Социологическая характеристика личности

149. Для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей применяется понятие:

А) личность;

В) человек;

С) эгоист;

D) индивид;

Е) альтруист

*****

150. Единичным представителем человеческого рода, группы или социальной общности является:

А) человек;

В) эгоист;

С) личность;

D) индивидуалист;

Е) индивид

*****

151. Для характеристики свойств и качеств, которые реализуются в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми используется термин:

А) индивид;

В) индивидуальность;

С) выдающаяся личность;

D) личность;

Е) человек

*****

152. Ролевая теория личности была впервые сформулирована:

А) Дж.Мидом

В) З.Фрэйдом

С) И.Коном

D) В.Ядовым

Е) Ч.Кули

*****

153. Социологический подход к изучению личности выделяет:

А) темперамент;

В) характер;

С) социальные качества;

D) морально-волевые качества;

Е) способности

*****

154. Процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется:

А) социализацией;

В) десоциализацией;

С) постсоциализацией;

D) несоциализацией;

Е) ресоциализацией

*****

155. У истоков диспозиционной теории саморегуляции социального поведения стояли:

А) Ф.Знанецкий, У.Томас

В) Ч.Кули, Дж.Мид

С) Р.Минтон, Р.Мертон

D) Ф.Знанецкий, Ч.Кули

Е) Р.Минтон, Р.Дарендорф

*****

156. Автор теории зеркального «Я» является:

А) Дж.Мид

В) Л.Выгодский

С) З.Фрейд

D) Ч.Кули

Е) А.Петровский

*****

157. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе называется:

А) ресоциализацией;

В) постсоциализацией;

С) социализацией;

D) несоциализацией;

Е) десоциализацией

*****

158. Автором поведенческой концепции является:

А) З.Фрейд

В) Т.Парсонс

С) Ж.Пиаже

D) Р.Гарольд

Е) Дж.Хоманс

*****

159. Процесс социализации этот ученый рассматривал при помощи психологических механизмов: имитации, идентификации, чувства стыда и вины:

А) Ж.Пиаже

В) З.Фрейд

С) Д.Смелзер

D) Р.Минтон

Е) Р.Дарендорф

*****

160. Особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий – это:

А) социальный контроль;

В) мораль;

С) социальные нормы;

D) социальные предписания;

Е) социальные указания

*****

161. Автор концепции социального контроля:

А) Э.Мэйо

В) Э.Гоффман

С) У.Томас

D) П.Бергер

Е) Г.Гарфинкель

*****

162. Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, называется:

А) образованием;

В) приспособлением;

С) воспитания;

D) интериоризации;

Е) адаптации

*****

163. Приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, называется:

А) образованием;

В) приспособлением;

С) воспитанием;

D) интериоризацией;

Е) адаптацией

*****

164. Автор культурно-исторической школы:

А) Ч.Кули;

В) Дж.Мид;

С) Л.Выгодский;

D) З.Фрейд;

Е) Ж.Пиаже

*****

165. Автор теории инстинктивизма:

А) Ч.Кули;

В) Дж.Мид;

С) Л.Выгодский;

D) З.Фрейд;

Е) Ж.Пиаже

*****

166. Назовите ученого, выделившего социальные типы личности: традиционалисты, идеалисты, реалисты, фрустрированный тип, гедонистические материалисты:

А) Ч.Кули;

В) Э.Фромм;

С) Л.Выгодский;

D) З.Фрейд;

Е) Ж.Пиаже

*****

167. Совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, называется:

А) социальной ролью;

В) социальным положением;

С) социальным действием;

D) социальным исполнением;

Е) социальной позицией

*****

Девиантное поведение

168. Девиантное поведение представляет собой:

А) противоречие общественного развития;

В) противоречие между физическим и умственным трудом;

С) массовые формы деятельности, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся нормам;

D) неполную адаптацию развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования;

Е) цепь случайных событий

*****

169. Главная причина девиантного поведения:

А) в экономических отношениях;

В) в политических отношениях;

С) в социальных отношениях;

D) в семейных отношениях;

Е) в ненормальных отношениях

*****

170. По данным криминологических исследований между содержанием труда и преступным поведением:

А) не существует связи;

В) связь незначительная;

С) тесная взаимосвязь;

D) непосредственных взаимосвязей нет;

Е) связь случайная

*****

171. Связь между антиобщественным поведением опосредована психологическим и моральным состоянием, отражающим противоречие между:

А) физическим и умственным трудом;

В) потребностями работника и обстоятельствами его производственных ситуаций;

С) городом и деревней;

D) человеком и обществом;

Е) желаемым и действительным

*****

172. Источником возникающих антиобщественных отклонений является:

А) отсутствие эффективного правового законодательства;

В) отсутствие правового государства;

С) несовпадение интересов развития социальных групп;

D) несовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск;

Е) несовпадение желаемого и действительного

*****

173. Внутренние конфликты определяются:

А) расхождением ценностных ориентаций;

В) столкновением различных моральных систем;

С) противоречивостью индивидуального морального сознания;

D) различием в нравственных позициях людей;

Е) несовпадением уровней личной культуры людей

*****

174. Какие негативные явления в сознании и поведении людей, как равнодушие, грубость, высокомерие, жестокость, цинизм и т.д. относятся к типологической группе отклоняющегося поведения:

А) нарушения гуманистических принципов в отношениях между людьми;

В) нарушения принципов морали:

С) нарушения формирования общественного сознания;

D) великодержавного шовинизма;

Е) религиозного фанатизма

*****

175. Крайней степенью отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов оказываются под угрозой, является:

А) наркомания

В) бродяжничество

С) алкоголизм

D) токсикомания

Е) преступность

*****

176. Самопроизвольностью возникновения, большим эмоциональным притяжением и конформизмом отличаются:

А) формальные группы

В) стихийные группы

С) неформальные группы

D) преступные группы

Е) группы по интересам

*****

177. В отличие от группы коллективов и иных социальных общностей, стихийные группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания и поведения. Это объясняется, прежде всего:

А) интенсивным процессом политизации общественной жизни;

В) психологической неустойчивостью членов группы;

С) отсутствием общественно-полезных целей у группы;

D) неэффективным влиянием на индивидов коллективов с низкой сплоченностью;

Е) низким качеством членов группы

*****

178. Делинквентное – это поведение, которое не одобряется:

А) организацией

В) правилами

С) группой

D) законом

Е) институтом

*****

179. Формирование социологии девиантного поведения за рубежом началось с работы:

А) Ф.Тенниса «Общность и общество»

В) Т.Парсонса «Структура социального действия»

С) Э.Дюркгейма «Самоубийства: социологический этюд»

D) М.Вебера «Основные социологические понятия»

Е) Т.Гоббса «Левиафан»

*****

Социология образования

180. В науке теоретические основы понимания учения как «усвоения знаний» заложены психологом:

А) Д.Лихачевым

В) С.Рубенштейном

С) Д.Карнеги

D) А.Леонтьевым

Е) Л.Выготским

*****

181. Ассимиляция и аккомодация по мысли Ж.Пиаже – это форма усвоения:

А) знаний

В) умений

С) навыков

D) опыта в учении

Е) жизненных установок

*****

182. Приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних называется:

А) аккомодацией

В) ассимиляцией

С) обучением

D) абстрагированием

Е) обобщением

*****

183. В процессе восприятия информации знания приобретают личностную форму, развивая саму личность. Эти идеи лежат в основе подхода к учению как:

А) усвоению знаний

В) познанию

С) усвоению опыта

D) труду

Е) деятельному усвоению культуры

*****

184. Основу концепции деятельного усвоения культуры заложил:

А) А.Леонтьев

В) Ж.Пиаже

С) Л.Выготский

D) К.Бернар

Е) В.Ленин

*****

185. Соотношение части и целого образования проявляется в том, что:

А) образование не может возникнуть и функционировать иначе как в лоне социализации и воспитания;

В) в процессе образования происходит самореализация человека;

С) потребность «продолжить себя в другом» является главным фактором деятельности воспитателя;

D) в человеке заложено стремление продолжить себя в другом;

Е) возникает необходимость социального выживания в совместной общественной деятельности

*****

186. Решающим в появлении школы было возникновение и развитие:

А) искусства

В) литературы

С) техники

D) институтов образования

Е) науки

*****

187. В систему институтов образования входят:

А) семья, наука, производственное предприятие;

В) семья, вуз, рынок;

С) профтехучилище, наука;

D) семья, учебные заведения, учреждения культуры, СМИ;

Е) школа, семья, завод

*****

188. Престиж образования определяет:

А) уровень материального вознаграждения;

В) признание значимости знаний обществом;

С) уровень морального удовлетворения;

D) материальное обеспечение образования;

Е) бесплатность, всеобщность образования

*****

189. Образование, опираясь на возможность селективности, отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных знаний, осуществляет функцию:

А) социальной защищенности

В) генератора культурного достояния общества

С) социальной мобильности

D) хранителя культурного достояния общества

Е) карьерный рост человека

*****

Политическая социология

190. Наука, исследующая явления политики, политической власти и методы ее организации, функционирования и распределения через призму анализа общества во всей сложности его социальной структуры и процессов называется:

А) политологией

В) социологией

С) политической социологией

D) антропологией

Е) психологией

*****

191. Сфера политической жизни на всех ее структурно-функциональных уровнях, все социальные общности и формирования, являются:

А) предметом политической социологии;

В) субъектом политической социологии;

С) структурой политической социологии;

D) категорией политической социологии;

Е) объектом политической социологии

*****

192. Метод политической социологии, который анализирует индивидуальное поведение людей, называется:

А) конкретно-историческим;

В) бихевиористским;

С) антропологическим;

D) структурным;

Е) функциональным

*****

193. Серцевиной политической системы, ее центральным элементом является:

А) государство;

В) общество;

С) общность;

D) класс;

Е) нация

*****

194. Достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия, называется:

А) властью;

В) политикой;

С) господством;

D) принуждением;

Е) неравенством

*****

195. Функция политической социологии, направленная на решение практической задачи поиска и определения оптимальной модели социально-политического устройства общества, называется:

А) мировоззренческой;

В) познавательной;

С) воспитательной;

D) прогностической;

Е) практически-политической

*****

196. Сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, называется:

А) государством;

В) политической системой;

С) политической организацией;

D) политическим институтом;

Е) политической общностью

*****

197. Основателем теории политической системы считают:

А) К.Маркс

В) Н.Макиавелли

С) Истона

D) М.Вебера

Е) Токвиля

*****

198. Автор первого проекта разделения властей:

А) Ж.Ж.Руссо

В) Т.Гооббс

С) Аристотель

D) Дж.Локк

Е) Н.Макиавелли

*****

199. Власть имеет основные ветви:

А) законодательную, исполнительную, производственную

В) исполнительную, судебную, идеологическую

С) законодательную, судебную, общественную

D) законодательную, общественную, исполнительную

Е) исполнительную, законодательную, судебную

*****

200. Субъектам властных отношений являются:

А) люди, группы людей, общество

В) общность, нация

С) этнические группы

D) социальные группы

Е) общество

*****

201. Функции власти, обеспечивающая ее значение для сохранения порядка в обществе:

А) организационная;

В) принудительная;

С) управленческая;

D) идеологическая;

Е) согласительная

*****

202. Способ функционирования политической системы, условия деятельности, определенная степень и формы политического участия – это:

А) порядок;

В) режим;

С) система;

D) структура;

Е) форма

*****

203. Законы, раскрывающие связи и взаимодействие различных элементов, субъектов и объектов социально-политической жизни, называются:

А) законы развития;

В) законы функционирования;

С) законы качественных изменений;

D) законы перехода;

Е) закон реализации общих интересов

*****

204. Политические организации и институты, политические принципы и нормы, политические отношения, политическая культура и сознание – это:

А) элементы политической системы;

В) разновидности политической системы;

С) компоненты политической системы;

D) структура политической системы;

Е) черты политической системы

*****

205. Специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся возможностью одного субъекта навязывать свою волю другому субъекту, называется:

А) властью;

В) политикой;

С) принуждением;

D) господством;

Е) давлением

*****

206. Назовите ученого, выделившего три основные типа легитимной власти: рациональный, традиционный и харизматический:

А) Н.Макиавелли;

В) Дж.Миль;

С) Ш.Монтескье;

D) М.Вебер

Е) Дж.Локк;

*****

207. Задачей этой функции политической системы является приобщение индивидов к политическим ценностям, лояльному отношению к институтам власти:

А) функция адаптации;

В) функция социализации;

С) функция реагирования;

D) функция регуляции;

Е) функция дистрибутивная

*****

208. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу – задача:

А) функция адаптации;

В) функция социализации;

С) функция реагирования;

D) функция регуляции;

Е) функция дистрибутивная

*****

Экономическая социология

209. Закон «гармоничного разнообразия» был первым установлен:

А) А.Смитом

В) Аристотелем

С) Платоном

D) Ф.Аквинским

Е) Э.Дюркгеймом

*****

210. Термин «экономика» ввели в оборот:

А) римляне

В) греки

С) египтяне

D) китайцы

Е) индийцы

*****

211. Впервые предложил систематическое учение о разделении труда:

А) М.Вебер

В) Д.Рикардо

С) Э.Дюркгейм

D) А.Смит

Е) К.Маркс

*****

212. Социалист-утопист, который ввел в научный оборот термин «индустриальное общество»:

А) Анри де Сен-Симон

В) Шарль Фурье

С) Роберт Оуэн

D) Томазо Кампанелла

Е) Томас Мор

*****

213. «Теория социального конфликта» была создана:

А) Ю.Хабермасом

В) Г.Зиммелем

С) М.Шелером

D) Э.Фроммом

Е) К.Марксом

*****

214. В противовес марксизму создается и обосновывается «шкала видов труда», которая лежит сегодня в основе развития постиндустриальной цивилизации:

А) М.Шелером

В) М.Вебером

С) Г.Зиммелем

D) В.Зомбартом

Е) Г.Шмолером

*****

215. Процесс рационализации, т.е. нацеливание всех стран мира на построение у себя высшей формы товарно-денежных отношений рассматривался в книге «Протестантская этика и дух капитализма» автором которой являлся:

А) П.Лаплас

В) Г.Зиммель

С) Ф.Теннис

D) М.Вебер

Е) А.Мюллер

*****

216. В труде «Экономика и общество» М.Вебер рассматривает теорию социальной стратификации, согласно которой в основе деления общества на слои и классы лежат три фактора:

А) экономический статус или богатство, политический статус или власть, престиж;

В) экономический, политический, профессиональный;

С) этническое происхождение, власть, образование;

D) положение родственников, власть, доход;

Е) этническое происхождение, экономический статус, власть

*****

217. Класс, который является стабилизатором общества, сохраняя его равновесие и устойчивость – это:

А) рабочий класс;

В) высший класс;

С) низший класс;

D) класс фермерства;

Е) средний класс

*****

218. Явление социальной клаузели или социальной замкнутости, которая означает ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе рассматривал:

А) К.Маркс

В) П.Сорокин

С) М.Вебер

D) А.Смит

Е) Д.Рикардо

*****

219. «Социальная экономия» являлась первой книгой по экономической социологии, автором которой являлся:

А) У.Тейлор;

В) Т.Веблен;

С) Г.Грееф;

D) М.Шелер;

Е) А.Маслоу

*****

220. В обществе можно выделить два типа ведения хозяйства: натуральное, нетоварное (ойкономия) и денежное – хрематистика, считал:

А) Платон;

В) Демокрит;

С) Эпикур;

D) Аристотель;

Е) Лукреций

*****

221. Автором системы научной организации труда являлся:

А) Э.Мэйо;

В) Д.Макгрегор;

С) А.Маслоу;

D) Т.Веблен;

Е) Ф.Тейлор

*****

222. Назовите автора теории «X» и «Y» стилей управления:

А) А.Маслоу;

В)Д.Макгрегор;

С) Э.Мэйо;

D) Р.Мертон;

Е) Т.Парсонс

*****

223. Изучение особенностей социальных аспектов экономических процессов на той или иной ступени развития общества является задачей:

А) познавательной функции;

В) объяснительной функции;

С) оценочной функции;

D) управленческой функции;

Е) образовательной функции

*****

224. Анализ развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, и действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей является задачей:

А) познавательной функции;

В) объяснительной функции;

С) оценочной функции;

D) управленческой функции;

Е) образовательной функции

*****

225. Исследование причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы, является задачей:

А) познавательной функции;

В) объяснительной функции;

С) оценочной функции;

D) управленческой функции;

Е) образовательной функции

*****

226. Объектом экономической социологии является:

А) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и политической сферы;

В) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и культурной сферы;

С) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и духовной сферы;

D) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и социальной сферы;

Е) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и научной сферы

*****

227. Назовите работу Г.Зиммеля:

А) «Протестантская этика и дух капитализма»;

В) «Хозяйство и общество»;

С) «Философия денег»;

D) «Капитал»;

Е) «О разделении общественного труда»

*****

Социология семьи и брака

228. Семья как социальный институт возникла:

А) в новое время;

В) а эпоху античности;

С) в средние века;

D) в первобытном обществе;

Е) в новейшее время

*****

229. Семья – это:

А) отношение между мужем и женой, родителями и детьми;

В) группа людей любящих друг друга;

С) группа лиц, имеющих общих предков;

D) группа людей, проживающих вместе;

Е) основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью

*****

230. Семья в своем развитии прошла следующие этапы:

А) промискуитет, кровно-родственная, пуналуальная, парная, моногамная;

В) парная, пуналуальная, моногамная, кровно-родственная, помискуитет;

С) кровно-родственная, промискуитет, парная, пуналуальная, моногамная;

D) моногамная, парная, пуналуальная, промискуитет, кровно-родственная;

Е) пуналуальная, моногамная, кровно-родственная, прмискуитет, парная

*****

231. Основная функция семьи – это:

А) коммуникативная;

В) репродуктивная;

С) хозяйственная;

D) социального контроля;

Е) экономическая

*****

232. Назовите ученого, который выделил три формы брака – полигинию, полигамию и моногамию:

А) Баховен

В) Голода

С) Мак-Леннан

D) Морган

Е) Маркс

*****

233. Один из главных трудов Ф.Энгельса, посвященный проблемам брака и семьи – это:

А) «Лига ирокезов»;

В) «Древнее общество»;

С) «Семья как социальный институт»;

D) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»;

Е) «Система родства и свойства человеческой семьи»

*****

234. По структуре власти семьи бывают:

А) простые и сложные;

В) социально-однородные и социально-разнородные;

С) эгалитарные и авторитарные;

D) партнерские и авторитарные;

Е) партнерские и эгалитарные;

*****

235. Первым запретом человеческого общества был запрет:

А) посягательства на личную жизнь;

В) кровосмешения;

С) эндогамии;

D) экзогамии;

Е) посягательства на личную жизнь

*****

236. Брак – это:

А) исторически меняющаяся форма отношений;

В) форма отношений между мужчиной и женщиной;

С) добровольный союз между мужчиной и женщиной;

D) равноправный союз между мужчиной и женщиной;

Е) исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности

*****

237. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется:

А) полигинией

В) полиандрией

С) полигамией

D) моногамией

Е) расширенной нуклеарной семьей

*****

238. Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется:

А) полигинией

В) моногамией

С) расширенной нуклеарной семьей

D) полиандрией

Е) полигамией

*****

239. По структуре коммуникаций семьи бывают:

А) патриархальные и матриархальные

В) эгалитарные и авторитарные

С) партнерские и авторитарные

D) простые и сложные

Е) патриархальные и эгалитарные

*****

240. Назовите автора работы «Введение в социологию семьи»:

А) Э.Дюркгейм;

В) Ф.Энгельс;

С) Л.Морган;

D) М.Вебер;

Е) Г.Зиммель

*****

241. Эта функция семьи предполагает как самовоспитание, так и взаимовоспитание супругов:

А) репродуктивная;

В) экономическая;

С) воспитательная;

D) рекреативная;

Е) коммуникативная

*****

242. Задачей этой функции семьи является обеспечение моральной, психологической и материальной помощи и поддержки:

А) репродуктивная;

В) экономическая;

С) воспитательная;

D) рекреативная;

Е) коммуникативная

*****

243. Эта функция семьи обеспечивает своим членам благоприятное общение с людьми, близкими и приятными им:

А) репродуктивная;

В) экономическая;

С) воспитательная;

D) рекреативная;

Е) коммуникативная

*****

244. В работах «Лига ирокезов», «Система родства и свойства человеческой семьи», «Древнее общество» этот американский ученый рассматривает формы семейных отношений в их историческом развитии:

А) Л.Морган;

В) Ф.Энгельс;

С) Э.Дюркгейм;

D) Т.Парсонс;

Е) Р.Мертон

*****

245. Слабый, неустойчивый союз одного мужчины с одной женщиной, свободно расторгаемый по желанию одной из сторон, называется:

А) кровно-родственной семьей;

В) парной семьей;

С) пуналуальной семьей;

D) моногамной семьей;

Е) патриархальной семьей

*****

246. Какое из названий не относится к стадиям развития семьи:

А) кровно-родственная семья;

В) парная семья;

С) пуналуальная семья;

D) моногамная семья;

Е) патриархальная семья

*****

247. Назовите автора работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:

А) Э.Дюркгейм;

В) Ф.Энгельс;

С) Л.Морган;

D) М.Вебер;

Е) Г.Зиммель

*****

Социология культуры

248. Культура – это:

А) все изменения в природе, происходящие под воздействием человека;

В) специфически, генетически не наследуемая совокупность способов, форм и образцов поведения;

С) система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения;

D) универсальный способ творческой реализации человека;

Е) способ удовлетворения определенных физиологических, социальных и психологических потребностей

*****

249. Главным элементом культуры является:

А) язык

В) обычаи

С) традиции

D) ценности

Е) обряды

*****

250. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства это:

А) поп-культура

В) высокая культура

С) контркультура

D) молодежная культура

Е) субкультура

*****

251. Позиция этноцентризма предполагает:

А) рассмотрение культурного процесса как общечеловеческого;

В) абсолютную самобытность любой культуры;

С) оценку другой культуры через призму своей собственной;

D) понимание тонких различий между близкими культурами;

Е) обогащение одной культуры через другую

*****

252. Главная функция массовой культуры:

А) человеко-творческая

В) воспитательная

С) коммуникативная

D) развлекательно-компенсаторная

Е) ценностно-ориентационная

*****

253. Культурный релятивизм предполагает:

А) абсолютную самобытность любой культуры;

В) сравнение своей культуры с чужой;

С) непринятие чужой культуры;

D) позицию превосходства своей культуры над чужой;

Е) сопоставление различных культур

*****

254. «Культура портит человека: совершенство дано ему от природы» считал:

А) Вольтер

В) Руссо

С) Дидро

D) Монтескье

Е) Сен-Симон

*****

255. «История человечества начинается с некого дикого состояния, и именно культура «очеловечивает» человека» считал:

А) Дидро

В) Вольтер

С) Фурье

D) Руссо

Е) Кант

*****

256. Анализ современного состояния духовных потребностей позволяет утверждать, что в последнее время:

А) возрос темп появления только новых потребностей;

В) возрос темп появления старых потребностей;

С) утвердился низкий уровень духовных потребностей;

D) возрос темп появления новых и дифференциация старых потребностей;

Е) не развиваются новые духовные потребности

*****

257. Цивилизация – это

А) уровень, ступень общественного развития духовной культуры;

В) уровень, ступень деградации и упадка общества;

С) уровень, ступень политического развития общества;

D) уровень, ступень, препятствующая нормальному развитию материальной и духовной культуры;

Е) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры

*****

258. Одним из основополагающих трудов в социологии культуры можно считать:

А) «Кризис нашего времени» П.Сорокина;

В) «Метод социологии» Э.Дюркгейма;

С) «Основные социологические понятия» М.Вебера;

D) «Социодинамику культуры» А.Моля;

Е) «Основные начала» Г.Спенсера

*****

259. Выберите правильное утверждение:

А) культура возникла раньше цивилизации;

В) цивилизация возникла раньше культуры;

С) культура и цивилизация возникли одновременно;

D) культура развилась на основе цивилизации;

Е) цивилизация развилась на основе культуры

*****

260. Способность культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, накапливая тем самым богатейшие знания о мире и создавая возможности для его освоения связана с функцией:

А) коммуникативной;

В) гуманистической;

С) познавательной;

D) информационной;

Е) управленческой

*****

261. Функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего – это:

А) коммуникативная;

В) гуманистическая;

С) познавательная;

D) информационная;

Е) управленческая

*****

262. Функция социального общения, передачи информации в любом виде, обеспечивающей адекватность взаимопонимания – это:

А) коммуникативная;

В) гуманистическая;

С) познавательная;

D) информационная;

Е) управленческая

*****

263. Функция, выступающая средством социального контроля за поведением человека – это:

А) коммуникативная;

В) гуманистическая;

С) познавательная;

D) информационная;

Е) управленческая

*****

264. Высокая культура, народная культура, массовая культура, субкультура и контркультура – это:

А) виды культуры;

В) типы культуры;

С) формы;

D) разновидности культуры;

Е) уровни культуры

*****

Социология коммуникаций

265. Средство связи любых объектов материального и духовного мира, процесс общения, передача и обмен информации в обществе в целях воздействия на него называется:

А) передачей информации

В) коммуникацией

С) формой общения

D) способом информации

Е) методом информации

*****

266. Коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально-значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе изучается:

А) психолингвистикой

В) лингвистикой

С) паралингвистикой

D) социологией коммуникаций

Е) социолингвистикой

*****

267. Особенности общения, взаимодействия и воздействия, имеющиеся в данной сфере, являются:

А) предметом социологии коммуникаций

В) объектом социологии коммуникаций

С) субъектом социологии коммуникаций

D) формой социологии коммуникаций

Е) способом социологии коммуникаций

*****

268. Удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории выполняет функция:

А) коммуникативная

В) идеологическая

С) рекламно-справочная

D) культурно-образовательная

Е) рекреативная

*****

269. Какого типа личность представляет интерес для социологии коммуникаций:

А) «homo sapiens» – человек разумный;

В) «homo politicus» – человек общественный;

С) «homo consumens» – человек потребитель;

D) «homo liber» – человек свободный;

Е) «homo loquens» – человек говорящий

*****

270. Способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе – это:

А) заражение

В) внушение

С) подражание

D) вторжение

Е) вовлечение

*****

271. Концепция удовлетворения потребностей аудитории, согласно которой массовая коммуникация в своих действиях ориентируется на потребности (ожидания) аудитории была сформулирована:

А) Б.Берельсоном

В) У.Шраммом

С) П.Лазарсфельдом

D) Р.Мертоном

Е) Г.Маклюэном

*****

272. Специализированная и массовая информация – это:

А) способы социальной информации

В) формы социальной информации

С) типы социальной информации

D) уровни социальной информации

Е) задачи социальной информации

*****

273. Публикация на страницах печати кратких комментированных обзоров социологической информации по актуальным социальным проблемам – это:

А) статья;

В) очерк;

С) зарисовка;

D) эссе;

Е) социологическое резюме

*****

274. Печать, радио, ТV являются:

А) внутренними формами массовой коммуникации;

В) сторонами массовой коммуникации;

С) внешними формами массовой коммуникации;

D) видами массовой коммуникации;

Е) способами массовой коммуникации

*****

Прикладная социология

275. Социологическое исследование – это:

А) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом объекте или явлении;

В) система процедур, направленных на выявление относительно целостного представления об изучаемом социальном явлении или процессе;

С) система процедур, направленных на изучение структуры изучаемого предмета или явления;

D) система логически последовательных процедур, направленных на изучение структуры изучаемого предмета или явления;

Е) система процедур, направленных на изучение качественных характеристик изучаемого объекта или явления

*****

276. Этот документ является обязательным исходным любого социологического исследования в котором фиксируются методологические принципы, цели и задачи исследования, способы их достижения:

А) план;

В) опросник;

С) программа;

D) анкета;

Е) резюме

*****

277. Определение целей, задач, способов, средств, сбор первичной информации, ее обработка и анализ – это:

А) процедура социологического исследования;

В) этапы социологического исследования;

С) виды социологического исследования;

D) типы социологического исследования;

Е) пути социологического исследования

*****

278. По глубине и сложности анализа предмета исследования в социологии выделяют следующие виды социологического исследования:

А) точечное, повторное, панельное;

В) сплошное, выборочное, локальное;

С) теоретическое, эмпирическое, фундаментальное;

D) разведывательное, описательное, аналитическое;

Е) мониторинговое, экспериментальное, комплексное

*****

279. Средство адаптации принципов социологического исследования к особенностям конкретного исследования, к специфике решаемых задач, к особенностям изучаемого явления – это:

А) анализ;

В) методология;

С) процедура;

D) техника;

Е) методика

*****

280. Цель аналитического исследования – это:

А) определение структуры, формы, и характера определенного явления или процесса;

В) выявление сущностных причин, лежащих в основе явления или процесса;

С) получение первичной информации об определенном объекте;

D) дать количественную и качественную оценку параметров изучаемого процесса или явления;

Е) получение общего представления о предмете

*****

281. Совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности называется:

А) процедурой социологического исследования;

В) методикой социологического исследования;

С) приемами социологического исследования;

D) инструментарием социологического исследования;

Е) методологией социологического исследования

*****

282. Выберите неправильный метод:

А) опрос;

В) наблюдение;

С) анализ документов;

D) тарификация;

Е) эксперимент

*****

283. Совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним – это:

А) социальная инженерия;

В) управленческое консультирование;

С) социальная технология;

D) структурно-функциональный анализ;

Е) рабочий план исследования

*****

284. Лицо, участвующее в эмпирическом исследовании в качестве источника устной и письменной информации – это:

А) социолог;

В) политический обозреватель;

С) респондент;

D) журналист;

Е) публицист

*****

285. Метод целенаправленного и планомерного восприятия исследуемого объекта – это:

А) метод эксперимента;

В) метод наблюдения;

С) метод выборки;

D) метод опроса;

Е) метод анализа документов

*****

286. Интервью и анкетирование относятся к методу:

А) наблюдения;

В) эксперимента;

С) выборки;

D) опроса;

Е) анализа документов

*****

287. Способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов – это:

А) интервью;

В) наблюдение;

С) верификации;

D) анкетирование;

Е) эксперимент

*****

По Казахстану

288. Одна из главных задач, высказанных Президентом РК в Послании «Новый Казахстан в новом мире»:

А) рост качества жизни казахстанцев;

В) строительство новых городов;

С) открытие новых фабрик и заводов;

D) строительство новых дорожных развязок;

Е) формирование общественного сознания

*****

289. Новый этап развития Казахстана – это:

А) ускорение модернизации;

В) привлечение иностранных инвестиций;

С) увеличение финансирования духовной сферы;

D) взаимное сотрудничество;

Е) контроль энергоресурсов

*****

290. В 21 веке главной задачей образования и профессиональной подготовки является:

А) создание условий для получения образования за рубежом;

В) повышение качества выпускаемых учебников;

С) образование на уровне мировых стандартов;

D) дальнейшее углубление реформ;

Е) повысить благосостояние педагогов

*****

291. Ключ успешного вхождения Казахстана в мировое сообщество и мировую экономику:

А) конкурентоспособность товаров;

В) невмешательство местной администрации рыночным отношениям;

С) улучшение системы подготовки кадров;

D) финансовое регулирование и территориальное планирование;

Е) привлечение дополнительных иностранных инвестиций

*****

292. Наиболее значимые факторы построения нового Казахстана:

А) усиление борьбы против наркомании;

В) воспитание патриотизма;

С) привлечение частного капитала;

D) использование географического фактора;

Е) подготовка граждан к здоровому образу жизни

*****

293. В центре внимания современной социальной политики находится:

А) развитие несырьевого сектора;

В) снижение поддержки для малого бизнеса;

С) формирование общественного сознания;

D) создание условий для развития частного сектора;

Е) создать все необходимые условия для реализации важных жизненных принципов

*****

294. Для обеспечения международных стандартов образования и профессиональной переподготовки необходимо:

А) привлекать в школы зарубежных преподавателей английского языка;

В) повысить зарплату педагогов;

С) ввести бесплатное образование;

D) строить новые школы;

Е) соединение знаний с практикой

*****

295. Ключевые понятия, характеризующие Казахстан в первой трети 21-го века – это:

А) политическая стабильность, суверенитет;

В) правовое государство, правовая защищенность;

С) патриотизм и гуманизм;

D) процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев;

Е) здоровье нации, национальный менталитет

*****

296. Дайте анализ современным социальным отношениям в Казахстане:

А) контролирование тенденций миграции;

В) межконфессиональное согласие;

С) дальнейшее развитие рыночной экономики;

D) национальная безопасность;

Е) политическая стабильность

*****

297. Приоритеты в развитии социальной сферы:

А) развитие рынка недвижимости;

В) расширение и укрепление среднего и малого бизнеса;

С) развитие передовых технологий;

D) использование природных ресурсов;

Е) осуществление контроля за проведением налоговой политики

*****

298. истема социальной поддержки в условиях рыночной экономики заключается:

А) во внедрении государственного стандарта социальных услуг;

В) в развитии аренды жилья;

С) в ипотечном кредитовании;

D) в усилении системы социальных услуг в частном секторе;

Е) в повышении социальной ответственности предпрининимательства

*****

299. Одним из главных составляющих дальнейшего развития Казахстана:

А) построение свободного демократического общества;

В) недопущение конфронтации;

С) усиление борьбы с наркоманией;

D) формирование политического сознания;

Е) развитие системы коммуникаций

*****

300. Одним из основных условий обеспечения охраны окружающей среды является:

А) развитие современной транспортной инфраструктуры;

В) осуществление комплексной экологической программы;

С) развитие сотрудничества со среднеазиатскими государствами;

D) разработка новой программы по эффективному использованию природных ресурсов и защиты окружающей среды;

Е) создание новых заповедников

*****

Наши рекомендации