Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
В.С. Белозеров
________________
(подпись)
«___»_________________2011 г.
Социология журналистики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
031300 - Журналистика
Профиль подготовки
__________________________________________________
Квалификация выпускника
Бакалавр
Объем занятий: всего 72
Изучается в 4 семестре
Разработана:
доц. Азарная М.А., доц. Клец Ю.А.
Дата разработки:
«__» _________ 20__ г.
Согласована:
Декан __ФФЖ_____
(факультет)
/___________/ проф. Серебряков А.А.
(подпись)
«_____» ____________ 2011 г.
Зав. кафедрой
/проф. Лепилкина О.И./______ (подпись)
Рассмотрено УМК ФФЖ
«___» ___________ 2011 г.
протокол №
Председатель УМК ____________
(подпись)
Ставрополь, 2011
Содержание
Предисловие…………….………………………………………………….. 3
Учебно-тематический план…………….………………………………… 5
Практические занятия:
Объект, предмет и структура социологии журналистики………………….
Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике……………………………………………………………………
Социальные функции СМИ…………………………
Виды эмпирических исследований СМИ ….…………………………
Методы сбора данных в социологических исследованиях СМИ .…………
Направления эмпирических исследований ………………………………….
Социологические исследования аудитории…………………………………..
Задания для СРС……………………………………………………………….
Вопросы для итогового контроля знаний…………………………………….
Темы для контрольных работ…………………………………………………
Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………….
Предисловие
Цель освоения дисциплины «Социология журналистики» -способствовать формированию у студентов общенаучных, общепрофессиональных и социально-личностных компетенций посредством изучения основных этапов развития социологического знания о журналистике, современных методологических подходов к исследованию СМИ.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Социология журналистики» относится к социально-профессиональному циклу Б.1 (базовая часть). Ее освоение проходит в четвертом семестре. Для изучения дисциплины требуются базовые знания в области социальной философии (гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин бакалавриата), политологии (социально-профессиональный цикл дисциплин бакалавриата). Полезны также будут знания в области теории и практики журналистской деятельности, полученные в курсах «Введение в теорию журналистики» и «Система печати» (профессиональный цикл дисциплин бакалавриата).
Материал данного курса должен быть активно использован на дальнейших этапах обучения: в ходе освоения некоторых дисциплин магистерской программы («Журналистика как социокультурный феномен» «Методология и методика медиаисследований»), для работы в творческих студиях в ходе предусмотренной производственной практики.
Курс можно также охарактеризовать как один из базовых для подготовки выпускной квалификационной работы, так как он позволяет сформировать аналитический подход к методам исследования СМИ.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология журналистики»:
· понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-2);
· способность использовать знания в области социальных и экономических наук для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);
· способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задачи и определять способ решения проблем (ОК-16);
· способность к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умение самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий (ПК-13);
· ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК - 14);
· понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15);
· понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК - 16).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные закономерности и принципы функционирования современного общества и СМИ в нем, сущность СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, ориентироваться в их функциях, содержании ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации; понимать суть взаимодействия СМИ и аудитории, социальный смысл участия общества в коммуникации;
Уметь: анализировать и использовать социологическую информацию в практической работе;
Владеть: основами знаний о методах социологических исследований в сфере СМИ.
4. Структура и содержание дисциплины«Социология журналистики»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | Практические занятия | СРС | ||||
Социология журналистики как научная и учебная дисциплина | 1-2 | проверка составленной по лекции терминологической таблицы | ||||
Объект, предмет и структура социологии журналистики | 3-4 | проверка конспекта лекции; устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в дискуссии) | ||||
Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике | 5-6 | Устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в дискуссии) | ||||
Социальные функции СМИ | 7-8 | Устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в дискуссии) | ||||
Виды эмпирических исследований СМИ | 9-10 | Устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в дискуссии) | ||||
Методы сбора данных в социологических исследованиях СМИ | 11-12 | Устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в дискуссии) | ||||
Направления эмпирических исследований | 13-14 | Устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в дискуссии) | ||||
Социологические исследования аудитории | 15-16 | Устный опрос на практическом занятии (предполагается участие в дискуссии) | ||||
Прикладное социологическое исследование | Защита исследовательских проектов | |||||
Всего |
Практические занятия
ТЕМА 1: Объект, предмет и структура социологии журналистики
Цель занятия: способствовать формированию общенаучных и общепрофессиональных компетенций посредством изучения социологии журналистики как науки и учебной дисциплины.
Форма проведения: занятие проводится в форме беседы.
Вопросы для подготовки:
1. Объект социологии СМИ.
2. Предмет и структура социологии журналистики.
3. Проблематика социологии СМИ.
Методические рекомендации:
1. Для подготовки ответа на первый вопрос обратитесь к учебному пособию И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ». Сделайте выписки из параграфа 1.1 «Объект социологии СМИ» (глава 1 «Объект и предмет социологии журналистики»).
2. При подготовке ко второму и третьему вопросам используйте параграф 1.2. «Предмет, структура и проблематика социологии СМИ» в учебном пособии И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ». Сделайте необходимые выписки.
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Расскажите, что может являться объектом социологического исследования СМИ.
2. Охарактеризуйте предмет и структуру социологии журналистики.
3. Обозначьте основной спектр проблем, изучаемых в социологических исследованиях о журналистике.
Литература для подготовки
Основная:
1. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Социология журналистики: Учебное пособие / Под ред. Корконосенко С.Г. – СПб., 2004.
2. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http//www.evartist.ru.
ТЕМА 2: Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике
Цель занятия: способствовать выработке у студентов методологической, информационной, социокультурной и социально-личностных компетенций в процессе изучения основных этапов развития социологии журналистики.
Форма проведения: занятие проводится в форме беседы.
Вопросы для подготовки:
1. Возникновение социального знания о журналистике.
2. Журналистика и социология в XIX веке: первые опыты взаимодействия.
3. Развитие социологического знания в первой половине XX века.
4. Самоопределение социологии СМИ как науки во второй половине XX века.
5. Основные теории массовой коммуникации.
Методические рекомендации:
1. При подготовке ответа на первый вопрос обратитесь к учебному пособию «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (С.6 – 11 из главы 1 «Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике»).
2. Используя учебное пособие «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко, подготовьте ответ на вопрос о взаимодействии социологии и журналистики в XIX веке (С.11 – 16 из главы 1 «Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике»).
3. Подготовьтесь к ответу на третий вопрос, используя учебные пособия «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (С.16 – 20 из главы 1 «Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике») и «Социология СМИ» И.Д. Фомичёвой (С. 152 - 154).
4. Для ответа на четвёртый вопрос воспользуйтесь учебными пособиями «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко(С.20 – 28 из главы 1 «Возникновение и пути развития социологического знания о журналистике») и «Социология СМИ» И.Д. Фомичёвой (С. 154 - 183).
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Охарактеризуйте основные этапы развития социологического знания о журналистике.
2. Дайте общую характеристику основополагающим теориям о социологии журналистики.
Литература для подготовки
Основная:
1. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Социология журналистики: Учебное пособие / Под ред. Корконосенко С.Г. – СПб., 2004.
2. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http//www.evartist.ru.
ТЕМА 3, 4: Социальные функции СМИ
Цель занятия: способствовать формированию у студентов методологической, информационной, социокультурной и социально-личностных компетенций посредством изучения социальных функций СМИ.
Форма проведения: занятие проводится в форме беседы.
Вопросы для подготовки:
1. Подходы к моделированию функций.
2. Коммуникативная функция СМИ.
3. Особенности информационной функции социологии журналистики.
4. Ценностно-регулирующая функция и её специфика.
5. Социально-организационная и социально-креативная функции СМИ.
6. Особенности функции форума, или канала социального участия.
7. Специфика функции психического регулирования.
Методические рекомендации:
1. Для подготовки на первый вопрос воспользуйтесь учебным пособием И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ» (параграф 2.1. «О подходах к моделированию функций» из главы «Социальные функции»).
2. При подготовке на второй – четвёртый вопросы обратитесь к параграфам 2.2. «Коммуникативная функция», 2.3. «Информационная функция», 2.4. «Ценностно-регулирующая функция» из главы «Социальные функции» в учебном пособии И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ».
3. При подготовке на пятый – седьмой вопросы обратитесь к параграфам 2.5. «Социально-организационная и социально-креативная функции», 2.6. «Функция форума, или канал социального участия», 2.7. «Функция психического регулирования» из главы «Социальные функции» в учебном пособии И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ»
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Охарактеризуйте основные подходы к определению и моделированию функций.
2. Перечислите социальные функции СМИ, дайте общую характеристику каждой из них.
Литература для подготовки
Основная:
1. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Социология журналистики: Учебное пособие / Под ред. Корконосенко С.Г. – СПб., 2004.
2. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http//www.evartist.ru.
ТЕМА 5: Виды эмпирических исследований СМИ
Цель занятия: способствовать развитию у студентов общенаучных, общепрофессиональных и социально-личностных компетенций в процессе изучения видов и особенностей проведения эмпирических исследований.
Форма проведения: занятие проводится в форме беседы и деловой игры.
Вопросы для подготовки:
1. Измерение в социологии. Социальный факт.
2. Виды эмпирических исследований.
3. Социальные показатели. Шкалы.
4. Процедура исследования и факторы надёжности собранной информации.
5. Выборка и репрезентативность данных.
Методические рекомендации:
1. При подготовке на первый – пятый вопросы обратитесь к параграфам 5.1. «Измерение в социологии. Социальный факт», 5.2. «Виды эмпирических исследований», 5.3. «Социальные показатели. Шкалы», 5.4. «Процедура исследования и факторы надёжности собранной информации», 5.5. «Выборка и репрезентативность данных» из главы «Эмпирические исследования СМИ: процедура и методы» в учебном пособии И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ».
2. На занятии будет предложено на выбор несколько тем социологических исследований. На основе изученного теоретического материала определите, какой тип выборки необходимо использовать при изучении конкретного предмета исследования, обоснуйте свой выбор (аудитория задает вопросы, оценивает выступления).
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Расскажите об измерении в социологии СМИ. Дайте определение социального факта.
2. Охарактеризуйте виды эмпирических исследований.
3. Дайте определение выборки. Выделите и охарактеризуйте виды выборки.
Литература для подготовки
Основная:
1. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Социология журналистики: Учебное пособие / Под ред. Корконосенко С.Г. – СПб., 2004.
2. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http//www.evartist.ru.
ТЕМА 6, 7: Методы сбора данных в социологических исследованиях СМИ
Цель занятия: способствовать формированию у студентов методологической, информационной, социокультурной и социально-личностных компетенций посредством изучения методов социологии СМИ.
Форма проведения: занятие проводится в форме беседы.
Вопросы для подготовки:
1. Методы в журналистике и социологии.
2. Опрос как один из распространённых методов сбора информации. Виды вопросов.
3. Метод анализа документов.
4. Наблюдение как традиционный метод сбора данных.
5. Организация эмпирических исследований.
6. Социологические виды интервью.
7. Особенности метода публицистического прогнозирования и биографического метода.
8. Представление результатов исследования.
Методические рекомендации:
1. При подготовке к ответу на первый вопрос воспользуйтесь учебным пособием «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (параграф «Методы в социологии и журналистике» в главе 3 «Социологические методы в труде журналиста»).
2. Для подготовки к ответу на второй вопрос обратитесь к учебным пособиям И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ» (параграф 5.6.1. «Опросы», С.208-214) и «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (параграф «Интервью» в главе «Социологические методы в труде журналиста», С.149 - 173).
3. При подготовке к третьему вопросу воспользуйтесь учебными пособиями И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ» (параграф 5.6.2. «Изучение документов», С.214-220) и «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (параграф «Нетрадиционные для журналистики методы» в главе «Социологические методы в труде журналиста», С.177 - 181).
4. Для подготовки ответа на четвёртый вопрос обратитесь к параграфу 5.6.3. «Наблюдение» из главы «Эмпирические исследования СМИ: процедура и методы» в учебном пособии И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ», а также к параграфу «Наблюдение и эксперимент» в учебном пособии «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко.
5. При подготовке к ответу на пятый вопрос воспользуйтесь учебным пособием И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ» (параграф 5.7. в главе 5 «Эмпирические исследования СМИ: процедура и методы»).
6. При подготовке к ответу на шестой и седьмой вопросы воспользуйтесь учебным пособием «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (параграф «Нетрадиционные для журналистики методы» в главе 3 «Социологические методы в труде журналиста»).
7. Для подготовки к ответу на восьмой вопрос обратитесь к учебным пособиям И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ» (параграф 5.8. «Статистическая обработка и интерпретация собранных данных») и «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (параграф «Анализ и интерпретация полученных данных» в главе «Социологические методы в труде журналиста»).
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Дайте определение метода в журналистике и социологии.
2. Охарактеризуйте методы, используемые в эмпирических социологических исследованиях СМИ.
3. Расскажите о процедуре обработки и интерпретации данных. Каким образом можно представлять результаты исследования.
Литература для подготовки
Основная:
1. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Социология журналистики: Учебное пособие / Под ред. Корконосенко С.Г. – СПб., 2004.
2. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http//www.evartist.ru.
ТЕМА 8: Социологические исследования аудитории
Цель занятия: способствовать формированию у студентов методологической, информационной, социокультурной и социально-личностных компетенций в процессе знакомства с методиками социологических исследований аудитории.
Форма проведения: занятие проводится в форме круглого стола.
Вопросы для подготовки:
1. Факторы развития эмпирических исследований аудитории и подходы к ним.
2. Понятия и типы аудитории. Её характеристики.
3. Аудитория как потребитель продукции СМИ. Её отношение к журналистике.
4. Выполнение исследования аудитории.
5. Презентация студенческих социологических исследований.
Методические рекомендации:
1. При подготовке к ответу на первый вопрос воспользуйтесь учебным пособием И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ» (параграф 6.4.1. «Факторы развития эмпирических исследований аудитории и подходы к ним» в главе 6 «Направления эмпирических исследований»).
2. При подготовке к ответу на второй вопрос воспользуйтесь учебным пособием «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (параграфы «Понятия и типы аудитории», «Характеристики аудитории» в главе 2 «Социологические исследования аудитории и рынка СМИ»).
3. Для подготовки к ответу на третий вопрос обратитесь к учебным пособиям «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (параграф «Аудитория как потребитель продукции СМИ» в главе «Социологические исследования аудитории и рынка СМИ») и И.Д. Фомичёвой «Социология СМИ» (параграф 6.4.4. «Отношение аудитории к СМИ»).
4. При подготовке к ответу на четвёртый вопрос воспользуйтесь учебным пособием «Социология журналистики» под редакцией С.Г. Корконосенко (параграф «Выполнение исследования СМИ» в главе 2 «Социологические исследования аудитории и рынка СМИ»).
5. При подготовке к вопросу 5 воспользуйтесь результатами исследований, выполненных в рамках СРС. Подготовьте компьютерную презентацию и устное выступление о проделанной работе (студенты группами по очереди выступают с самопрезентациями, аудитория задает вопросы, оценивает выступление).
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Выделите основные факторы развития эмпирических исследований аудитории и охарактеризуйте подходы к ним.
2. Дайте общую характеристику типам аудитории.
3. Расскажите о методиках выполнения исследования аудитории.
Литература для подготовки
Основная:
1. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Социология журналистики: Учебное пособие / Под ред. Корконосенко С.Г. – СПб., 2004.
2. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. http//www.evartist.ru.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС