Структуралистский конструктивизм бурдьё

1. Общая характеристика, основная теорема.

2. Габитус, поле, агент, капитал.

3. Теория социального пространства.

1. 1930 – 2002 гг. "Педагогическое отношение и коммуникация"; "Ремесло социолога"; "Основы теории и практики"; "Чувство практики"; "Не считая мир"; "Социология политики"; "О телевидении".

Истоки: марксизм, неомарксизм; феноменология; структурализм (французский).

Критический и рефлексивный характер социологии Бурдьё.

Деятельность социолога определяется обществом и желание самого социолога занять определённую позицию в обществе. Теория должна быть практически ориентирована. Остальная критиковалась.

Структурализм Конструктивизм
двойное структурирование социальной реальности: структуры не зависят от сознания людей; создаются деятельностью агентов, социальными практиками действия людей формируют социального агента как практического оператора объектов

2. Основная теорема/формула: преодолеть противоречие между объектом и структурой; микро- и макроанализом. Объект и структура связаны диалектически.

Габитус * капитал + поле -----> социальная практика.

Габитус – 1) системы прочных приобретённых предрасположенностей/диспозиций, предназначенных для функционирования структурирующих структур (принципов, порождающих и организующих практики); 2) система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Продукт истории и объективной регулярности социальной жизни; порождает общепринятые способы поведения. Прошлый опыт присутствует в настоящем (схемы действия, мысли) – гарант правильности практик и постоянства во времени. Габитус – предопределение всеми прошлыми совокупностями фактов.

Продукт условий существования в форме конфликтов, вкусов, отношений и так далее.

Социальный класс – класс идентичных/схожих существования среды; предрасположенных и общих для всех. Габитус защищён от изменений посредством механизмов отбора новой информации, отбрасывающих ту, которая может изменить. Механизм уклонения. Люди ищут тот круг, который подходит для их убеждений, и даже укрепляет их. Стратегия уклонения от лишней информации. Происходит механически. Габитус – порождающий принцип: объективно складываются практики; классификация практик.

Капитал. Предрасположенность к тому/иному действию зависит от наличных средств агента. Эквивалент понятию "ресурсы" у Гидденса. Капитал для достижения целей, удовлетворения интересы. "Социальное пространство и генезис классов" – группы капиталов:

экономический культурный социальный символический
деньги, материальные вещи образование, авторитет учебного заведения, востребованность аттестата; культурный уровень индивида – знания, навыки средства, связанные с принадлежностью индивида к социальной группе имя, престиж, репутация

Могут конвертироваться друг в друга, культурный – хуже.

Поле – логически мыслимая структура/среда, в которой осуществляются социальные отношения; реальные институты. Связи между интересами людей, задействованных в институтах. Ни в одно из полей не попадают те, которые не совершают соответствующую практику (экономическую, политическую, религиозную и т.д.). Поле – непрерывное изменение. Продукт конкретного момента. Структурированное пространства позиций: основа.

Агенты осуществляют стратегии – такие системы практик, которые имеют подсознательную (неосознанную) цель.

Если имеем информацию о габитусе и капитале агента и о поле, в котором он действует, можем получить знание о характере его социальных практик (сфера повседневной жизни; человек формирует себя и окружающий мир).

3. Задача социологии: выявить структуру социальных сред и составляющих единых социум; вывить механизмы, служащие для изменения социума.

Структуры ведут "двойную жизнь" (виды): реальность 1 порядка (распределение капитала) и реальность 2 порядках (представления, мышление, схема поведения – символическая матрица деятельности). Виды пространства: физическое (существует само по себе) и социальное (объективируется в физическом; то, что оценивается и воспринимается; мобильность и борьба между агентами). Социальный мир – сильно структурированная реальность, а его восприятие – двойное структурирование. Чтобы изменить его – нужно изменить способы, которыми он формируются и то, как люди его воспринимают.

Наши рекомендации