Предмет и структура социологии
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ
____________________________________________________
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
ПРАКТИКУМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИОЛОГИЯ»
(для курсантов очной формы обучения, обучающихся по всем специальностям)
Выполнил(а):
__________________________________________________________
(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)
ФАКУЛЬТЕТ _____________________________________________
УЧЕБНЫЙ ВЗВОД _______________________________________
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2016 – 2017
Проверил:
__________________________________________________________
(ФИО, должность)
__________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, специальное звание)
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
__________________________________________________________
(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Раздел практикума | Страница |
График контроля выполнения заданий | ||
Организационно-методический раздел | ||
ЗАДАНИЯ | ||
Раздел 1. Предмет и структура социологии тт. 1,2,3 | ||
Раздел 2. Общество как система тт. 4,5,9 | ||
Раздел 3. Социальная структура общества тт. 6,7,8 | ||
Литература и электронные ресурсы |
ГРАФИК КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
№ | Задания по теме (части) | Срок выполнения | Оценка | Подпись преподавателя | Примечания |
Предмет и структура социологии | |||||
Общество как система | |||||
Социальная структура общества |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Заполнение практикума является обязательным условием допуска к зачету по дисциплине «Социология» для курсантов всех направлений подготовки.
Практикум состоит из трех разделов, включающих задания по всем темам учебного курса.
ЦЕЛЬЮ практикума является закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения социологии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.
ЗАДАЧАМИпрактикума являются:
· закрепление базовых знаний в области социологии (ее методологических основ, основных функций социальных систем и причин дисфункций, стратификационной структуры общества и основных социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности и воспроизводство социальных отношений, стабильности и безопасности общества);
· выработка уменийприменять социологические знания к различным социальным объектам для ориентирования в социальных явлениях и процессах жизни общества;
· овладение первичными навыками анализа и оценки общественно значимых проблем, социальных явлений и процессов с использованием социологических знаний;
· подготовка к федеральному интернет-тестированию остаточных знаний по дисциплине «Социология».
По каждому разделу практикума, по результатам его проверки в установленные сроки выставляется дифференцированная оценка по четырехбалльной системе («ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» или «НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»).
По результатам проверки заполненного практикума (всех разделов), в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО» (при наличии неудовлетворительной оценки хотя бы по одному из трех разделов).
При получении оценки «НЕ ЗАЧТЕНО» практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.
ЗАДАНИЯ
РАЗДЕЛ 1
ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
После изучения (повторения) тем раздела, ознакомления с рекомендованной литературой и электронными ресурсами выполните следующие задания:
1. Назовите идейные, теоретические предпосылки возникновения социологии:
___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите исторические условия возникновения социологии:
____________________________________________________________________________________________________
3. Покажите различие между позитивистским и антипозитивистским подходом к изучению общества:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите особенности становления российской социологии (по сравнению с западноевропейской) во второй половине ХIХ века:
____________________________________________________________________________________________________
5. Сравните понимание социального конфликта в концепции структурного функционализма и в социологии конфликта:
____________________________________________________________________________________
6. Покажите различия в понимании механизма индивидуального поведения в теории социального обмена и в теории символического интеракционизма:
_____________________________________________________________________________________________________________
7. Назовите и опишите наиболее известные эмпирические социологические исследования, связанные с представителями «Чикагской школы» в социологии:
____________________________________________________________________________________
8. Сравните социологию и социальную философию по «объекту», «предмету» и «методам» исследования общества:
Социология | Социальная философия | |
Объект исследования | ||
Предмет исследования | ||
Методы исследования |
9. Дайте краткое определение основных функций социологии:
Познавательная функция | |
Мировоззренческая функция | |
Методологическая функция | |
Регулятивная функция | |
Прогностическая функция |
10. Подумайте и напишите: Что дает изучение социологии сотруднику ОВД…
а) как личности _____
____________________
____________________
б) как гражданину ___________________________________________________________________
____________________
_______________________________________________________________
в) как профессионалу ________________________________________________________________
____________________
_______________________________________________________________
11. Раскройте содержание основных разделов программы эмпирического социологического исследования:
Название раздела | Содержание раздела |
Теоретический раздел | |
Методический раздел | |
Организационный раздел |
12. Назовите возможности (достоинства) и ограничения (недостатки) основных методов сбора первичных социологических данных:
Название метода | Возможности метода | Ограничения метода |
Метод наблюдения | ||
Метод изучения документов | ||
Метод опроса | ||
Социальный эксперимент |
13. Назовите основные области применения эмпирических социологических исследований в системе ОВД России:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
После изучения (повторения) тем раздела, ознакомления с рекомендованной литературой и электронными ресурсами выполните следующие задания:
14. Опишите систему социальных взаимодействий (перечень субъектов, участников; кто с кем и как взаимодействует), которые имеют место в сфере правовых отношений современного общества:
________________________________________________________________________________________________________________
15. Опишите этапы институциализации, как процесса становления социального института:
________________________________________________________________________________________________
16. Приведите примеры указанных ниже видов социальных институтов:
Тип социального института | Примеры |
Экономические | |
Политические | |
Социокультурные | |
Нормативно-санкционирующие | |
Нормативно-ориентирующие | |
Церемониально-символические |
17. Какие функции в обществе выполняет система правоохранительных органов? Опишите место и роль ОВД в этой системе.
________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Какие номинальные общности чаще всего «используются» в профессионально-служебной деятельности сотрудников ОВД?
____________________________________________________________________________________________________________________
19. Какое место в работе ОВД занимают названные ниже типы массовых общностей?
Проанализируйте указанные общности как объект правоохранительной деятельности:
Тип массовой общности | Примеры взаимодействия с ОВД |
«толпа», «аудитория» | |
«социальные круги» | |
«социальные движения» |
20. Какое место в работе ОВД занимают организованные социальные группы (как объект правоохранительной деятельности)?
________________________________________
_____________________________________________________________________
21. Назовите достоинства и недостатки организации бюрократического типа:
Достоинства | Недостатки |
22. Прокомментируйте тезис: «Личностью не рождаются – личностью становятся», приведите примеры:
________________________________________
____________________________________________________________________
23. Распределите статусы своего личного статусного набора по типам социальных статусов:
Типы статусов | Статусы из моего личного статусного набора |
Предписанные | |
Приобретенные | |
Главный | |
Второстепенные | |
Формальные | |
Неформальные |
24. Назовите статусы несовместимые со статусом сотрудника органов внутренних дел:
________________________________________________________________________________________________________________________
25. Какого рода ролевые конфликты являются типичными для профессионально-служебной деятельности сотрудников ОВД?
________________________________________
____________________________________________________________
26. Какими особенностями социализации молодого поколения можно объяснить тот факт, что в любом обществе доля правонарушений, приходящаяся на молодежь, всегда заметно превышает ее долю в составе населения?
________________________________________
____________________________________________________________
27. Назовите категории населения современного российского общества, которые нуждаются в ресоциализации. Какие из этих категорий всегда вызывают профессиональный интерес правоохранительных органов и почему?
________________________________________
____________________________________________________________________________________
28. Конформизм (социальное послушание) выступает формальной альтернативой девиантного поведения, но является ли он абсолютной социальной ценностью? Дайте развернутый ответ:
________________________________________
_____________________________________________________________________________________
29. Какова роль ОВД в поддержании социальной стабильности современного общества и в чем может выражаться дисфункция правоохранительных органов как социального института? Дайте развернутый ответ:
________________________________________
________________________
________________
________________
____________________________________________________________________
30. Приведите примеры социальных конфликтов различного типа, которые имели место в истории постсоветской России:
Тип социального конфликта | Примеры из новейшей российской истории |
Политические | |
Экономические | |
Социально-культурные | |
Межэтнические | |
Другие |
31. Какова роль правоохранительных органов в процессе урегулирования социальных конфликтов? Каковы возможности их влияния на ход социального конфликта на различных стадиях его протекания? Дайте развернутый ответ, приведите примеры:
________________________________________
________________________
________________________________________
________________________
РАЗДЕЛ 3