Формы ведения записей прочитанного
Для лучшего запоминания и усвоения изучаемых произведений есть много путей. Наиболее эффективный из них - ведение записей прочитанного. Сжато излагая мысли автора, студент приобретает важные навыки: умение отбирать и обобщать главное, кратко формулировать основные положения ,анализировать прочитанный материал.
Начинать конспектировать нужно с указания библиографических сведений о произведении печати. Это делается для того, чтобы в любое время по мере надобности можно было возвратиться к прочитанному, установить, откуда почерпнуты те или иные положения и факты. Существует несколько форм ведения записей, и было бы неправильным рекомендовать какую-либо из них. Выбор той или иной формы записей зависит не только от индивидуальных особенностей человека, работающего с книгой, его образования, опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для самообразования, для выступления на семинаре, для беседы или лекции, для использования в будущем и т.п. Однако в любом случае записи должны быть краткими. Различают несколько форм ведения записей: план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.
План представляет собой перечень проблем, рассматриваемых в книге. Он может быть простым, если в нем отмечены только основные вопросы, или сложным (развернутым), если наряду с основными в нем отражены и второстепенные вопросы. План обычно раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании произведения. Ранее составленным планом можно воспользоваться, чтобы вспомнить прочитанное, быстро отыскать в книге нужное место. Есть два основных способа составления плана. Один из них - работа над ним по ходу чтения. Другой-его составление после ознакомления с произведением, что дает возможность подытожить работу. План при этом получается более последовательным и стройным и даже более кратким. План может быть структурным (в основу берется структура книги) или логическим, простым или развернутым (содержит не только вопросы, но и раскрывает основную идею автора, может включать выдержки из книги). Планом, особенно развернутым, удобно(и даже необходимо) пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему.
Выписки - это цитаты (дословное воспроизведение мыслей автора книги) или краткое, близкое к дословному изложению содержания нужного отрывка текста. Они позволяют в значительной мере избежать ошибок и неточностей при публичном выступлении. Выписывать из книги теоретические положения, статистические, хронологические данные, характеристики исторических событий и другие сведения можно как в процессе чтения, так и по его завершении. Цитату обязательно следует брать в кавычки, а каждую выписку - снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Для облегчения последующей систематизации выписок их лучше делать на листках, каталожных карточках. Слева (или справа) оставляется поле для дальнейших пометок. Над выпиской - тема ее. Под выпиской фамилия автора, его инициалы, название книги, какое издание книги, год и № страницы, из которой взята цитата. С карточками очень удобно работать. Их легко подобрать по темам, в любой момент легко новую карточку вставить, перетасовать, если нужно, по фамилии автора и т.д.
Тезисы - это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте. Если в плане текста мы даем (в определенной последовательности) только название основных субъектов в виде заголовков, то при составлении тезисов выражаем (обычно в той же последовательности) само содержание этих субъектов. Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана.
При изучении научных трудов и сложных учебных текстов бывает необходимо записать не только основные вопросы или мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, пояснение и т.д. В таких случаях составляют конспект.
Конспект - это последовательное изложение содержания книги. Он может быть текстуальным или тематическим. Первый посвящен определённому произведению, второй -произведениям однородной тематики. Текстуальный конспект соответствует логике и структуре произведения, а тематический сводный)-отражает содержание какой-либо темы или проблемы.
В процессе чтения следует делать лишь предварительные заметки (тезисы), отмечая вкладышами наиболее важные положения, факты, и только по прочтению всей книги можно приступить к составлению ее конспекта. Наряду с текстом, цитируемым дословно, конспект содержит также соображения и мысли его составителя. Можно включить сюда факты, цифры, таблицы и схемы из конспектируемой книги. В конспекте желательно выделить подчеркиванием или условными значками наиболее характерные места текста, выводы и определения, следует также оставлять поля для дополнительных записей и заметок. Составление конспекта требует вдумчивой работы, затаранти времени и усилий.
Текстуальный конспект. Желательно, хотя это и не всегда возможно, начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и продумано. Первым шагом здесь является мысленное или письменное составление плана произведения, в соответствии с которым и строится дальнейшая работа. Конспект включает в себя тезисы, составляющие его основную ткань. Однако в отличие от тезисов, он содержит краткую запись не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, вплоть до практического материала. Тезисы более сжаты и категоричны, чем конспект. Можно сказать, что конспект-это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также мыслями и соображениями составителя записи. Конспект включает и выписки. В него могут войти отдельные места, цитируемые дословно, а также факты, примеры, цифры, таблицы и схемы, взятые из конспектируемой книги. Работа над конспектом только тогда полноценная и творческая, когда она не ограничена рамками текста изучаемого произведения.
Приступая к составлению конспекта, прежде всего, следует указать фамилию автора произведения, полное название работы, год и место издания. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она была напечатана. Полезно также отметить страницы изучаемого материала, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место. Конспект подразделяется на части в соответствии с заранее продуманным планом. Пункты этого плана целесообразно записывать в тексте или на полях конспекта.
При конспектировании (так же, как и при остальных видах записей) допускаются сокращения слов, но нужно соблюдать известную осторожность и меру. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.Конспект ведется в тетради или на отдельных листках. Записи в тетради легче оформить, они занимают меньше места, их удобно брать с собой на лекции. Рекомендуется оставлять в тетрадях поля для последующей работы над конспектом, для дополнительных записей, замечаний и пунктов плана.
Конспект в тетради имеет, однако, и недостаток: в нем мало места для пополнения новыми материалами, выводами и обобщениями. В этом отношении более удобен конспект на отдельных листках. Из него нетрудно извлечь отдельную понадобившуюся запись, его можно быстро пополнить листками с новыми выводами, обобщениями, фактическими данными. При подготовке выступлений, лекций и докладов легко подобрать листки из различных конспектов, свести их вместе. В результате такой работы конспект может стать тематическим.
Тематический конспект может быть составлен и при изучении одного произведения, однако чаще всего - нескольких, посвященных одной и той же проблеме. Для написания тематического конспекта одной работы уже при чтении ее выявляются основные вопросы проблемы. Бывает, что какая-либо тема, проблема рассматривается в нескольких главах или в разных листах книги. В конспекте же весь материал, относящийся к ней, желательно сосредоточить в одном листе.
8 Литература (основная и дополнительная)
Основная литература
1. Силласте Г.Г. Экономическая социология: учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. – 480 с.
Дополнительная литература
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь. [Текст] / Н. Аберкомби, С. Хилл, Б.С. Тернер; Пер. с англ. – М.: ОАО Экономика, 2000. – 428 с.
2. Бабосов, Е.М. Экономическая социология. [Текст] / Е.М. Бабосов.– М.: ИМТ, 2004. –445 с.
3. Белянин А. В. Доверие в экономике и общественной жизни / А. В. Белянин, В. П.
4. Бессокирная, Г.П. Рабочие на частном предприятии: удовлетворено жизнью. [Текст] /
5. Большой толковый социологический словарь. [Текст]: В 2-х томах, Т. 2. / Сост. Д. Джерри; пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999. – 528 с.
6. Веселов, Ю.В. Экономическая социология. [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Веселов, Т.К. Мацукова, А.В. Петров. – СПб.: Питер, 1998. – 350 с.
7. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учеб. пособие для вузов / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. – М.: Гардарики, 2008. – 272 с.
8. Козер, Л. Функции социального конфликта. [Текст] / Л. Козер; Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 208 с.
9. Радаев, В.В. Экономическая социология. [Текст]: Учебное пособие. / В.В. Радаев – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2005. – 603 с.
10. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник для вузов. Минск: Высшая школа, 1998.
9.1 Интернет-ресурсы:
1. ВЦИОМ – http://www.wciom.ru
2. Журнал СОЦИС – http://isras.rssi.ru/R SocIs.htm
3. Институт социально-политических исследований – http://ispr.ras.ru
4. Институт социологии РАН – http://isras.rssi.ru
5. Социологический журнал – http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm
6. Фонд «Общественное мнение» – http://www.fom.ru
7. Центр независимых исследований – www.indepsocres.spb.ru
8. Центр социологических исследований МГУ – http://opinio.msu.ru