Социология как объект теоретического анализа
А.Н. Елсуков
КРАТКИЙ КУРС ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим центром учебной книги и средств обучения
Министерства образования Республики Беларусь
в качестве пособия
для студентов высших учебных заведений
МИНСК
ТетраСистемс
УДК 316.1 (075.8) ББК 60.5 я73 Е54
Автор:
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии Белорусского государственного университета А.Н. Елсуков
Рецензенты:
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой культуры Академии управления при Президенте Республики Беларусь СВ. Лапина,
доктор социологических наук, профессор, зав. сектором Института социологии НАНРБ С.А. Шавель
Елсуков А.Н.Е 54 Краткий курс теоретической социологии:Учеб. пособие. -Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с. ISBN 985-6317-72-Х
В книге дается общая характеристика социологии как науки, раскрывается содержание ее теоретических основ, характеризуются главные направления социологической мысли, парадигмы социальной методологии.
Предназначена для студентов высших и средних учебных заведений; для всех, кто интересуется проблемами социологического познания.
УДК 316.1(075.8) ББК 60.5 я73
ISBN 985-6317-72-Х © Елсуков А.Н., 1999
© ТетраСистемс, 1999
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к социологии в современном обществе постоянно возрастает. Сейчас представляется странным, что было такое время в нашей стране, когда социология считалась не вполне законной наукой и вынуждена была искать разные ухищрения, чтобы легитимизировать себя, чаще всего для этой цели прикрываясь щитом исторического материализма. В настоящее время стало ясно, что специалист в любой области общественной и хозяйственной деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в общественной жизни, в поведении как отдельных личностей, так и определенных групп и социальных общностей, чему и содействует социологическое знание. Социология - это своеобразная анатомия и физиология общества, позволяющая выявлять его нормальные и патологические состояния, устанавливать общие законы функционирования и развития, и на этой основе давать научно обоснованные прогнозы на будущее. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о своей анатомии, физиологии и психологии, нравственных и правовых нормах, так же он не может рассчитывать и на успех своих действий без знания общих принципов социального бытия. Именно этим и объясняется тот большой интерес к социологии, который отчетливо проявляется в наше время.
Учебное пособие представляет собой сжатое изложение базовых, ключевых положений теоретической социологии и может быть использовано как в вьющих, так и в средних учебных заведениях при изучении общего курса социологии.
ГЛАВА 1.
СОЦИОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Социология как наука и ее место в структуре научного знания
Социология — относительно молодая наука. Впервые слово "социология" было применено в качестве названия новой науки об обществе Огюстом Контом в его произведении "Курс позитивной философии", первый том которого вышел в 1830 г., а заключительный, шестой том в 1942 г. Но, с одной стороны, вопросы, интересовавшие О. Конта, рассматривались в науке и ранее. Так, истоки этого интереса можно проследить еще в античной философии, в произведениях Платона и Аристотеля. С другой стороны, нельзя полагать, что новая наука об обществе возникла сразу же, как только было провозглашено ее новое название. Еще и в конце XIX в. и даже в начале XX в. многие исследователи отмечали факт ее становления. Поэтому социология имеет три даты своего рождения: во-первых, она зарождается в недрах философского знания и имеет возраст, сопоставимый с самой философией; во-вторых, она конституируется как самостоятельная теоретическая наука об обществе, начиная с трудов О. Конта и Г. Спенсера, которые творили в начале XIX в.; в-третьих, она имеет еще одну дату своего рождения, конституи-руясь как эмпирическая прикладная наука, что происходит в начале XX века.
Накопление теоретического материала и необходимость его теоретического обоснования привели к тому, что в социологии сформировался еще один слой теоретического знания, названный "средним", который оказался нацеленным не на изучение общества в целом, а на его отдельные структурные единицы (экономику, политику, семью, религию и т.д.).
Таким образом, социальная философия, теоретическая социология, прикладная социология и социологические теории среднего уровня (в настоящее время их можно было бы отнести
к разряду отраслевой социологии), характеризуя структуру социологической мысли, одновременно выражают и основные этапы ее становления. Графически их можно выразить следующим образом (см. рис. 1.):
социальная философия | |||
теоретическая социология | |||
эмпирическая (прикладная) социология | |||
социологические теории среднего уровня (отраслевая социология) | |||
т т т т |
IV в. до н.э. Начало Начало Середина XX в. Современность XIXв. XX в.
Рис. 1. Этапы развития социологического знания.
Как мы видим, социология складывается из качественно различных по своему теоретическому статусу образований, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. Тем не менее, существует необходимость и в интегральном понятии "социология", когда решается ряд общих методологических проблем.
Вопрос о том, что такое социология, тесно связан с во
просом о том, какое место она занимает в системе научного
знания. Это объясняется тем, что социология, с одной стороны,
тесно связана с философией, которая тоже исследует общие за
коны функционирования и развития общества, и тем самым вы
ступает в качестве методологической основы социологии; а с
другой стороны, есть целый ряд других общественных наук,
предметом изучения которых также выступает общество. К таким
наукам относятся: история, этнография, демография, социальная
психология, социальная статистика, политология, культуроло
гия, экономика и т.д., поэтому возникает вопрос об уточнении
предметных областей этих наук. ,.„,..,
Соотношение философии и социологии. Известно, что философия включает в себя три основные раздела: онтологию, гносеологию и социальную философию. В рамках последней и изучаются общие вопросы социального бытия, т.е. выясняется вопрос о том, что такое общество, из каких макроэлементов оно складывается, как функционирует и развивается; какова роль человека (личности) в этом развитии. Социальная философия выступает, таким образом, в качестве наиболее общей системы теоретического знания об обществе и тем самым предстает в качестве методологической основы теоретической социологии. Так как социальная философия "обслуживает" не только социологию, но и другие общественные науки, то объемы понятий "социальная философия" и "социология" не перекрывают друг друга, а лишь частично совпадают. Схематично это можно выразить так, как показано на рис. 2.
В этой схеме «Ф» - обозначает философию, «О» - онтологию, «Г» - гносеологию, «СФ» - социальную философию, «С» - социологию. Рис. 2.Соотношение философии и социологии |
Таким образом, философия и социология достаточно глубоко проникают друг в друга. Особенно в той части философского знания, которое называется социальной философией, социологический аспект которой достаточно очевиден. Видимо, этой связью и объясняется достаточно часто встречающееся в научной литературе утверждение о социологии Платона и Аристотеля, Гоббса и Монтескье, Маркса и Энгельса, хотя таковыми они себя не считали, предпочитая иные обозначения своей научной деятельности.
Соотношение социологии и истории. Общество является предметом изучения не только социологии, но и истории. И та, и другая науки изучают общество как в общем плане его бытия, так и в частных проявлениях этого бытия. В первом случае речь идет о всеобщей (всемирной) истории или общей теоретической
социологии, во втором — о частных проявлениях этих наук. Например, об истории техники или социологии отдельного производственного коллектива.
Нет этого различия и тогда, когда мы сравниваем такие аспекты общественного бытия, как функционирование и развитие общества. Ибо и история, и социология со своих позиций изучают оба эти аспекты. Нельзя сказать, что история изучает только развитие, а социология только функционирование, т.к. эти два аспекта невозможно оторвать друг от друга и рассматривать изолированно. Поэтому и с этой точки зрения нет особой разницы между историей и социологией. Естественно, возникает вопрос, в чем же тогда она состоит.
Эта разница начинает проясняться тогда, когда мы сравниваем два временных состояния общественного бытия — прошлое и настоящее. История, изучая общество, акцентирует внимание на изучении прошлого (в рамках которого изучается строение, функционирование и развитие общества), социология же обращена к живому, ныне существующему обществу, непосредственно изучая все аспекты его бытия. Ясно, что в этом разделении познавательных функций история и социология не только отличаются друг от друга, но и в значительной степени дополняют друг друга. Следует иметь в виду тот факт, что социальная философия является теоретической и методологической основой не только социологии, но и истории (тем, кстати, и отличается социальная философия от теоретической социологии). Схематично соотношение между этими тремя отраслями знания можно выразить так, как показано на рис. 3.
Здесь "И" - обозначает историю. Рис. 3. Место социологии в структуре научного знания. |
Таким образом, социальная философия, история и социология, изучая общество, в значительной степени дополняют друг друга. Кроме того, необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что история непосредственно входит в структуру философии и любой другой науки в качестве ее исторического компонента соответствующего знания. Например, история
философии, история социологии, история истории и т.д. Таким образом, связь истории и социологии приобретает достаточно сложный характер. Эта связь имеет как онтологический, так и гносеологический смысл.
Социология и другие науки об обществе (демография, этнография, социальная психология, социальная статистика и т.д.). Отмеченными выше науками не исчерпывается круг общественных дисциплин. Общество представляет собой чрезвычайно сложный и многоликий объект исследования. Каждый из аспектов этого объекта может стать предметом специального изучения, определяя предмет самостоятельной науки. Так, проблемы народонаселения изучаются демографией, этнические особенности народонаселения изучаются этнографией и этнологией, коллективно-психические явления изучаются социальной психологией, количественные проявления социальных объектов изучаются социальной статистикой и т.д. Имея свое собственное самоценное значение, данные этих наук используются как вспомогательные в рамках социологического или исторического исследования, что, разумеется, нисколько не снижает их самостоятельного значения, тем более, что и социологические данные приобретают характер вспомогательных в других общественных науках, например, в таких, как политология, культурология, экономика и т.д. В целом, определяя место социологии в структуре научного знания, его можно проиллюстрировать следующей схемой (см. рис. 4):
Философия | ||||
История общества | Социология | История знания | ||
Другие общественные науки |
Рис. 4. Место социологии в структуре научного знания.
1.2. Структура социологического знания.
Эмпирическое и теоретическое
в социологическом познании
Стремясь ответить на вопрос, что такое социология и каков предмет ее исследования, необходимо разобраться в собственной структуре социологического знания. В настоящее время более или менее ясно, что социология — это не однородное научное образование, а сложное сочетание различных познавательных единиц, имеющих и общие, и отличительные признаки. Эти признаки определяются предметной, методологической и целевой основой познавательной деятельности. Иначе говоря, тот или иной вид социологического познания определяется тем, что изучается, как изучается и для чего изучается. Ясно, что изучение общих закономерностей общественного развития и изучение морально-психологического климата в отдельно взятом производственном коллективе не могут не отличаться по трем выше указанным параметрам, хотя и то, и другое относится к области социологического исследования.
Первое, с чего начинается определение социологии как науки — это изучение общества в целом. Сколько бы ни третировалась эта формулировка за ее абстрактность и схематизм, научная мысль не может обойтись без общего теоретического (философского) видения изучаемого предмета. И неудивительно, что каждое поколение исследователей стремится выработать такое общее видение общества (мифология, теология, философия, наука — всего лишь разные ипостаси такого видения). При этом каждое новое поколение исследователей, вырабатывая свою собственную картину социальной реальности, стремится преодолеть груз устаревших идей, для чего используются аргументы-упреки в язычестве, мистицизме, провиденционализме, схоластике, умозрительности и т.д., и провозглашаются новые критерии истинного осмысления природы общества. Такой механизм отрицания старого знания и обоснования нового можно найти в любой философской системе от ее истоков вплоть до наших дней. Однако новое поколение исследователей, отрицая старую философскую картину социума, не может обойтись без самого философского (а это значит, без теоретического, абстрактного, умозрительного и т.д.) знания этого объекта. Эта невозможность вырваться за пределы философского знания при осмыслении природы общества
отчетливо прослеживается в творчестве О. Конта, Г. Спенсера, В. Парето, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля и мн. др., хотя все они апеллировали к научным критериям социального познания, создав, тем не менее, лишь новый вариант социальной философии.
Таким образом, социология начинается с теоретического (а это значит, с общего, абстрактного) осмысления общества как такового. Высшим уровнем теоретического осмысления общества является философия, точнее, социальная философия. Последняя и выступает в качестве высшего проявления социально-теоретического знания, в рамках которого задается общая картина социального бытия с описанием структуры общества и общих законов его развития и функционирования.
Социальная философия тем самым входит в структуру теоретической социологии, правда, не сливаясь с ней полностью, т.к. одновременно она является теоретической основой и других общественных наук: история, экономика, политология, культурология, социальная психология и т.д.
Со своей стороны, теоретическая социология не поглощается полностью социальной философией, т.к. имеет и свои специфические задачи. В частности, она занята разработкой категориального аппарата социологии, анализом методологической базы этой науки, выяснением ее социальной значимости и т.д. Поэтому соотношение между этими отраслями знания можно представить в виде перекрещивающихся кругов (см. рис. 5).
Здесь «СФ» - обозначает социальную философию, «ТС» -теоретическую социологию. Рис. 5.Соотношение между социальной философией и теоретической социологией. |
Однако на общем изучении общества социология не останавливается. Эта наука стремится конкретизировать целостную картину общества через анализ составляющих его частей (элементов, фрагментов, подсистем и т.д.). Общество, как сложная целостная структура, складывается из множества отдельных систем и подсистем. К последним относятся предметы природной и социальной среды, материальной и духовной культуры, макро- и микрообразований вплоть до отдельно взятой семьи, группы или
личности. Все эти элементы могут стать предметом специального социологического изучения, составляя довольно обширный набор отраслевых социологии (социология труда, культуры, образования, семьи, спорта, медицины и т.д.). Иногда, эти конкретные проявления социологического знания определяются понятием теорий среднего уровня, иногда их относят к разряду самостоятельных дисциплин. Не вдаваясь в терминологическую дискуссию (кроме того, учитывая и тот факт, что отдельные дисциплины и в других областях научного знания также определяются через понятие "теория", например, "теория государства и права", "теория механизмов и машин"), будем именовать отдельные отрасли социологического знания конкретно-социологической дисциплиной, а их совокупность отраслевой социологией.
Каждая такая дисциплина (например, социология семьи и брака или социология права) имеет свою собственную теоретическую и эмпирическую базу, свою собственную предметную область. Верхний уровень такого обобщения непосредственно смыкается с философским знанием (философия семьи, права, управления, культуры, образования и т.д.), а нижний представляет конкретное обобщение специфического эмпирического материала. Именно поэтому структура теоретического знания конкретно-социологической дисциплины представляет собой сложное переплетение философских категорий, социологических теоретических конструктов и собственно теоретических обобщений среднего уровня. Если для примера взять социологию семьи, то ее логическая структура может быть представлена схемой, как на рис. 6.
Здесь «СС» - обозначает социологию семьи. |
Рис. 6.Соотношение социальной философии, теоретической социологиии социологии семьи. |
Ясно, что на место социологии семьи может быть поставлена любая конкретно-социологическая дисциплина. Поэтому эту частную схему можно преобразовать в общий вид (см. рис. 7).
Здесь "ОС" обозначает отраслевую социологию. Рис. 7.Соотношение социальной философии, теоретической социологии и отраслевой социологии. |
Эта схема, с одной стороны, помогает понять соотношение общей социологической теории с теориями так называемого среднего уровня, а с другой стороны, дает представление о сложной структурной организации самого социологического знания как в его теоретической, так и в эмпирической частях, и указывает на тот факт, что вопрос о предмете социологии оказывается не столь простым, как это может показаться на первый взгляд, ибо социология семьи, например (как и других социальных объектов), не представляет собой изучение общества в целом, а выражает интерес всего лишь к его отдельной части.
Этим, однако, не исчерпывается проблема сложной орга^ низации социологического знания. Дело в том, что наряду с общей и отраслевой социологией имеет место еще и блок прикладной социологии, в рамках которого выделяются теоретический (или методологический) слой и направления чисто практического характера. Наличие последнего говорит о том, что наука выходит за рамки собственно научной деятельности и приобретает черты деятельности практической. В естествознании это можно показать на следующей цепочке научных дисциплин: общая физика, отраслевые разделы физики, инженерные науки, технологические науки, проектирование (изобретение), производство; или — общая биология, отрасли биологического знания, медицинские науки (если речь идет о биологии человека), медицинская практика; или общая психология, отраслевая психология, медицинская психология и практическая психология. Производство, медицина, психологическая практика в собственном смысле слова уже не являются разновидностями научного знания, хотя, разумеется, без него не могут существовать. Так же и социология. Она включает в себя как чисто познавательную (результатом которой являются научные положения и открытия, оформленные в виде специальных научных трудов и
текстов), так и практическую деятельность. Здесь социолог выступает в роли своеобразного социального врача (социального инженера, социального технолога и социального психолога), задачей которого является не "изготовление" научных текстов, а особая практика, связанная с социальной диагностикой и выработкой практических рекомендаций, которые могут быть использованы различными категориями работников. Именно поэтому в рамках прикладного социологического исследования особую значимость приобретают так называемые оперативные исследования, нацеленные на изучение, главным образом, общественного мнения по тем или иным вопросам текущей жизни. Через изучение общественного мнения и осуществляется социальная диагностика, помогающая выработать те или иные практические рекомендации.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что термин "социология" представляет собой общее обозначение целого блока социологических дисциплин и уровней социологического исследования. Общую схему структурной организации социологического знания можно представить следующим образом (см. рис. 8):
Макроуровень | 1. Социальная философия | Социология |
2. Теоретическая социология | ||
Мезоуровень | 3. Конкретно-социологические дисциплины (отраслевая социология). Теории среднего уровня | |
Микроуровень | 4. Прикладная социология (оперативные социологические исследования) |
Рис. 8.Структура социологического знания.
Первый и второй уровни, представляя собой теоретическое знание, имеют и свою эмпирическую базу, в качестве которой выступают данные других общественных и гуманитарных дисциплин. Третий уровень опирается на теоретические поло-
жения первых двух уровней и имеет свою собственную иерархию теоретических положений от чисто философских (например, философия истории, философия права, философия культуры, философия семейно-брачных отношений и т.д.) до обобщений собственного эмпирического материала. В рамках четвертого уровня все вышестоящие теоретические положения играют роль общих принципов и категорий познания, входя в структуру интерпретации понятий, в структуру объяснения и описания конкретного объекта исследования. Кроме этого, здесь имеется и собственная теоретическая составляющая, связанная с разработкой конкретных методик, техник и процедур исследования.
Таким образом, в каждом из уровней социологического познания имеется свое конкретное сочетание теоретических и эмпирических процедур исследования. Уяснив это сочетание, можно теперь подойти к определению предмета социологии.
1.3. Предмет и функции социологии
Обычно знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета. И социология в этом плане не является исключением. Однако в социологии эта проблема чрезвычайно усложнилась в силу ряда терминологических и методологических причин.
Ответ на вопрос о том, что изучает социология, опирающийся на этимологию слова (изучение общества), мало что дает для определения этой науки, ибо, во-первых, как было сказано, общество изучается не только социологией, но и другими общественными науками, во-вторых, такое определение не позволяет выразить специфику конкретно-социологических дисциплин, изучающих не столько общество в целом, сколько различные проявления социального бытия, и тем более не схватывает специфику прикладных социологических исследований, отличающихся чрезмерной пестротой. Неудивительно поэтому, что сколько существовало теорий (от О. Конта до наших дней), столько существует и определений предмета социологии (а это значит, что и самой социологии).
Проблема усложняется еще и из-за чисто терминологической неясности, а именно из-за перекрещивания значений понятий "предмет" и "объект". Дело в том, что одни авторы используют их как синонимы (так, когда Э. Дюркгейм говорит об
объекте социологического исследования, то ясно, что он имеет в виду предмет этой науки), другие же разводят эти понятия и по объему, и по содержанию. Различие по объему связано с тем, что объекту придается более широкое значение, а предмету более узкое, более конкретное. Например, производственный коллектив может рассматриваться как объект исследования, а текучесть кадров как предмет исследования. Получается как бы двойная рамка, конкретизирующая то, что подлежит изучению. В этом подходе и объект, и предмет обозначают саму реальность, к которой обращено внимание исследователя.
В последнее время, однако, наметилась тенденция разведения этих понятий и по содержанию. В этом случае объект понимается как онтологическая категория (как нечто реально существующее), а предмет — как гносеологическая категория (как нечто, зависящее от нашего сознания, от самих познавательных процедур).
Обратимся к примерам. Авторы одного из последних учебных пособий по социологии пишут: "Объект науки — это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности" [67, 82].
В следующем учебном пособии утверждается: "Объект той или иной науки — это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследовательских действий" [59, 5].
Наконец, авторы учебного пособия по социологии под редакцией Э. Тадевосяна прямо утверждают, что "объект науки существует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания" [65, 7]. Как будто производственный коллектив — это объективная реальность, а текучесть кадров (которая и выступает в качестве предметной конкретизации объекта исследования) не существует вне сознания, т.е. вне самого этого исследования.
В подобном подходе нетрудно зафиксировать концептуальный характер предмета исследования, что означает его полную зависимость от самой познавательной деятельности. Получается, что предмет исследования — это не исходный момент познания, а его заключительная фаза. Сначала должна возникнуть наука со
своим концептуальным аппаратом, а затем уже будет определен ее предмет. Телега тем самым становится впереди лошади. К тому же, учитывая постоянное развитие концептуального аппарата социологии, можно сказать, что и определение ее предмета приобретает неопределенный характер. С этой точки зрения пришлось бы признать, что ни одна наука не имеет четкого определения своего предмета. С другой стороны, представители многих конкретных наук должны были бы согласиться с тем, что они изучают не объективную действительность, а лишь ее словесную (понятийную, идеализированную) копию. Здесь происходит явная подмена предмета и знания о предмете, что лишь запутывает проблему и не позволяет дать четкое определение того, что изучают науки. Кроме того, следует помнить, что с философской точки зрения любой предмет познания (природный или социальный, материальный или духовный, статичный или динамичный, единичный или общий) обозначается одним понятием — "объект познания", поэтому "предмет" и "объект" — это действительно синонимы, обозначающие то, что изучается в самой действительности. Только "объект" — это философская категория, а "предмет" — это методологическая конкретизация этой категории. Поэтому и "объект", и "предмет" обозначают в объективном мире то, на что и направлена познавательная деятельность.
Кроме того, следует иметь в виду, что и "предмет", и "объект", имея объективное содержание, не исключают и момента относительности познания, его исторической ограниченности, то есть того уровня понимания, который соответствует определенному уровню развития человеческого знания. Природа, мир, человек, общество — объективны и выступают (как в целом, так и в отдельных своих фрагментах) в качестве внешних по отношению к познающему субъекту предметов познания. Но понимание этих предметов различно в разные исторические эпохи. Можно говорить о мифологическом, теологическом, философском и научном представлении этих объектов, но сама их природа от этого не меняется. Поэтому, отвечая на вопрос, что изучает социология, мы будем пользоваться обычным понятием "предмет науки", не пренебрегая и понятием "объект" в качестве его синонима, а не противопоставляя их по принципу субъективное — объективное, т.к. такое противопоставление может увести далеко в сторону от основного вопроса о том, что изучает социология.
Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить о сложной структурной организации социологического познания. Учитывая эту сложность, можно сказать, что вопрос о предмете социологии в ее интегральной характеристике вообще лишается смысла, т.к. трудно в одном едином определении "схватить" всю сложность социального объекта и к тому же отразить все нюансы социологического знания. Очевидно, что для макроуровня это будет одно определение, а для микроуровня — другое. На макроуровне социология действительно изучает общие принципы строения, функционирования и развития общества через анализ взаимодействия его макроструктур. Здесь, казалось бы, проблем не возникает. Трудности начинаются тогда, когда возникает необходимость определения предметной области отраслевой и прикладной социологии, так как здесь приходится сталкиваться с громадным множеством различных сторон и аспектов общественной жизни, подпадающих под компетенцию социологического исследования.
В отраслевой социологии чаще всего изучаются социальные институты, общности, социальные явления и процессы. И здесь ясно, что предметы, скажем, социологии семьи и социологии спорта существенно отличаются друг от друга, но они же должны иметь и нечто общее, что и относит их к разряду социологических исследований. То же самое можно сказать и о прикладной социологии, где изучается поведение отдельных личностей, групп и коллективов, отношения внутри них и между ними, контроль и самоконтроль, общественное мнение и многое другое. Естественно, возникает вопрос, что же выступает интегрирующим фактором, позволяющим всю эту пеструю гамму исследований свести к единому социологическому знаменателю? Многие исследователи стремились ответить на этот вопрос. Одни указывали на структуру и функцию изучаемых объектов, другие на действие и взаимодействие составляющих общество элементов, третьи считали, что есть особые социальные факты, которые и должны стать материалом социологического изучения и т.д. В какой-то мере все эти теории схватывали истинные моменты предметной области социологического познания, однако каждый из авторов претендовал на уникальность своего предложения и тем самым как бы сужал проблему до одного признака. Но, так или иначе, стала выкристаллизовываться идея о том, что социология изучает социальные отношения, или отношения человека к человеку, группе, обществу, то есть саму социальность, как особое проявление человеческих отношений в различных социальных подсистемах (группа, коллектив, толпа, масса, класс, этническая общ-
ность, семья, политика, экономика, культура, религия и т.д.). Эти отношения имеют объективную и субъективную форму своего проявления, они реализуются в общественных событиях, явлениях и процессах; могут быть изучены эмпирически (средствами прикладной социологии) и теоретически (приемами логического анализа). Именно наличие этих отношений и составляет специфику предмета социологического познания, выступает тем интегрирующим фактором, который позволяет объединить множество различных школ, направлений, течений, изучающих общество, единым общим понятием "социология". Как экономика изучает экономические отношения (абстрагируясь при этом от человеческого фактора), политология — политические отношения, культурология — социокультурные отношения, психология — психические явления и отношения, так и социология изучает свой тип отношений. Причем все эти типы отношений объективны и объективно определяют предмет своей науки, поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением тех исследователей, которые считают, что предмет исследования находится всецело в голове человека. При таком подходе предмет науки релятивизируется и в своей крайней форме мог бы привести к утверждению о том, что предметов науки столько, сколько исследователей. В сущности, это представляет возрождение софистского тезиса о том, что сколько мнений, столько и истин.
Социальность проявляется в коллективном поведении и в коллективном (общественном) мнении. Именно на эти стороны человеческого бытия и направлено конкретно-социологическое исследование. Экономика, политика, право, производство, семейная жизнь, спорт, культура, искусство, наука, медицина, религия и т.д. — все проявления общественной жизни имеют свою социальную компоненту. Изучение этой компоненты и есть предмет социологического познания.
Таким образом, предметом социологического познания является изучение социальных явлений, процессов и отношений, проявляющихся в коллективном поведении и общественном мнении. Это изучение предполагает получение фактического материала с помощью специальных методов, его обобщение, установление эмпирических зависимостей и законов, на базе которых строится научный прогноз о социальных изменениях и процессах в рамках ближайшего будущего.
Функции социологии. Несмотря на сложный характер определения предмета социологии, раскрытие ее задач и функций значительно упрощается, т.к. в этом плане социология мало чем
;
отличается от других общественных дисциплин. Основными функциями общественного знания являются: гносеологическая (познавательная), прогностическая, праксеологическая и идеологическая.
Гносеологическая функция социологии реализуется в системе познавательных средств, с помощью которых осуществляется познание социальных отношений. В качестве таковых в социологии выступают общие и специальные теории, методы сбора первичной информации, логические и математические средства анализа этой информации, специфика формирования социологических фактов и приемов их объяснения. Сюда же примыкает и критическая функция социологии, т.к. познание связано с критическим осмыслением уже имеющихся социологических теорий, социологического знания в его содержательном и методологическом аспектах и выработкой на этой основе новых теоретических и методологических парадигм. Критическая функция не обходится без соответствующей оценки изучаемых объектов, явлений и процессов, поэтому познавательная функция дополняется еще и аксиологической (т.е. оценочной) функцией.
Прогностическая функция реализуется в выработке на базе полученного знания о тенденциях развития общества в целом или отдельных элементов культуры всевозможных сценариев будущего состояния системы с предложением проектов социального развития.
Праксеологическая функция — практическая реализация социологических рекомендаций. Чаще всего она связана с прикладной социологией, целью которой и является выработка практических рекомендаций. Эти рекомендации служат основой для принятия управленческих решений, поэтому она иногда обозначается в литературе как управленческая функция социологии.
Идеологическая функциясвязана с тем, что социология, будучи научной дисциплиной, с очевидной тягой к субъективно нейтральному знанию, не может не отражать социальные интересы различных слоев общества, т.к. они непосредственно входят в предмет этой науки. Поэтому социологические теории различаются не только содержательно, но и по очевидным политическим пристрастиям своих авторов, которые выражают революционные, реформистские, либеральные, демократические, теологические и т.п. настроения той или иной части общества. Социология при своем стремлении к объективизму просто не может выйти за пределы тех или иных идеологических предпоч-
тений. В определенной мере она является теоретической основой политических идеалов и программ. По крайней мере, анализ уже имеющихся в социологии концепций социального развития дает возможность выделить два противоположных подхода: один направлен на сохранение существующего общества и его постепенную модернизацию, другой — на коренное преобразование общества, на его революционное изменение. Естественно предположить, что идеологическая функция имеет и свое воспитательное значение.
Таким образом, в социологии четко выделяются ее академическое и практическое направления, в рамках которых и конкретизируются представления о ее предмете, задачах и функциях.
ГЛАВА 2.
ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ