Карта наблюдения проявления гендерных стереотипов

Наблюдаемые характеристики Женщины Мужчины
Индивидуальные психологические особенности    
Работа: профессия, должность, статус    
Семья: функции, контекст ситуации    
Типичные атрибуты    
Сексуальность и сексапильность, % открытости тела    
Стереотипы поведения    

2. Контент-анализ содержания объявлений из газетных рубрик «Ищу работу», «Требуется…» и т.п.

3. Контент-анализ содержания газетных объявлений о знакомствах: «Она ищет его», «Он ищет её» (объявления мужчин, находящихся в местах лишения свободы, анализировать отдельно), «Он ищет его», «Она ищет её».

4. Традиционный и контент-анализ образов мужчин и женщин в специализированных журналах («Men’s Health», «Playboy», «Coolgirl», «Лиза», «Космополитен», «Медведь» и др.).

Практические задания для выполнения в группах:

Контент-анализ предложенных материалов.

Материалы для контент-анализа (смысловые единицы анализа студенты выделяют самостоятельно):

٧ МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по проблематике курса «Гендерология и феминология»:

1. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 311-320.

2. Пекинская декларация // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 321-325.

3. Платформа действий // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000.
С. 325-338.

4. Конвенция улучшения положения женщин в РФ // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 338-348.

5. Декларация о равенстве между женщинами и мужчинами как главный критерий демократии // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 349-352.

6. Многоцелевые стратегии, направленные на достижение равноправия женщин и мужчин как основной критерий демократии // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 353-360.

7. Институциональные механизмы улучшения положения женщин: некоторые результаты, достигнутые со времени проведения Пекинской конференции // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 360-361.

8. Оценка осуществления общесистемного среднесрочного плана по улучшению положения женщин, 1996-2001 годы: Доклад Генсекретаря ООН // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 361-371.

9. Специальнаясессия Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке»: Политическая декларация государств-участников (проект) // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 371-373.

10. Выступления главы делегации РФ по обзору и оценке выполнения решений IV Всемирной конференции по положению женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 373-375.

11. Национальный доклад о выполнении в Российской Федерации платформы действий, принятой на IV Всемирной конференции по положению женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 376-394.

12. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. М., 1998. 264 с. (Сборник ратифицированных и нератифицированных международных документов о правах женщин и детей – ООН, МОТ, Совет Европы, СНГ и др. – с комментариями.)

13. О мерах по расширению представленности женщин в системе органов государственного управления в ряде ведущих в этом отношении стран мира // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Ред. О.А. Ворониной и др. М.: Моск. центр гендерных исследований, 2000. С. 163-167.

٧Материалы вебсайтов (по гендерным исследованиям)[6]:

· Московский центр гендерных исследований

http: //www.gender.ru

· Российские феминистские ресурсы

http://www.geocities.com/Athens/2533/russfem.html

· Центр гендерных исследований Европейского гуманитарного университета

http: //www1.ehu.unibel.by/

· Харьковский центр гендерных исследований

http://www.gender.univer.kharkov.ua

· Открытая женская линия

http: //www.owl.ru

· Каталог информационных ресурсов «Интернет – женщинам!»

http: //www. iw.owl.ru

· Женская информационная сеть

http://www.womnet.ru

· Консорциум женских неправительственных организаций

http://www.wсons.org.ru

· Рубрика сайта Агентства социальной информации

http://www.asi.org.ru/issues/gender.htm

· «WE/МЫ» – Диалог женщин

http://www.neww.org/vim/vimintro.htm

· Селянка: организация женщин российского села

http://www.csica.com/selyanka/

· Серапионовы сестры: женский веб-журнал

http://www.nevapress.spb.ru/sisters/

Литература:

1. Боренстейн Э. Ах, «Андрюша», нам ли быть в печали… Национализм современных «мужских» журналов / Э. Боренстейн // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 360-377.

2. Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / О.А. Воронина. М.: МЦГИ, 1998. 156 с.

3. Гайдис В.А. Брачные объявления: некоторые результаты эксперимента журнала “Шейма” / В.А. Гайдис, С.С. Рапопорт, Д.Г. Турейките // Социол. исслед. 1985. № 4. С. 66-70.

4. Грамм М. Разные родители, разные мечты: сравнительный анализ культурных ценностей, используемых в рекламе продуктов для детей в Дании, Германии и Великобритании / М. Грамм, Х. Нисс // Рубеж. 1999. № 13 -14. С. 126-141.

5. Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе / И.В. Грошев // Социол. исслед. 1999. № 4. С. 71-78.

6. Грошев И.В. Образ женщины в рекламе / И.В. Грошев // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 331-343.

7. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе / И.В. Грошев // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 119-134.

8. Забадыкина Е. Сексизм в средствах массовой информации / Е. Забадыкина // Все люди – сестры. СПб., 1994. Бюл. № 3.

9. Зуйкова Е.М. Феминология: Учеб. пособие / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. М., 2001. С. 176-184.

10. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу / Е.И. Кравченко // Социол. исслед. 1993. № 2. С. 117-132.

11. Кирилина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации / А.В. Кирилина // Гендер как интрига познания. М., 2000. С.47-81.

12. Маеви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Л. Маеви // Антология Гендерной Теории. Минск: Пропилей, 2000. С. 280-297.

13. Новикова И. T/RUS не играет в хоккей, или как сжечь флаг, когда кончились памятники? / И. Новикова // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 327-344.

14. Образ женщины в современной российской журналистике: Анализ федеральной и региональной прессы. Обзор телевизионной рекламы / Ассоциация журналисток. М., 1996.

15. Романов П. По-братски: мужественность в постсоветском кино / П. Романов // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 609-663.

16. Романов П.В. Три цвета в инсталляции плюрализма. Анализ кинорепрезентации социального неравенства / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Кому принадлежит культура? Казань, 1999.

17. Ротаенко Г. Жена – «друг человека»: Сомнительные идеалы, насаждаемые постсоветской mass-media // Женщина и земля. 1995. № 1. С. 29-30.

18. Суспицына Т. Об учителе, муже и чине: (ре)конструкция маскулинностей мужчин – работников средней школы / Т. Суспицына // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 303-325.

19. Тартаковская И. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе / И. Тартаковская // Гендерные исследования. 2000. № 4. С. 246-266.

20. Ушакин С. Видимость мужественности / С. Ушакин // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 479-503.

21. Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие. М., 1997. Гл. 6.

22. Хушкадамова Х.О. Женское движение в зеркале периодической печати / Х.О. Хушкадамова // Женщины в общественных объединениях. М., 1992.

23. Шабурова О. Мужик не суетится, или пиво с характером / О. Шабурова // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 532-555.

24. Шинелева Л.Т. Женщины России в зеркале СМИ – Новая ООН для нового века: Материалы конгресса "СМИ и обновление ООН" / Л.Т. Шинелева. М., 1997. С. 73-75.

25. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в российской телевизионной рекламе / А. Юрчак // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. С. 389-400.

26. Остроух А.В. Политическая корректность и гендерный аспект языкового этикета США / А.В. Остроух // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. Т. I / Отв. ред. И.М. Семашко, А.Н. Седловская. М., 1999.

Дополнительная литература:

1. Вульф Н. Миф о красоте / Н. Вульф // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000. С. 281-287.

2. Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М.: Идея-пресс, 2000.

3. Каменецкая Н.Ю. Феномены массовой культуры или виртуальность гендерных ролей / Н.Ю. Каменецкая // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. (Гендерные роли героев фильмов ужасов. С. 117-132.)

4. Контроль за осуществлением Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин. Приоритетная тема: равенство, ликвидация стереотипного представления женщин в СМИ: Доклад Генерального Секретаря ООН (E/CN 6/1996/4).

5. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу / Е.И. Кравченко // Социол. исслед. 1993. № 2. С. 117-132.

6. Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. СПб., 1996.

7. Мытиль А.В. Взаимосвязь полоролевых образов / А.В. Мытиль // Семья в представлениях современного человека. М.: ИС АН СССР, 1990.

8. Омельченко Е. От «пола» к «гендеру»: опыт анализа секс-дискурсов молодежных российских журналов / Е. Омельченко // Женщина не существует: современные исследования полового различия / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999. С. 77-116.

9. Скобло Е. Женские журналы в России начала ХХ века: Краткий обзор / Е. Скобло // «WE/МЫ – Диалог женщин. 1999. № 8 (24). С. 26-28.

10.Сталь Л.Н. Печать и женское коммунистическое движение / Л.Н. Сталь. М.-Л., 1927.

11.Трубина Е. «В форме себя держать!»: социальные симптомы и экзистенциальные тупики мужской биографии / Е. Трубина // О муже(N)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 79.

12.Туркина О.В. Тип-шоу (идиадоптация) образа женщины в российской телерекламе / О.В. Туркина // Семья. Гендер. Культура. М., 1997. С. 400-408.

13.Шмидт Н.Р. Массовая и элитарная культура в зеркале гендерного подхода / Н.Р. Шмидт, К.В. Шушин // Социол. исслед. 2000. № 7. С. 58-64.

14.Ямпольская Р.М. Женская пресса: основные проблемно-тематические направления / Р.М. Ямпольская // Вестник МГУ. Серия 10. 1997. № 4. С. 3-16.

15.Ярская-Смирнова Е.Р. Мужчины и женщины в стране глухих. Анализ кинорепрезентации / Е.Р. Ярская-Смирнова // Гендерные исследования. 1999. № 2.

Наши рекомендации