам необходимо регулярно проводить групповые и индивидуальные консультации, правильно организовать самостоятельную работу студентов – довести до их сведения виды самостоятельной работы, графики организации самостоятельной работы студентов и контролировать ее выполнение.
Усвоение студентами информации рекомендуется проверять на семинарских (практических) занятиях по вопросам и заданиям, сформулированными к данным занятиям, а также защитой рефератов. Провести семинарское (практическое) занятие на высоком уровне – это задача еще более сложная, чем прочитать лекцию. В дидактике семинар рассматривается как один из видов практического занятия и представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Семинары по дисциплине «Социология международных отношений» включают наряду с этим и работу по анализу практических ситуаций в международной политике, так как специфика дисциплины обусловливает оптимальность совмещения вышеуказанных составляющих для успешного усвоения изучаемого материала. Именно на этих занятиях раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов. В ходе их проведения необходимо углубить знания, приобретенные на лекциях, способствуя самостоятельной работе студентов. Чаще всего рекомендуется использовать вопросно-ответные семинары, семинары с использованием докладов, семинары с использованием рефератов, семинары – контрольных срезов, а также семинары в виде развернутой беседы. Оптимальным является использование смешанного семинара, включающего вышеперечисленные элементы. В ходе их проведения целесообразно использовать приемы, которые создают ситуации, провоцирующие студентов на свободное самовыражение их мнений по обсуждаемым вопросам. Планы данных занятий служат методическим документом при самостоятельной работе студентов. Количество вопросов в плане может быть различным, это зависит от сложности и объемности темы.
По своей структуре вышеуказанное занятие следует разделить на четыре части:
· вступительное слово преподавателя;
· обсуждение студентами предложенных на занятие вопросов и заданий;
· заключительное слово преподавателя;
· задание студентам на будущее занятие.
Промежуточной формой контролядля студентов могут являться контрольные срезы знаний студентов, определяющие уровень знаний студентов по двум блокам контрольных срезов, которые рекомендуется проводить на 6 и 8 учебных неделях. Одной из эффективных форм контроля является защита рефератов по темам, предложенным в разделе 1.5.3. «Темы рефератов».
Основным документом, определяющим объем курса, минимум требований, могущих быть предъявленными студенту на зачете, является рабочая программа, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями, предъявляемыми в учебных учреждениях.
Итоговой формой контроля как для студентов является зачет, в ходе которого преподаватель должен проверить теоретические знания, практические навыки и умения студентов. Зачет по дисциплине «Социология международных отношений» рекомендуется проводить в устной форме с использованием билетов. Во время зачета преподаватель должен быть терпеливым, доброжелательным и объективным в обращении к студентам.
В целях более оптимальной оценки успехов студента в освоении дисциплины «Социология международных отношений» целесообразно оценить учебную деятельности студента по изучению дисциплины «Социология международных отношений» состоящую из следующих этапов:
1 этап – текущая учебная деятельность: посещение занятий, выполнение семестрового плана самостоятельной работы, активная работа на занятиях, успешное прохождение контрольных срезов;
2 этап – учебная деятельность в ходе сдачи зачета: формулирование общих понятий, основная часть, решение проблемы (оценка геополитической ситуации в мире).
Средствами обучения при преподавании дисциплины «Социология международных отношений» являются: нормативно-правовые материалы (текст), учебники по данной дисциплине (текст), иная специальная литература (текст), иллюстративный материал по отдельным темам курса.
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.
Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций, включают:
1. График самостоятельной работы (для дневного отделения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.
2. Расписание зачетов, определяющее сроки итоговой аттестации.
Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:
1. Вопросы на зачет;
2. Задания для контрольных срезов по темам;
3. Материалы для проведения самой аттестации, включающие:
· Задания по блокам тем и по дисциплине в целом (в бумажном и электронном виде),
· Билеты на зачет.
Итоговой формой контроля как для студентов дневного отделения является Зачет, в ходе которого проверяются теоретические знания, практические навыки и умения студентов.
Перечень вопросов к зачету:
1. МО как особый род общественных отношений
2. Предмет СМО.
3. Традиции и парадигмы в науке о МО.
4. Проблема законов в сфере м.о. и ее теоретические отражения
5. "Традиционные" и "научные" методы изучения м.о. Особенности применения общенаучных методов к анализу м.о.
6. Системный подход в исследовании МО.
7. Особености моделирования международных систем
8. Общая характеристика специальных методов и частных методик международно-политического анализа
9. Основные закономерности и тенденции эволюции м.о.
10. Основные положения и представители классической парадигмы. Реализм и неореализм
11. Марксистско-ленинское понимание сущности МО. Марксизм и неомарксизм
12. Содержание и представители “глобализма” в изучении международных отношений
13. Основные положения и представители классической парадигмы. Реализм и неореализм
14. Особенности и представители либерально-идеалистической парадигмы.
15. Марксистско-ленинское понимание сущности МО. Марксизм и неомарксизм
16. Неореализм, неолиберализм, неомарксизм: их отличия от канонических парадигм
17. Специфика, возможности и пределы "научного" и "традиционного" подходов к анализу МО.
18. Понятия структуры и среды в м.о. Особенности международной среды;
основные компоненты среды международных отношений.
17. Специфика современной социальной среды глобальной системы м.о.
18. "Внесоциальная" международная среда. Геополитические концепции начала ХХ века
19. Геополитические характеристики международной системы на рубеже ХХI столетия
20. Содержание понятий "субъект", "агент", "актор", "участник" м.о.; Соотношение и взаимосвязь основных участников м.о.
21. Государство как основной международный актор
22. Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в м.о.
23. Особенности международной роли ТНК, национально-освободительных движений и т.п. участников м.о.
24. Теоретический и конкретно-политический статус индивида как международного актора
25. Основные тенденции м.о., касающиеся перераспределения ролей и взаимодействия международных акторов
26. Существует ли международная мораль? Критерии морали в трактовке основных теорий м.о.
27. Доктрина "естественого права" и общечеловеческие ценности и идеалыэ
28. Основные принципы международного права, специфика их регулятивной роли
29. Международное гуманитарное право и его нормы
19. Дипломатия и мировая политика
20. Проблема суверенитета в современных условиях
21. ООН в современном мире: задачи, структура, проблема эффективности
22. Международные организации в системе властных отношений на мировой арене
23. Понятие “мировая политика”, его значение в исследовании международных отношений
24. Исторические типы международных систем
25. Ресурсы и стратегии участников международных отношений
26. Особенности современного мирового порядка
27. НПО- общая характеристика и роль в современной системе международных отношений
28. СНГ в системе международных отношений
29. Мортон Каплан о классификации международных систем
30. Среда международных отношений
31. Принципы геополитического анализа
32. Особенности геополитического положения современной России
33. Понятие “цель” в международных отношениях. Соотношение целей и результатов в международно-политической практике
34. Цели и интересы участников международных отношений
35. Понятие и основные компоненты национально-государственного интереса
36. Понятие и основные компоненты международной безопасности
37. Национальная безопасность в структуре национально-государственных интересов современной России
38. Военная сила в международных отношениях
39. Исторические тенденции изменения роли насилия в международных отношениях
40. “Центры силы” в международных отношениях: понятие, системная роль, современные реалии
41. Международные отношения в понимании марксизма
42. Модернизм в исследовании международных отношений
43. “Теория циклов” в мировой политике
44. Баланс сил в международных отношениях: понятие, системная функция, исторические формы
45. Место и роль России в современной системе международных отношений
46. Роль морали в международных отношениях
47. Особенности регулятивной роли международного права
48. Противоречие, кризис, конфликт в международных отношениях
49. Формы и стадии эскалации межгосударственного конфликта
50. Управление ходом международных конфликтов
51. Пути и средства разрешения международных конфликтов
52. “Международный порядок”, его содержание и измерения. Соотношение понятий “международный порядок” и “мировой порядок”
53. Исторические формы международного порядка
54. Особенности современного международного политического порядка
55. Соотношение конфликта и стабильности в международных отношениях
56. Глобальные проблемы современности в мировой политике
57. Взаимосвязь внутренней, внешней и мировой политики
58. Концептуальные модели формирования внешней политики
59. Современная структура властных отношений на мировой арене.
60. Международный и межгосударственный конфликт: общее и особенное;
61. Особенности международных конфликтов современности
62. Понятие и виды международного сотрудничества
63. Сотрудничество как фактор стабилизации международных отношений