Социологизм Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:
-- "О разделении общественного труда";
-- "Правила социологического метода",
-- "Самоубийство";
-- "Элементарные формы религиозной жизни".
Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и др.
Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.
Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.
Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Соц. факты Д. подразделял на:
-- морфологические (плотность населения);
-- образующие материальный субстрат общественной жизни,
-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.
Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.
Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида:
-- эгоистическое,
-- альтруистическое и
-- аномическое.
Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.
9. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»
Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды обеспечивают солидарность и интегрированность общества?
Чтобы ответить га этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух различных формах солидарности - механической и органической. Он различает солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную часть индивидуальных сознаний.
Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может обойтись без согласия и урегулированности.
Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе носит механический характер.
Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы:
1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и материальной плотности общества в ходе увеличения его объема.
2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс разделения труда.
3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под воздействием разделения труда.
4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали.
Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими.
10. «Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия
Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его структуры. Среди его основных трудов:
-- «Протестантская этика и дух капитализма»,
-- «О некоторых категориях понимающей социологии»,
-- «Хозяйственная этика мировых религий»,
-- «Хозяйство и общество».
Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:
1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;
2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.
2 признака социального действия:
-- субъективно подразумеваемый смысл и
-- ориентация на поведение других людей.
Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)
-- целерациональные,
-- ценностно-рациональные,
-- аффективные и
-- традиционные.
Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.
Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.
Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.
В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.
11. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера 1904-1905 гг.
Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, создавший "понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов.
В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так, в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и характером соц. действий - лишь одна часть исследования.
Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр. экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране.
И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц. реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия.