Социологическая характеристика личности
149. Для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей применяется понятие:
А) личность;
В) человек;
С) эгоист;
D) индивид;
Е) альтруист
*****
150. Единичным представителем человеческого рода, группы или социальной общности является:
А) человек;
В) эгоист;
С) личность;
D) индивидуалист;
Е) индивид
*****
151. Для характеристики свойств и качеств, которые реализуются в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми используется термин:
А) индивид;
В) индивидуальность;
С) выдающаяся личность;
D) личность;
Е) человек
*****
152. Ролевая теория личности была впервые сформулирована:
А) Дж.Мидом
В) З.Фрэйдом
С) И.Коном
D) В.Ядовым
Е) Ч.Кули
*****
153. Социологический подход к изучению личности выделяет:
А) темперамент;
В) характер;
С) социальные качества;
D) морально-волевые качества;
Е) способности
*****
154. Процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется:
А) социализацией;
В) десоциализацией;
С) постсоциализацией;
D) несоциализацией;
Е) ресоциализацией
*****
155. У истоков диспозиционной теории саморегуляции социального поведения стояли:
А) Ф.Знанецкий, У.Томас
В) Ч.Кули, Дж.Мид
С) Р.Минтон, Р.Мертон
D) Ф.Знанецкий, Ч.Кули
Е) Р.Минтон, Р.Дарендорф
*****
156. Автор теории зеркального «Я» является:
А) Дж.Мид
В) Л.Выгодский
С) З.Фрейд
D) Ч.Кули
Е) А.Петровский
*****
157. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе называется:
А) ресоциализацией;
В) постсоциализацией;
С) социализацией;
D) несоциализацией;
Е) десоциализацией
*****
158. Автором поведенческой концепции является:
А) З.Фрейд
В) Т.Парсонс
С) Ж.Пиаже
D) Р.Гарольд
Е) Дж.Хоманс
*****
159. Процесс социализации этот ученый рассматривал при помощи психологических механизмов: имитации, идентификации, чувства стыда и вины:
А) Ж.Пиаже
В) З.Фрейд
С) Д.Смелзер
D) Р.Минтон
Е) Р.Дарендорф
*****
160. Особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий – это:
А) социальный контроль;
В) мораль;
С) социальные нормы;
D) социальные предписания;
Е) социальные указания
*****
161. Автор концепции социального контроля:
А) Э.Мэйо
В) Э.Гоффман
С) У.Томас
D) П.Бергер
Е) Г.Гарфинкель
*****
162. Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, называется:
А) образованием;
В) приспособлением;
С) воспитания;
D) интериоризации;
Е) адаптации
*****
163. Приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, называется:
А) образованием;
В) приспособлением;
С) воспитанием;
D) интериоризацией;
Е) адаптацией
*****
164. Автор культурно-исторической школы:
А) Ч.Кули;
В) Дж.Мид;
С) Л.Выгодский;
D) З.Фрейд;
Е) Ж.Пиаже
*****
165. Автор теории инстинктивизма:
А) Ч.Кули;
В) Дж.Мид;
С) Л.Выгодский;
D) З.Фрейд;
Е) Ж.Пиаже
*****
166. Назовите ученого, выделившего социальные типы личности: традиционалисты, идеалисты, реалисты, фрустрированный тип, гедонистические материалисты:
А) Ч.Кули;
В) Э.Фромм;
С) Л.Выгодский;
D) З.Фрейд;
Е) Ж.Пиаже
*****
167. Совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, называется:
А) социальной ролью;
В) социальным положением;
С) социальным действием;
D) социальным исполнением;
Е) социальной позицией
*****
Девиантное поведение
168. Девиантное поведение представляет собой:
А) противоречие общественного развития;
В) противоречие между физическим и умственным трудом;
С) массовые формы деятельности, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся нормам;
D) неполную адаптацию развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования;
Е) цепь случайных событий
*****
169. Главная причина девиантного поведения:
А) в экономических отношениях;
В) в политических отношениях;
С) в социальных отношениях;
D) в семейных отношениях;
Е) в ненормальных отношениях
*****
170. По данным криминологических исследований между содержанием труда и преступным поведением:
А) не существует связи;
В) связь незначительная;
С) тесная взаимосвязь;
D) непосредственных взаимосвязей нет;
Е) связь случайная
*****
171. Связь между антиобщественным поведением опосредована психологическим и моральным состоянием, отражающим противоречие между:
А) физическим и умственным трудом;
В) потребностями работника и обстоятельствами его производственных ситуаций;
С) городом и деревней;
D) человеком и обществом;
Е) желаемым и действительным
*****
172. Источником возникающих антиобщественных отклонений является:
А) отсутствие эффективного правового законодательства;
В) отсутствие правового государства;
С) несовпадение интересов развития социальных групп;
D) несовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск;
Е) несовпадение желаемого и действительного
*****
173. Внутренние конфликты определяются:
А) расхождением ценностных ориентаций;
В) столкновением различных моральных систем;
С) противоречивостью индивидуального морального сознания;
D) различием в нравственных позициях людей;
Е) несовпадением уровней личной культуры людей
*****
174. Какие негативные явления в сознании и поведении людей, как равнодушие, грубость, высокомерие, жестокость, цинизм и т.д. относятся к типологической группе отклоняющегося поведения:
А) нарушения гуманистических принципов в отношениях между людьми;
В) нарушения принципов морали:
С) нарушения формирования общественного сознания;
D) великодержавного шовинизма;
Е) религиозного фанатизма
*****
175. Крайней степенью отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов оказываются под угрозой, является:
А) наркомания
В) бродяжничество
С) алкоголизм
D) токсикомания
Е) преступность
*****
176. Самопроизвольностью возникновения, большим эмоциональным притяжением и конформизмом отличаются:
А) формальные группы
В) стихийные группы
С) неформальные группы
D) преступные группы
Е) группы по интересам
*****
177. В отличие от группы коллективов и иных социальных общностей, стихийные группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания и поведения. Это объясняется, прежде всего:
А) интенсивным процессом политизации общественной жизни;
В) психологической неустойчивостью членов группы;
С) отсутствием общественно-полезных целей у группы;
D) неэффективным влиянием на индивидов коллективов с низкой сплоченностью;
Е) низким качеством членов группы
*****
178. Делинквентное – это поведение, которое не одобряется:
А) организацией
В) правилами
С) группой
D) законом
Е) институтом
*****
179. Формирование социологии девиантного поведения за рубежом началось с работы:
А) Ф.Тенниса «Общность и общество»
В) Т.Парсонса «Структура социального действия»
С) Э.Дюркгейма «Самоубийства: социологический этюд»
D) М.Вебера «Основные социологические понятия»
Е) Т.Гоббса «Левиафан»
*****
Социология образования
180. В науке теоретические основы понимания учения как «усвоения знаний» заложены психологом:
А) Д.Лихачевым
В) С.Рубенштейном
С) Д.Карнеги
D) А.Леонтьевым
Е) Л.Выготским
*****
181. Ассимиляция и аккомодация по мысли Ж.Пиаже – это форма усвоения:
А) знаний
В) умений
С) навыков
D) опыта в учении
Е) жизненных установок
*****
182. Приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних называется:
А) аккомодацией
В) ассимиляцией
С) обучением
D) абстрагированием
Е) обобщением
*****
183. В процессе восприятия информации знания приобретают личностную форму, развивая саму личность. Эти идеи лежат в основе подхода к учению как:
А) усвоению знаний
В) познанию
С) усвоению опыта
D) труду
Е) деятельному усвоению культуры
*****
184. Основу концепции деятельного усвоения культуры заложил:
А) А.Леонтьев
В) Ж.Пиаже
С) Л.Выготский
D) К.Бернар
Е) В.Ленин
*****
185. Соотношение части и целого образования проявляется в том, что:
А) образование не может возникнуть и функционировать иначе как в лоне социализации и воспитания;
В) в процессе образования происходит самореализация человека;
С) потребность «продолжить себя в другом» является главным фактором деятельности воспитателя;
D) в человеке заложено стремление продолжить себя в другом;
Е) возникает необходимость социального выживания в совместной общественной деятельности
*****
186. Решающим в появлении школы было возникновение и развитие:
А) искусства
В) литературы
С) техники
D) институтов образования
Е) науки
*****
187. В систему институтов образования входят:
А) семья, наука, производственное предприятие;
В) семья, вуз, рынок;
С) профтехучилище, наука;
D) семья, учебные заведения, учреждения культуры, СМИ;
Е) школа, семья, завод
*****
188. Престиж образования определяет:
А) уровень материального вознаграждения;
В) признание значимости знаний обществом;
С) уровень морального удовлетворения;
D) материальное обеспечение образования;
Е) бесплатность, всеобщность образования
*****
189. Образование, опираясь на возможность селективности, отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных знаний, осуществляет функцию:
А) социальной защищенности
В) генератора культурного достояния общества
С) социальной мобильности
D) хранителя культурного достояния общества
Е) карьерный рост человека
*****
Политическая социология
190. Наука, исследующая явления политики, политической власти и методы ее организации, функционирования и распределения через призму анализа общества во всей сложности его социальной структуры и процессов называется:
А) политологией
В) социологией
С) политической социологией
D) антропологией
Е) психологией
*****
191. Сфера политической жизни на всех ее структурно-функциональных уровнях, все социальные общности и формирования, являются:
А) предметом политической социологии;
В) субъектом политической социологии;
С) структурой политической социологии;
D) категорией политической социологии;
Е) объектом политической социологии
*****
192. Метод политической социологии, который анализирует индивидуальное поведение людей, называется:
А) конкретно-историческим;
В) бихевиористским;
С) антропологическим;
D) структурным;
Е) функциональным
*****
193. Серцевиной политической системы, ее центральным элементом является:
А) государство;
В) общество;
С) общность;
D) класс;
Е) нация
*****
194. Достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия, называется:
А) властью;
В) политикой;
С) господством;
D) принуждением;
Е) неравенством
*****
195. Функция политической социологии, направленная на решение практической задачи поиска и определения оптимальной модели социально-политического устройства общества, называется:
А) мировоззренческой;
В) познавательной;
С) воспитательной;
D) прогностической;
Е) практически-политической
*****
196. Сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов, называется:
А) государством;
В) политической системой;
С) политической организацией;
D) политическим институтом;
Е) политической общностью
*****
197. Основателем теории политической системы считают:
А) К.Маркс
В) Н.Макиавелли
С) Истона
D) М.Вебера
Е) Токвиля
*****
198. Автор первого проекта разделения властей:
А) Ж.Ж.Руссо
В) Т.Гооббс
С) Аристотель
D) Дж.Локк
Е) Н.Макиавелли
*****
199. Власть имеет основные ветви:
А) законодательную, исполнительную, производственную
В) исполнительную, судебную, идеологическую
С) законодательную, судебную, общественную
D) законодательную, общественную, исполнительную
Е) исполнительную, законодательную, судебную
*****
200. Субъектам властных отношений являются:
А) люди, группы людей, общество
В) общность, нация
С) этнические группы
D) социальные группы
Е) общество
*****
201. Функции власти, обеспечивающая ее значение для сохранения порядка в обществе:
А) организационная;
В) принудительная;
С) управленческая;
D) идеологическая;
Е) согласительная
*****
202. Способ функционирования политической системы, условия деятельности, определенная степень и формы политического участия – это:
А) порядок;
В) режим;
С) система;
D) структура;
Е) форма
*****
203. Законы, раскрывающие связи и взаимодействие различных элементов, субъектов и объектов социально-политической жизни, называются:
А) законы развития;
В) законы функционирования;
С) законы качественных изменений;
D) законы перехода;
Е) закон реализации общих интересов
*****
204. Политические организации и институты, политические принципы и нормы, политические отношения, политическая культура и сознание – это:
А) элементы политической системы;
В) разновидности политической системы;
С) компоненты политической системы;
D) структура политической системы;
Е) черты политической системы
*****
205. Специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся возможностью одного субъекта навязывать свою волю другому субъекту, называется:
А) властью;
В) политикой;
С) принуждением;
D) господством;
Е) давлением
*****
206. Назовите ученого, выделившего три основные типа легитимной власти: рациональный, традиционный и харизматический:
А) Н.Макиавелли;
В) Дж.Миль;
С) Ш.Монтескье;
D) М.Вебер
Е) Дж.Локк;
*****
207. Задачей этой функции политической системы является приобщение индивидов к политическим ценностям, лояльному отношению к институтам власти:
А) функция адаптации;
В) функция социализации;
С) функция реагирования;
D) функция регуляции;
Е) функция дистрибутивная
*****
208. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу – задача:
А) функция адаптации;
В) функция социализации;
С) функция реагирования;
D) функция регуляции;
Е) функция дистрибутивная
*****
Экономическая социология
209. Закон «гармоничного разнообразия» был первым установлен:
А) А.Смитом
В) Аристотелем
С) Платоном
D) Ф.Аквинским
Е) Э.Дюркгеймом
*****
210. Термин «экономика» ввели в оборот:
А) римляне
В) греки
С) египтяне
D) китайцы
Е) индийцы
*****
211. Впервые предложил систематическое учение о разделении труда:
А) М.Вебер
В) Д.Рикардо
С) Э.Дюркгейм
D) А.Смит
Е) К.Маркс
*****
212. Социалист-утопист, который ввел в научный оборот термин «индустриальное общество»:
А) Анри де Сен-Симон
В) Шарль Фурье
С) Роберт Оуэн
D) Томазо Кампанелла
Е) Томас Мор
*****
213. «Теория социального конфликта» была создана:
А) Ю.Хабермасом
В) Г.Зиммелем
С) М.Шелером
D) Э.Фроммом
Е) К.Марксом
*****
214. В противовес марксизму создается и обосновывается «шкала видов труда», которая лежит сегодня в основе развития постиндустриальной цивилизации:
А) М.Шелером
В) М.Вебером
С) Г.Зиммелем
D) В.Зомбартом
Е) Г.Шмолером
*****
215. Процесс рационализации, т.е. нацеливание всех стран мира на построение у себя высшей формы товарно-денежных отношений рассматривался в книге «Протестантская этика и дух капитализма» автором которой являлся:
А) П.Лаплас
В) Г.Зиммель
С) Ф.Теннис
D) М.Вебер
Е) А.Мюллер
*****
216. В труде «Экономика и общество» М.Вебер рассматривает теорию социальной стратификации, согласно которой в основе деления общества на слои и классы лежат три фактора:
А) экономический статус или богатство, политический статус или власть, престиж;
В) экономический, политический, профессиональный;
С) этническое происхождение, власть, образование;
D) положение родственников, власть, доход;
Е) этническое происхождение, экономический статус, власть
*****
217. Класс, который является стабилизатором общества, сохраняя его равновесие и устойчивость – это:
А) рабочий класс;
В) высший класс;
С) низший класс;
D) класс фермерства;
Е) средний класс
*****
218. Явление социальной клаузели или социальной замкнутости, которая означает ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе рассматривал:
А) К.Маркс
В) П.Сорокин
С) М.Вебер
D) А.Смит
Е) Д.Рикардо
*****
219. «Социальная экономия» являлась первой книгой по экономической социологии, автором которой являлся:
А) У.Тейлор;
В) Т.Веблен;
С) Г.Грееф;
D) М.Шелер;
Е) А.Маслоу
*****
220. В обществе можно выделить два типа ведения хозяйства: натуральное, нетоварное (ойкономия) и денежное – хрематистика, считал:
А) Платон;
В) Демокрит;
С) Эпикур;
D) Аристотель;
Е) Лукреций
*****
221. Автором системы научной организации труда являлся:
А) Э.Мэйо;
В) Д.Макгрегор;
С) А.Маслоу;
D) Т.Веблен;
Е) Ф.Тейлор
*****
222. Назовите автора теории «X» и «Y» стилей управления:
А) А.Маслоу;
В)Д.Макгрегор;
С) Э.Мэйо;
D) Р.Мертон;
Е) Т.Парсонс
*****
223. Изучение особенностей социальных аспектов экономических процессов на той или иной ступени развития общества является задачей:
А) познавательной функции;
В) объяснительной функции;
С) оценочной функции;
D) управленческой функции;
Е) образовательной функции
*****
224. Анализ развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, и действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей является задачей:
А) познавательной функции;
В) объяснительной функции;
С) оценочной функции;
D) управленческой функции;
Е) образовательной функции
*****
225. Исследование причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы, является задачей:
А) познавательной функции;
В) объяснительной функции;
С) оценочной функции;
D) управленческой функции;
Е) образовательной функции
*****
226. Объектом экономической социологии является:
А) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и политической сферы;
В) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и культурной сферы;
С) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и духовной сферы;
D) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и социальной сферы;
Е) сложная динамическая система социально-экономических процессов, возникающих в результате взаимодействия экономики и научной сферы
*****
227. Назовите работу Г.Зиммеля:
А) «Протестантская этика и дух капитализма»;
В) «Хозяйство и общество»;
С) «Философия денег»;
D) «Капитал»;
Е) «О разделении общественного труда»
*****
Социология семьи и брака
228. Семья как социальный институт возникла:
А) в новое время;
В) а эпоху античности;
С) в средние века;
D) в первобытном обществе;
Е) в новейшее время
*****
229. Семья – это:
А) отношение между мужем и женой, родителями и детьми;
В) группа людей любящих друг друга;
С) группа лиц, имеющих общих предков;
D) группа людей, проживающих вместе;
Е) основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью
*****
230. Семья в своем развитии прошла следующие этапы:
А) промискуитет, кровно-родственная, пуналуальная, парная, моногамная;
В) парная, пуналуальная, моногамная, кровно-родственная, помискуитет;
С) кровно-родственная, промискуитет, парная, пуналуальная, моногамная;
D) моногамная, парная, пуналуальная, промискуитет, кровно-родственная;
Е) пуналуальная, моногамная, кровно-родственная, прмискуитет, парная
*****
231. Основная функция семьи – это:
А) коммуникативная;
В) репродуктивная;
С) хозяйственная;
D) социального контроля;
Е) экономическая
*****
232. Назовите ученого, который выделил три формы брака – полигинию, полигамию и моногамию:
А) Баховен
В) Голода
С) Мак-Леннан
D) Морган
Е) Маркс
*****
233. Один из главных трудов Ф.Энгельса, посвященный проблемам брака и семьи – это:
А) «Лига ирокезов»;
В) «Древнее общество»;
С) «Семья как социальный институт»;
D) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»;
Е) «Система родства и свойства человеческой семьи»
*****
234. По структуре власти семьи бывают:
А) простые и сложные;
В) социально-однородные и социально-разнородные;
С) эгалитарные и авторитарные;
D) партнерские и авторитарные;
Е) партнерские и эгалитарные;
*****
235. Первым запретом человеческого общества был запрет:
А) посягательства на личную жизнь;
В) кровосмешения;
С) эндогамии;
D) экзогамии;
Е) посягательства на личную жизнь
*****
236. Брак – это:
А) исторически меняющаяся форма отношений;
В) форма отношений между мужчиной и женщиной;
С) добровольный союз между мужчиной и женщиной;
D) равноправный союз между мужчиной и женщиной;
Е) исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности
*****
237. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется:
А) полигинией
В) полиандрией
С) полигамией
D) моногамией
Е) расширенной нуклеарной семьей
*****
238. Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется:
А) полигинией
В) моногамией
С) расширенной нуклеарной семьей
D) полиандрией
Е) полигамией
*****
239. По структуре коммуникаций семьи бывают:
А) патриархальные и матриархальные
В) эгалитарные и авторитарные
С) партнерские и авторитарные
D) простые и сложные
Е) патриархальные и эгалитарные
*****
240. Назовите автора работы «Введение в социологию семьи»:
А) Э.Дюркгейм;
В) Ф.Энгельс;
С) Л.Морган;
D) М.Вебер;
Е) Г.Зиммель
*****
241. Эта функция семьи предполагает как самовоспитание, так и взаимовоспитание супругов:
А) репродуктивная;
В) экономическая;
С) воспитательная;
D) рекреативная;
Е) коммуникативная
*****
242. Задачей этой функции семьи является обеспечение моральной, психологической и материальной помощи и поддержки:
А) репродуктивная;
В) экономическая;
С) воспитательная;
D) рекреативная;
Е) коммуникативная
*****
243. Эта функция семьи обеспечивает своим членам благоприятное общение с людьми, близкими и приятными им:
А) репродуктивная;
В) экономическая;
С) воспитательная;
D) рекреативная;
Е) коммуникативная
*****
244. В работах «Лига ирокезов», «Система родства и свойства человеческой семьи», «Древнее общество» этот американский ученый рассматривает формы семейных отношений в их историческом развитии:
А) Л.Морган;
В) Ф.Энгельс;
С) Э.Дюркгейм;
D) Т.Парсонс;
Е) Р.Мертон
*****
245. Слабый, неустойчивый союз одного мужчины с одной женщиной, свободно расторгаемый по желанию одной из сторон, называется:
А) кровно-родственной семьей;
В) парной семьей;
С) пуналуальной семьей;
D) моногамной семьей;
Е) патриархальной семьей
*****
246. Какое из названий не относится к стадиям развития семьи:
А) кровно-родственная семья;
В) парная семья;
С) пуналуальная семья;
D) моногамная семья;
Е) патриархальная семья
*****
247. Назовите автора работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства»:
А) Э.Дюркгейм;
В) Ф.Энгельс;
С) Л.Морган;
D) М.Вебер;
Е) Г.Зиммель
*****
Социология культуры
248. Культура – это:
А) все изменения в природе, происходящие под воздействием человека;
В) специфически, генетически не наследуемая совокупность способов, форм и образцов поведения;
С) система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения;
D) универсальный способ творческой реализации человека;
Е) способ удовлетворения определенных физиологических, социальных и психологических потребностей
*****
249. Главным элементом культуры является:
А) язык
В) обычаи
С) традиции
D) ценности
Е) обряды
*****
250. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства это:
А) поп-культура
В) высокая культура
С) контркультура
D) молодежная культура
Е) субкультура
*****
251. Позиция этноцентризма предполагает:
А) рассмотрение культурного процесса как общечеловеческого;
В) абсолютную самобытность любой культуры;
С) оценку другой культуры через призму своей собственной;
D) понимание тонких различий между близкими культурами;
Е) обогащение одной культуры через другую
*****
252. Главная функция массовой культуры:
А) человеко-творческая
В) воспитательная
С) коммуникативная
D) развлекательно-компенсаторная
Е) ценностно-ориентационная
*****
253. Культурный релятивизм предполагает:
А) абсолютную самобытность любой культуры;
В) сравнение своей культуры с чужой;
С) непринятие чужой культуры;
D) позицию превосходства своей культуры над чужой;
Е) сопоставление различных культур
*****
254. «Культура портит человека: совершенство дано ему от природы» считал:
А) Вольтер
В) Руссо
С) Дидро
D) Монтескье
Е) Сен-Симон
*****
255. «История человечества начинается с некого дикого состояния, и именно культура «очеловечивает» человека» считал:
А) Дидро
В) Вольтер
С) Фурье
D) Руссо
Е) Кант
*****
256. Анализ современного состояния духовных потребностей позволяет утверждать, что в последнее время:
А) возрос темп появления только новых потребностей;
В) возрос темп появления старых потребностей;
С) утвердился низкий уровень духовных потребностей;
D) возрос темп появления новых и дифференциация старых потребностей;
Е) не развиваются новые духовные потребности
*****
257. Цивилизация – это
А) уровень, ступень общественного развития духовной культуры;
В) уровень, ступень деградации и упадка общества;
С) уровень, ступень политического развития общества;
D) уровень, ступень, препятствующая нормальному развитию материальной и духовной культуры;
Е) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры
*****
258. Одним из основополагающих трудов в социологии культуры можно считать:
А) «Кризис нашего времени» П.Сорокина;
В) «Метод социологии» Э.Дюркгейма;
С) «Основные социологические понятия» М.Вебера;
D) «Социодинамику культуры» А.Моля;
Е) «Основные начала» Г.Спенсера
*****
259. Выберите правильное утверждение:
А) культура возникла раньше цивилизации;
В) цивилизация возникла раньше культуры;
С) культура и цивилизация возникли одновременно;
D) культура развилась на основе цивилизации;
Е) цивилизация развилась на основе культуры
*****
260. Способность культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, накапливая тем самым богатейшие знания о мире и создавая возможности для его освоения связана с функцией:
А) коммуникативной;
В) гуманистической;
С) познавательной;
D) информационной;
Е) управленческой
*****
261. Функция трансляции социального опыта, которая обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего – это:
А) коммуникативная;
В) гуманистическая;
С) познавательная;
D) информационная;
Е) управленческая
*****
262. Функция социального общения, передачи информации в любом виде, обеспечивающей адекватность взаимопонимания – это:
А) коммуникативная;
В) гуманистическая;
С) познавательная;
D) информационная;
Е) управленческая
*****
263. Функция, выступающая средством социального контроля за поведением человека – это:
А) коммуникативная;
В) гуманистическая;
С) познавательная;
D) информационная;
Е) управленческая
*****
264. Высокая культура, народная культура, массовая культура, субкультура и контркультура – это:
А) виды культуры;
В) типы культуры;
С) формы;
D) разновидности культуры;
Е) уровни культуры
*****
Социология коммуникаций
265. Средство связи любых объектов материального и духовного мира, процесс общения, передача и обмен информации в обществе в целях воздействия на него называется:
А) передачей информации
В) коммуникацией
С) формой общения
D) способом информации
Е) методом информации
*****
266. Коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально-значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе изучается:
А) психолингвистикой
В) лингвистикой
С) паралингвистикой
D) социологией коммуникаций
Е) социолингвистикой
*****
267. Особенности общения, взаимодействия и воздействия, имеющиеся в данной сфере, являются:
А) предметом социологии коммуникаций
В) объектом социологии коммуникаций
С) субъектом социологии коммуникаций
D) формой социологии коммуникаций
Е) способом социологии коммуникаций
*****
268. Удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории выполняет функция:
А) коммуникативная
В) идеологическая
С) рекламно-справочная
D) культурно-образовательная
Е) рекреативная
*****
269. Какого типа личность представляет интерес для социологии коммуникаций:
А) «homo sapiens» – человек разумный;
В) «homo politicus» – человек общественный;
С) «homo consumens» – человек потребитель;
D) «homo liber» – человек свободный;
Е) «homo loquens» – человек говорящий
*****
270. Способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе – это:
А) заражение
В) внушение
С) подражание
D) вторжение
Е) вовлечение
*****
271. Концепция удовлетворения потребностей аудитории, согласно которой массовая коммуникация в своих действиях ориентируется на потребности (ожидания) аудитории была сформулирована:
А) Б.Берельсоном
В) У.Шраммом
С) П.Лазарсфельдом
D) Р.Мертоном
Е) Г.Маклюэном
*****
272. Специализированная и массовая информация – это:
А) способы социальной информации
В) формы социальной информации
С) типы социальной информации
D) уровни социальной информации
Е) задачи социальной информации
*****
273. Публикация на страницах печати кратких комментированных обзоров социологической информации по актуальным социальным проблемам – это:
А) статья;
В) очерк;
С) зарисовка;
D) эссе;
Е) социологическое резюме
*****
274. Печать, радио, ТV являются:
А) внутренними формами массовой коммуникации;
В) сторонами массовой коммуникации;
С) внешними формами массовой коммуникации;
D) видами массовой коммуникации;
Е) способами массовой коммуникации
*****
Прикладная социология
275. Социологическое исследование – это:
А) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом объекте или явлении;
В) система процедур, направленных на выявление относительно целостного представления об изучаемом социальном явлении или процессе;
С) система процедур, направленных на изучение структуры изучаемого предмета или явления;
D) система логически последовательных процедур, направленных на изучение структуры изучаемого предмета или явления;
Е) система процедур, направленных на изучение качественных характеристик изучаемого объекта или явления
*****
276. Этот документ является обязательным исходным любого социологического исследования в котором фиксируются методологические принципы, цели и задачи исследования, способы их достижения:
А) план;
В) опросник;
С) программа;
D) анкета;
Е) резюме
*****
277. Определение целей, задач, способов, средств, сбор первичной информации, ее обработка и анализ – это:
А) процедура социологического исследования;
В) этапы социологического исследования;
С) виды социологического исследования;
D) типы социологического исследования;
Е) пути социологического исследования
*****
278. По глубине и сложности анализа предмета исследования в социологии выделяют следующие виды социологического исследования:
А) точечное, повторное, панельное;
В) сплошное, выборочное, локальное;
С) теоретическое, эмпирическое, фундаментальное;
D) разведывательное, описательное, аналитическое;
Е) мониторинговое, экспериментальное, комплексное
*****
279. Средство адаптации принципов социологического исследования к особенностям конкретного исследования, к специфике решаемых задач, к особенностям изучаемого явления – это:
А) анализ;
В) методология;
С) процедура;
D) техника;
Е) методика
*****
280. Цель аналитического исследования – это:
А) определение структуры, формы, и характера определенного явления или процесса;
В) выявление сущностных причин, лежащих в основе явления или процесса;
С) получение первичной информации об определенном объекте;
D) дать количественную и качественную оценку параметров изучаемого процесса или явления;
Е) получение общего представления о предмете
*****
281. Совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности называется:
А) процедурой социологического исследования;
В) методикой социологического исследования;
С) приемами социологического исследования;
D) инструментарием социологического исследования;
Е) методологией социологического исследования
*****
282. Выберите неправильный метод:
А) опрос;
В) наблюдение;
С) анализ документов;
D) тарификация;
Е) эксперимент
*****
283. Совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним – это:
А) социальная инженерия;
В) управленческое консультирование;
С) социальная технология;
D) структурно-функциональный анализ;
Е) рабочий план исследования
*****
284. Лицо, участвующее в эмпирическом исследовании в качестве источника устной и письменной информации – это:
А) социолог;
В) политический обозреватель;
С) респондент;
D) журналист;
Е) публицист
*****
285. Метод целенаправленного и планомерного восприятия исследуемого объекта – это:
А) метод эксперимента;
В) метод наблюдения;
С) метод выборки;
D) метод опроса;
Е) метод анализа документов
*****
286. Интервью и анкетирование относятся к методу:
А) наблюдения;
В) эксперимента;
С) выборки;
D) опроса;
Е) анализа документов
*****
287. Способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов – это:
А) интервью;
В) наблюдение;
С) верификации;
D) анкетирование;
Е) эксперимент
*****
По Казахстану
288. Одна из главных задач, высказанных Президентом РК в Послании «Новый Казахстан в новом мире»:
А) рост качества жизни казахстанцев;
В) строительство новых городов;
С) открытие новых фабрик и заводов;
D) строительство новых дорожных развязок;
Е) формирование общественного сознания
*****
289. Новый этап развития Казахстана – это:
А) ускорение модернизации;
В) привлечение иностранных инвестиций;
С) увеличение финансирования духовной сферы;
D) взаимное сотрудничество;
Е) контроль энергоресурсов
*****
290. В 21 веке главной задачей образования и профессиональной подготовки является:
А) создание условий для получения образования за рубежом;
В) повышение качества выпускаемых учебников;
С) образование на уровне мировых стандартов;
D) дальнейшее углубление реформ;
Е) повысить благосостояние педагогов
*****
291. Ключ успешного вхождения Казахстана в мировое сообщество и мировую экономику:
А) конкурентоспособность товаров;
В) невмешательство местной администрации рыночным отношениям;
С) улучшение системы подготовки кадров;
D) финансовое регулирование и территориальное планирование;
Е) привлечение дополнительных иностранных инвестиций
*****
292. Наиболее значимые факторы построения нового Казахстана:
А) усиление борьбы против наркомании;
В) воспитание патриотизма;
С) привлечение частного капитала;
D) использование географического фактора;
Е) подготовка граждан к здоровому образу жизни
*****
293. В центре внимания современной социальной политики находится:
А) развитие несырьевого сектора;
В) снижение поддержки для малого бизнеса;
С) формирование общественного сознания;
D) создание условий для развития частного сектора;
Е) создать все необходимые условия для реализации важных жизненных принципов
*****
294. Для обеспечения международных стандартов образования и профессиональной переподготовки необходимо:
А) привлекать в школы зарубежных преподавателей английского языка;
В) повысить зарплату педагогов;
С) ввести бесплатное образование;
D) строить новые школы;
Е) соединение знаний с практикой
*****
295. Ключевые понятия, характеризующие Казахстан в первой трети 21-го века – это:
А) политическая стабильность, суверенитет;
В) правовое государство, правовая защищенность;
С) патриотизм и гуманизм;
D) процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев;
Е) здоровье нации, национальный менталитет
*****
296. Дайте анализ современным социальным отношениям в Казахстане:
А) контролирование тенденций миграции;
В) межконфессиональное согласие;
С) дальнейшее развитие рыночной экономики;
D) национальная безопасность;
Е) политическая стабильность
*****
297. Приоритеты в развитии социальной сферы:
А) развитие рынка недвижимости;
В) расширение и укрепление среднего и малого бизнеса;
С) развитие передовых технологий;
D) использование природных ресурсов;
Е) осуществление контроля за проведением налоговой политики
*****
298. истема социальной поддержки в условиях рыночной экономики заключается:
А) во внедрении государственного стандарта социальных услуг;
В) в развитии аренды жилья;
С) в ипотечном кредитовании;
D) в усилении системы социальных услуг в частном секторе;
Е) в повышении социальной ответственности предпрининимательства
*****
299. Одним из главных составляющих дальнейшего развития Казахстана:
А) построение свободного демократического общества;
В) недопущение конфронтации;
С) усиление борьбы с наркоманией;
D) формирование политического сознания;
Е) развитие системы коммуникаций
*****
300. Одним из основных условий обеспечения охраны окружающей среды является:
А) развитие современной транспортной инфраструктуры;
В) осуществление комплексной экологической программы;
С) развитие сотрудничества со среднеазиатскими государствами;
D) разработка новой программы по эффективному использованию природных ресурсов и защиты окружающей среды;
Е) создание новых заповедников
*****