Глава П. Исторические и современные типы правопопимания
воздействуем на них и сами находимся под их воздействием. Жизненный мир не является предметом рефлексии «погруженных» в него субъектов. По отношению к субъекту жизненный мир образует собой «горизонт» его возможных целей, стремлений и планов. К жизненному миру принадлежим все мы в нашей донаучной естественной установке; он является основой всех значений для всех наук, а также для феноменологии. Понятие жизненного мира прочно вошло в обиход современной философии.
Жизненный мир рассматривается Э. Гуссерлем какинтерсубъективный мир. Интерсубъективность указывает на внутренне присущую сознанию социальность и на то, что мир переживается человеком какобщий для него и других. Благодаря интерсубъективности жизненного мира мы можем не только отличить себя от Другого, но и понять Другого. Соответственно интерсубъективность выступает основой общности субъектов и условием ихкоммуникации. Таким образом, развитие феноменологической мысли тесно связано с идеями коммуникологии.
Феноменологический метод активно используется в современном правоведении в целях интеграции правового знания, его освобождения от классической «одномерности». Основным моментом, характеризующим суть феноменологического подхода к праву, является взгляд на право как начасть человеческого бытия, часть интерсубъективного жизненного мира. Следовательно, правовая теория должна в первую очередь сосредоточиваться наличности, а затем уже на поверхностных явлениях права — законах, судебных решениях, нормах, принципах и т. д. В рамках феноменологической теории право интерпретируется как специфическийопыт человеческого взаимодействия. Такое взаимодействие есть взаимодействиекоммуникативное и интерсубъективное. Коммуникативным оно является потому, что правовое взаимодействие опосредуется правовыми текстами, которые легитимируются (признаются) в рамках жизненного мира общества, а интерсубъективным — потому, что является межсубъектным отношением, существующим в рамках жизненного мира субъектов и опосредуемым знаковыми структурами (правовыми текстами).
С точки зрения подхода к праву как коммуникативному интерсубъективному взаимодействию право (как и мораль, религия,
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
политика) есть способ нашего бытия в мире какбытия с другими людьми. Право конституируется отношением между «Я» и «Другими», и это отношение осуществляется в рамках общего (интерсубъективного) жизненного мира. Именно поэтому нельзя просто ввести тот или иной закон и полагать, что тем самым уже создается право. Необходимо, чтобы текст закона соответствовал условиям жизненного мира членов данного общества, необходимо, чтобы он был интерпретирован как ценностно значимый (легитимный), чтобы он вошел составной частью вправовую коммуникацию. Только в этом случае возникает феномен права.
Следовательно, в рамкахнеклассических концепций права,исходящих из принципа интерсубъективности,преодолевается характерное для классических типов правопониманияпротивопоставление объекта и субъекта познания. Снятие данного противопоставления делает неактуальным классическое противостояние естественного права как некоего объективного явления и позитивного права как явления субъективного, созданного разумом законодателя, что закономерно приводит к утрате актуальности юснатурализма как варианта классического правопонимания. В неклассических типах правопонимания право не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социальном мире, а рассматривается как результат встречи (коммуникации) субъектов, погруженных в жизненный мир. Субъект не наблюдает за правом со стороны, заняв позицию стороннего наблюдателя, а является непосредственным участником правовых коммуникаций, без которого немыслим сам феномен права. Таким образом, в неклассических типах правопониманияправо рассматривается не как внешняя, посторонняя человеку сила, стремящаяся его подчинить, а какспособ бытия человека.
В качестве примера правовой теории, основанной на идеях феноменологии, можно привестиэгологическую (лат. ego — я)концепцию права одного из виднейших представителей латиноамериканской правовой мыслиК. Коссио (1903-1984), имеющего последователей во всем мире. Подлинно научная теория должна строиться, по его мнению, на основе исторического понимания права как специфического культурного явления. Такое правопонимание должно включать в себя три момента: 1) право дается в опыте; 2) существует во времени; 3) имеет ценностный аспект, определяющий поведение