Предмет и структура социологии

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ

____________________________________________________

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛОГИЯ»

(для курсантов очной формы обучения, обучающихся по всем специальностям)

Выполнил(а):

__________________________________________________________

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)

ФАКУЛЬТЕТ _____________________________________________

УЧЕБНЫЙ ВЗВОД _______________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2016 – 2017

Проверил:

__________________________________________________________

(ФИО, должность)

__________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, специальное звание)

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

__________________________________________________________

(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел практикума Страница
График контроля выполнения заданий
Организационно-методический раздел
ЗАДАНИЯ
  Раздел 1. Предмет и структура социологии тт. 1,2,3
  Раздел 2. Общество как система тт. 4,5,9
  Раздел 3. Социальная структура общества тт. 6,7,8
Литература и электронные ресурсы

ГРАФИК КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Задания по теме (части) Срок выполнения Оценка Подпись преподавателя Примечания
Предмет и структура социологии        
Общество как система          
Социальная структура общества          

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Заполнение практикума является обязательным условием допуска к зачету по дисциплине «Социология» для курсантов всех направлений подготовки.

Практикум состоит из трех разделов, включающих задания по всем темам учебного курса.

ЦЕЛЬЮ практикума является закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения социологии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.

ЗАДАЧАМИпрактикума являются:

· закрепление базовых знаний в области социологии (ее методологических основ, основных функций социальных систем и причин дисфункций, стратификационной структуры общества и основных социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности и воспроизводство социальных отношений, стабильности и безопасности общества);

· выработка уменийприменять социологические знания к различным социальным объектам для ориентирования в социальных явлениях и процессах жизни общества;

· овладение первичными навыками анализа и оценки общественно значимых проблем, социальных явлений и процессов с использованием социологических знаний;

· подготовка к федеральному интернет-тестированию остаточных знаний по дисциплине «Социология».

По каждому разделу практикума, по результатам его проверки в установленные сроки выставляется дифференцированная оценка по четырехбалльной системе («ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» или «НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»).

По результатам проверки заполненного практикума (всех разделов), в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО» (при наличии неудовлетворительной оценки хотя бы по одному из трех разделов).

При получении оценки «НЕ ЗАЧТЕНО» практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.

ЗАДАНИЯ

РАЗДЕЛ 1

ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ

После изучения (повторения) тем раздела, ознакомления с рекомендованной литературой и электронными ресурсами выполните следующие задания:

1. Назовите идейные, теоретические предпосылки возникновения социологии:

___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите исторические условия возникновения социологии:

____________________________________________________________________________________________________

3. Покажите различие между позитивистским и антипозитивистским подходом к изучению общества:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите особенности становления российской социологии (по сравнению с западноевропейской) во второй половине ХIХ века:

____________________________________________________________________________________________________

5. Сравните понимание социального конфликта в концепции структурного функционализма и в социологии конфликта:

____________________________________________________________________________________

6. Покажите различия в понимании механизма индивидуального поведения в теории социального обмена и в теории символического интеракционизма:

_____________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите и опишите наиболее известные эмпирические социологические исследования, связанные с представителями «Чикагской школы» в социологии:

____________________________________________________________________________________

8. Сравните социологию и социальную философию по «объекту», «предмету» и «методам» исследования общества:

  Социология Социальная философия
Объект исследования    
Предмет исследования    
Методы исследования      

9. Дайте краткое определение основных функций социологии:

  Познавательная функция  
  Мировоззренческая функция  
  Методологическая функция    
  Регулятивная функция    
  Прогностическая функция  

10. Подумайте и напишите: Что дает изучение социологии сотруднику ОВД…

а) как личности _____

____________________

____________________

б) как гражданину ___________________________________________________________________

____________________

_______________________________________________________________

в) как профессионалу ________________________________________________________________

____________________

_______________________________________________________________

11. Раскройте содержание основных разделов программы эмпирического социологического исследования:

Название раздела Содержание раздела
Теоретический раздел  
Методический раздел  
Организационный раздел    

12. Назовите возможности (достоинства) и ограничения (недостатки) основных методов сбора первичных социологических данных:

Название метода Возможности метода Ограничения метода
Метод наблюдения    
Метод изучения документов    
Метод опроса    
Социальный эксперимент    

13. Назовите основные области применения эмпирических социологических исследований в системе ОВД России:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ 2

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

После изучения (повторения) тем раздела, ознакомления с рекомендованной литературой и электронными ресурсами выполните следующие задания:

14. Опишите систему социальных взаимодействий (перечень субъектов, участников; кто с кем и как взаимодействует), которые имеют место в сфере правовых отношений современного общества:

________________________________________________________________________________________________________________

15. Опишите этапы институциализации, как процесса становления социального института:

________________________________________________________________________________________________

16. Приведите примеры указанных ниже видов социальных институтов:

Тип социального института Примеры
Экономические    
Политические    
Социокультурные    
Нормативно-санкционирующие    
Нормативно-ориентирующие    
Церемониально-символические    

17. Какие функции в обществе выполняет система правоохранительных органов? Опишите место и роль ОВД в этой системе.

________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Какие номинальные общности чаще всего «используются» в профессионально-служебной деятельности сотрудников ОВД?

____________________________________________________________________________________________________________________

19. Какое место в работе ОВД занимают названные ниже типы массовых общностей?

Проанализируйте указанные общности как объект правоохранительной деятельности:

Тип массовой общности Примеры взаимодействия с ОВД
«толпа», «аудитория»    
«социальные круги»    
«социальные движения»    

20. Какое место в работе ОВД занимают организованные социальные группы (как объект правоохранительной деятельности)?

________________________________________

_____________________________________________________________________

21. Назовите достоинства и недостатки организации бюрократического типа:

Достоинства Недостатки
     

22. Прокомментируйте тезис: «Личностью не рождаются – личностью становятся», приведите примеры:

________________________________________

____________________________________________________________________

23. Распределите статусы своего личного статусного набора по типам социальных статусов:

  Типы статусов Статусы из моего личного статусного набора
Предписанные  
Приобретенные  
Главный  
  Второстепенные    
Формальные  
Неформальные  

24. Назовите статусы несовместимые со статусом сотрудника органов внутренних дел:

________________________________________________________________________________________________________________________

25. Какого рода ролевые конфликты являются типичными для профессионально-служебной деятельности сотрудников ОВД?

________________________________________

____________________________________________________________

26. Какими особенностями социализации молодого поколения можно объяснить тот факт, что в любом обществе доля правонарушений, приходящаяся на молодежь, всегда заметно превышает ее долю в составе населения?

________________________________________

____________________________________________________________

27. Назовите категории населения современного российского общества, которые нуждаются в ресоциализации. Какие из этих категорий всегда вызывают профессиональный интерес правоохранительных органов и почему?

________________________________________

____________________________________________________________________________________

28. Конформизм (социальное послушание) выступает формальной альтернативой девиантного поведения, но является ли он абсолютной социальной ценностью? Дайте развернутый ответ:

________________________________________

_____________________________________________________________________________________

29. Какова роль ОВД в поддержании социальной стабильности современного общества и в чем может выражаться дисфункция правоохранительных органов как социального института? Дайте развернутый ответ:

________________________________________

________________________

________________

________________

____________________________________________________________________

30. Приведите примеры социальных конфликтов различного типа, которые имели место в истории постсоветской России:

  Тип социального конфликта Примеры из новейшей российской истории
Политические  
Экономические  
Социально-культурные    
Межэтнические  
Другие  

31. Какова роль правоохранительных органов в процессе урегулирования социальных конфликтов? Каковы возможности их влияния на ход социального конфликта на различных стадиях его протекания? Дайте развернутый ответ, приведите примеры:

________________________________________

________________________

________________________________________

________________________

РАЗДЕЛ 3

Наши рекомендации