Схема процедуры операционального определения
Ядов; Жилина; Добреньков, Кравченко. Социология 1 том
Операциональное определение должно включать три обязательных момента:
• описание инструмента измерения (формулировка вопроса, шкала и др.);
• описание действий ученого по применению данного инструмента (инструкция);
• описание условий сбора данных или измерения (проводится ли опрос на улице, по месту жительства, время проведения и др.).
Оба типа определения переменной — концептуальное и операциональное — тесно связаны друг с другом. Если для начальной стадии эмпирического исследования можно ограничиться концептуальным определением, например такого понятия, как «плотность проживания», то на последующих стадиях может потребоваться операциональное его определение с указанием количества комнат или размера площади на одного человека.
В процессе операционализации социолог может столкнуться с серьезными трудностями. Это происходит, когда операционализация проведена неверно.
Операционализация и операциональное определение — это не одна и та же процедура. В процессе операционального определения понятий социолог устанавливает наблюдаемые признаки теоретических смыслов, например, фиксируемые измерительными инструментами. В социологии «операционализация» предполагает перевод теоретических понятий в систему измеряемых показателей.
На схеме видно:
1) что построение ТМПИ требует обязательного осуществления процедур конкретизации и oперационализации;
2) что количество абстрактных элементов в теории всегда меньше количества конкретных понятий и еще меньше, чем эмпирически фиксируемых признаков
Уровень абстрагирования | ||||||
Общие понятия | ||||||
Конкретизация | ||||||
Частные понятия | ||||||
Операционализация | ||||||
Эмпирические признаки, цифры | ||||||
Количество элементов в теории |
Схема 1
Социологическая теория спускается до эмпирики при помощи двух процедур: конкретизации и операционализации. Выяснилось, что чем более конкретным является элемент теории, тем их больше в ней.
Эмпирические признаки указывают на то, к каким методам сбора информации надо прибегнуть социологу. К примеру, как определить доход богатых: спросить респондента прямо, получить доступ к банковскому счету, опросить соседей или конкурентов?
Работа по уточнению и эмпирической интерпретации понятий - единый процесс. Американский социолог Пол Феликс Лазарсфельд (1901-1976) в ряде своих работ дает примерную схему этого процесса, которая в своем логическом звучании может быть принята любым социологом.
Начать необходимо с создания "образа",т.е. усвоение самого первого, общего представления о предмете, возникающего при употреблении какого-либо понятия, первая, почти интуитивная "прикидка" той области эмпирической действительности, с которой предстоит иметь дело социологу.
Всю последующую основную работу с понятием П. Лазарсфельд сводит к четырем этапам.
Первая стадия — качественная классификация объектов. (характеристики). Собираясь, например, измерять структуру ценностных ориентации или социальных установок личности, мы, прежде всего, должны четко классифицировать типы ориентации, исходя из теоретической концепции и задач исследования. Можно положить в основу классификации иерархию потребностей или интересов, сфер деятельности, социальные функции, социальные ситуации, которые бы различались по степени свободы выбора целей и средств деятельности и т. д.
Вторая стадия — поиск протяженности выделенных в качественном анализе свойств. (критерии). Следует установить, обладают ли эти свойства прерывной или непрерывной протяженностью, можно ли их представить в виде различных последовательных состояний измеряемого качества.
Рассмотрим с этой точки зрения какую-нибудь ценностную ориентацию (на материальный достаток, культурные ценности, творчество и др.). Ее можно "вытянуть" в несколько протяженностей — континуумов. Один континуум составляет: сильная—средняя—слабая ориентации; другой: устойчивая—малоустойчивая—неустойчивая; третий: господствующая—рядоположенная—подавленная; четвертый: центральная или периферийная. В зависимости от концепции исследования можно выделить и другие протяженности.
Третья стадия — установление эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. (индикаторы).
Индикатор — внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние.
Например, высота ртутного столбика термометра — индикатор температуры.
Простейший индикатор расположения какого-то объекта среди других объектов ориентации — порядковое место, отмечаемое опрашиваемым в заданном списке. Например, из 18 объектов он помечает объект М порядковым номером 1. Этот номер — индикатор доминирования объекта М с точки зрения интересов субъекта. Объект N, помеченный порядковым номером 18, будет располагаться в конце протяженности ("подавленная ориентация на N").
Сложнее найти индикатор для протяженности по критерию "сильные", "средние", "слабые" ориентации. Один из возможных вариантов таков.
Испытуемым предлагают три ситуации, в которых они принимают решение о выборе "ценностного ориентира". Ситуации различаются по степени свободы выбора. Допустим, измерению подлежат интересы к различным видам занятий в сфере досуга. Предлагаются три одинаковых списка возможных занятий, число которых в каждом списке 18 (чтение художественной литературы, посещение гостей, просмотр телепередач и т. д.).
В первой ситуации (широкий диапазон выбора) испытуемый имеет право без ограничения указать любые занятия, которые ему нравятся. Во второй ситуации (средний диапазон выбора) он оставляет в списке лишь шесть наиболее важных для него занятий, в третьем случае (узкий диапазон) — не более трех, для него особенно значимых.
Индикатор "сильной" ориентации — выбор данного занятия — имел место во всех трех ситуациях; "средний" — выбор в первой и второй ситуациях; "слабый" — выбор имел место только при широком диапазоне принятия решения.
Одно и то же свойство можно фиксировать с помощью нескольких индикаторов, которые сводятся в общий показатель — индекс. Это случай сложного первичного измерения, по технике напоминающего приемы вторичных измерений. Так, для определения интенсивности интереса к какому-то виду досуга можно использовать и саморанжирование занятий (первый пример), и выборы в нескольких ситуациях, и оценки занятий по десятибалльной системе, и другие способы. Наиболее надежный индикатор будет получен по совмещению нескольких способов: некоторая группа занятий помечена первыми номерами по ранжированному списку, она же выбрана в трех названных выше ситуациях, эти занятия были оценены 10 баллами при максимуме 10 и минимуме 1. Такой сводный числовой показатель и называют индексом.
Четвертая стадия заключается в том, чтобы уяснить, все ли единицы, составляющие измеряемый объект, укладываются в ранжируемый ряд, все ли они обладают свойством занимать определенное место в континууме отношений по принятым индикаторам.
Например, в одном из наших исследований индикатором отношения к труду рабочих был показатель нормы выработки (значительно перевыполняет норму — перевыполняет — выполняет — не выполняет норму). Однако он был неудачным, так как применим не ко всем рабочим, а только к "сдельщикам". Труд тех, кто получает повременную оплату, оценивается по другим показателям: качеству работы, прежде всего. Например, чем меньше времени тратит ремонтник на устранение текущих неполадок, тем выше качество профилактического ремонта.
Таким образом, эмпирическая интерпретация, или, операционализация, которая делает понятие "работающим" в конкретном социологическом исследовании, невозможна без теоретического уточнения понятий. Это целостная процедура, заканчивающаяся после социологического измерения новым этапом теоретического осмысления понятий на основе нового эмпирического материала.
В итоге описанных выше операций устанавливается эталон, или шкала измерения.
Отношения между пунктами шкалы должны отображать отношение свойств объекта в понятиях "равно", "больше", "меньше". В нашем примере с ценностными ориентациями отношениям "сильная">"средняя">"слабая" соответствуют отношения трех пунктов построенной шкалы: (выбор сделан в трех ситуациях) > (выбор сделан в первой и второй ситуациях) > (выбор сделан только в первой ситуации). Теперь предстоит испытать шкалу на надежность.
Вопрос достаточности характеристик, позволяющих "замерить" явлениеили процесс во всей его полноте, - не такой простой. Исследователи стремятся смоделировать изучаемый процесс в наборе характеристик. Нередко набор этот оказывается настолько широким, что для "замера" требуется громоздкий и объемный инструментарий. Любой социальный процесс характеризуется множеством свойств различной природы. С одной стороны, количество учитываемых характеристик должно быть достаточным для адекватного отражения реального процесса, с другой - нужно максимально допустимо сокращать количество характеристик с целью обеспечения экономичности и простоты анализа. В результате должны быть отобраны существенные характеристики или осуществлен "поиск" немногих сильных показателей.
Может ли исследователь положиться только на себя в определении существенности характеристик? Может, но должен чем-то усилить или проверить свой выбор. Оригинальная методика отбора существенных характеристик процесса была предложена в свое время В.А. Дроздовым. Полный набор составленных исследовательским коллективом характеристик преподавателя экономики автор подверг экспертной оценке, проведя для этого фактически самостоятельное социологическое исследование. Подобрав группу экспертов из преподавателей с многолетним стажем, руководителей экономических семинаров, хозяйственных руководителей, он предложил им оценить важность каждой предложенной характеристики. Для фиксации степени значимости характеристики был выбран метод ранга, сочетающийся с методом непосредственной оценки, в соответствии с которым каждой характеристике в зависимости от ее важности приписывается одновременно число натурального ряда - ранг и определенное количество баллов по 100-балльной шкале. Характеристику, которую, по мнению эксперта, нужно вообще исключить из ранжированной последовательности ине принимать во внимание, он мог оценить в О баллов.
После получения обобщенного мнения экспертов были отобраны те характеристики, которые получили наиболее высокие оценки и могли быть на этом основании признаны существенными.
Эта процедура помогла исследовательскому коллективу представить фигуру преподавателя экономики в "подъемной" для социологического исследования системе характеристик. К примеру, понятие "характер знаний преподавателя в системе экономического образования" было отражено в таком наборе характеристик: знание экономической теории; знание конкретной экономики отечественного и зарубежного производства; знание правил культуры устной речи; знание основ логики; знание основных положений общей и социальной психологии; знание основных положений педагогики. Другие понятия ("мастерство речи преподавателя", "личные качества" и т.п.) представлены не только в перечислении, но и в интересных ранговых графиках.
Понятия, относящиеся к аудитории пропаганды, отрабатывались тоже тщательно, но без процедуры дополнительной оценки набора характеристик. Приведем два примера эмпирической интерпретации таких понятий.
"Отношение к экономическим знаниям":
- понимание значения задач экономического развития страны;
- понимание значения экономического образования;
- потребность в получении экономического образования;
- потребность использовать знания в практике;
- понимание необходимости активно участвовать в управлении предприятием.
(То же со шкалой оценок).
Таблица 1. «Применение экономических знаний» в повседневной трудовой деятельности
Способ применения | Частота применения | ||
внесение рационализаторских предложений, участие в изобретательстве (за последние полгода) | несколько раз | один раз | не было |
Внесение предложений по организации производства (за последние полгода) | несколько раз | один раз | не было |
Поддержка инициативы, использование передовогоопыта | несколько раз | один раз | не было |
Выполнение личного задания (плана), норм выработки | Перевыполняет | выполняет | не выполняет |
Участие в обсуждении вопросов хозяйственной деятельности | Постоянно | редко | не участвует |
Конкретное участие в социалистическом соревновании | Активно | неактивно | не участвует |
Общая оценка применения экономических знаний | Высокая | средняя | низкая |
5. Общая характеристика шкал и правила их построения
А.Н. Елсуков, Соц словарь. С. 509 – 513, Ядов
ШКАЛИРОВАНИЕ— алгоритм, согласно которому каждый эмпирический объект в процессе построения шкалы обозначается соответствующим числом (или совокупностью чисел). Шкалой называется отображение произвольной эмпирической системы с отношениями в числовой системе с отношениями, носителем которой является множество всех действительных .чисел. Шкалы могут быть одномерными и многомерными. Если эмпирическая система с отношениями с помощью шкалы отображается в многомерную числовую систему, то такая шкала является многомерной.
В эмпирических системах социолога, как правило, интересуют отношения, в которые вступают рассматриваемые эмпирические объекты, выступающие носителями определенных признаков (свойств, характеристик). В таких случаях приписывание объектам шкальных значений можно считать измерением значений, соответствующих его признаку. Основными уровнями измерения, с помощью которых дифференцируется возможность и однозначность приписывания чисел объектам, являются номинальные, порядковые, интервальные шкалы и шкалы отношений. Данные шкалы упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям более многообразных операций с числами.
Применяют различные классификации измерительных эталонов. Мы будем пользоваться наиболее распространенной — континуальной классификацией (Таблица 2), в которой шкалы упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям более многообразных операций с числами.[2]
Таблица 2. Классификация шкал
Номинальные шкалы (шкалы наименований) | 1. Номинальная шкала (неупорядоченная шкала наименований) 2. Частично упорядоченная номинальная шкала 3. Порядковая шкала или полностью упорядоченная ординарная шкала (например, шкала рангов, она же — ранговая шкала) |
Метрические шкалы | 4. Интервальная шкала (шкала равных интервалов, например типа шкалы Терстоуна) 5. Идеальная или абсолютная шкала (шкала пропорциональных оценок) |
Здесь выделено пять классов шкал, причем названия классов часто двоякие: более полные и сокращенные. Часто шкалам даются «собственные» имена по фаили изобретателя (например, шкалы Гуттмана, Терстоуна, Гилфорда, Богардуса, Лайкерта и др.), но все они укладываются в предложенную классификацию. Далее следует запомнить, что все эти шкалы предназначены для квантификации одномерных распределений, т. Е. измерения некоторой протяженности в одном и только в одном континууме свойств. Фактически же нередко пользуются многомерными измерениями, моделирующими объект.
Номинальная шкала служит предпосылкой всех шкальных процедур. С формальной т. Зр. Единственно надежным способом образования номинальных шкал является присвоение каждому объекту собственного наименования: каждый объект — сам по себе класс.
При формировании таких шкал исследователь, разумеется, новое знание не получает. Однако смысл познавательной процедуры фиксирования фактов и состоит в умении их сгруппировать, абстрагируясь от каких-то индивидуальных особенностей. Уже при работе с номинальной шкалой проявляется управляющее значение теоретической концепции, обоснованности критериев, по которым происходит объединение объекте? Формальный же аппарат сам по себе ничего не дает, кроме указания на то, что смысловым классам надлежит присвоить числовые обозначения — числовые коды.
Простая номинальная шкала
Номинальная шкала служит предпосылкой всех шкальных процедур. Она устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс. Пункты шкалы — эталоны качественной классификации свойств. Например, (А) рабочие ручного труда, не требующего специальной подготовки; (В) рабочие ручного труда высокой квалификации; (С) рабочие, занятые на механизированном оборудовании, средней квалификации; (D) рабочие механизированного труда высокой квалификации; (Е) автоматчики без навыков наладки; (F) пультовики-наладчики.
В этой шкале, каждому из пунктов которой дается детальная эмпирическая интерпретация (по индикаторам конечного перечня соответствующих профессий), интуитивно угадывается некоторый порядок: группы рабочих перечислены по мере повышения механизации труда и, возможно, по мере роста квалификации. Однако интуиция — не доказательство. Шкала остается неупорядоченной.
Более явный пример — группировка по мотивам увольнения с работы: (a) не устраивал заработок; (b) неудобная сменность; (с) плохие гигиенические условия труда; (d) неинтересная работа и т. Д. Упорядочить эти пункты невозможно: они не располагаются в континуум. Символическая запись номинальной неупорядоченной шкалы такова:
(А) ٨ (B) ٨ (С) ٨ … ٨ (К),
где знак ٨ означает дизъюнкцию (либо—либо).
Операции с числами для номинальной шкалы следующие.
1. Нахождение частот распределения по пунктам шкалы с помощью процентирования или в натуральных единицах. Нетрудно подсчитать численность каждой группы и отношение этой численности к общему ряду распределения (частоты).
2. Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальный (Мо) называют группу с наибольшей численностью.
Эти две операции (1) и (2) уже дают представление о распределении социальных характеристик в количественных показателях. Его наглядность повышается отображением в диаграммах (рис. 6, где А — модальная группа). Во всех трех случаях за 100% принята общая численность обследованных. Диаграмма б, а позволяет, однако, отразить распределения, в которых сумма процентов превышает 100, т. Е. некоторые обследуемые могут попасть в несколько секций шкалы одновременно (например, совмещают различные виды деятельности).
- Самым сильным способом количественного анализа является в данном случае установление взаимосвязи между рядами свойств, расположенных неупорядоченно. С этой целью составляют перекрестные таблицы.
Помимо простой процентовки, в таблицах перекрестной классификации можно подсчитать критерий сопряженности признаков по Пирсону: хи-квадрат (א2) — простейший показатель обоснованности вывода о наличии или отсутствии связи между сопоставляемыми характеристиками, т. Е. связанности качественных классификаций. Коэффициент Чупрова (Т-коэффициент) позволит по той же таблице определить напряженность связи, если хи-квадрат показывает, что она имеет место.[3]
Номинальная шкала при введении в нее отношения упорядочения между категориями превращается в шкалу порядка, которая устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях «>» и «<» между всеми без исключения классами. Примером шкалы порядка может служить упорядочение рабочих мест по уровню их автоматизации. Если исследователь сможет установить строгую последовательность по этому критерию, то он получит шкалу порядка.
Шкалы порядка общеупотребимы при опросах общественного мнения. С их помощью измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Вот обычные наименования пунктов таких шкал: «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «насколько согласен, настолько и не согласен», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен»; «уверен, что так», «думаю, что так», «затрудняюсь сказать», «думаю, что не так», «уверен, что не так»; «целиком одобряю», «одобряю в основном», «насколько одобряю, настолько и не одобряю», «в основном не одобряю», «совершенно не одобряю»; «вполне удовлетворен», «скорее удовлетворен, чем не удовлетворен», «насколько удовлетворен, настолько и не удовлетворен», «скорее не удовлетворен, чем удовлетворен», «совершенно не удовлетворен»; и т. П.
Упорядоченные номинальные шкалы имеют и более сложные конструкции (например, шкала Гуттмана), а в простейшем варианте являются составными элементами многих мерительных операций, в особенности методов суммирования оценок по ряду шкал (см. операции с числами, пункт 2).
Весьма часто употребляемая разновидность шкал этого типа — ранговые. Они предполагают полное упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому. Например, можно ранжировать соотносительную важность тех или иных методов решения общественной проблемы, предпочтения тех или иных действий ради достижения желаемой цели, какие-то ценностные* суждения и т. Д. Задание на ранжирование респонденту (или эксперту) обычно формулируется так: «Из перечисленных ниже суждений (возможных решений некоторой проблемы…) выберите самое для Вас предпочтительное, затем — наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого к последнему».
Далее предлагаются объекты для ранжирования и указывается место, где следует приписать нужный ранговый порядок:
Схема 2