Этноконфессиональные ситуации в трудовых организациях
И.Ю. КЛИМОВ
КЛИМОВ Игорь Юрьевич - аспирант кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета (E-mail: [email protected]).
Аннотация. На базе проведенного в 2010 г. пилотажного исследования рассматриваются этноконфессиональные ситуации в производственных организациях с однородной этнической средой на территории ряда областей Центрально-Черноземного региона России выясняется, как в такой среде у респондентов проявляется интерес к этноконфессиональным проблемам.
Ключевые слова: производственные (трудовые) организации • этноконфессиональные ситуации • этническая сфера • этнические стереотипы • этноконфессиональные аспекты руководства и управления
Значимость этноконфессиональных отношений для современной России обще-признана. Властные структуры различных уровней, национальные элиты, религиозные деятели, ученые безоговорочно признают, что от характера этих отношений зависят стабильность и целостность страны, социальное самочувствие ее граждан. По данной теме существует обширная литература [Религия и общество... 2002; Религия в самосознании народа... 2008; Вера, Этнос, нация... 2009 и др.]. Вместе с тем, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания некоторым важным аспектам избранной нами темы. Она рассматривается, как правило, на примере многонациональных и поликонфессиональных сообществ. Предполагается, во-первых, что именно подобные сообщества выступают источником возможных напряжений. Во-вторых, предметом анализа служат, главным образом, повседневные взаимоотношения на бытовом уровне, межнациональные браки, особенности этнических субкультур и автохарактеристики их субъектов, оценка последними представителей других этносов. К сожалению, часто вне поля зрения находятся этноконфессиональные ситуации в производственных организациях. Проблема в основном сводится к последствиям трудовой миграции, положению гастарбаитеров и т.п. Проблемы мигрантов, действительно, весьма актуальны и важны. Но, в силу своей резонансности, они нередко сильно политизированы и идеологизированы, что, "естественно, накладывает отпечаток на их изучение [Нуралиев, 2006; Пилецкий, 2003]. И дело даже не в этом. Мигрантские сообщества моноэтничны, часто сознательно обособлены от окружающей культурной среды, которая к тому же не всегда "дружелюбна" к ним. Говорить специально об этноконфессиональных отношениях на производстве в этих случаях вряд ли корректно.
Особенность нашего исследования в том, что рассматриваются этноконфессиональные ситуации в организациях, действующих в однородной с этнической точки зрения культурной среде. Таковой, является население Центрально-Черноземного региона. Так, в Белгородской и Липецкой областях, где проводилось исследование, доля русских составляет, соответственно, 92,1% и 95,8%. На первый взгляд, этнокон-
Статья написана в Рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" 2009-2013 гг., государственный контракт № 14.740.11.0669.
фессиональные отношения здесь могут показаться беспроблемными. Между тем, в многонациональной стране "монолитные" культурные группы, как показано в некоторых работах1, тоже выступают носителями определенных этнических стереотипов, в том числе и негативных. Причем, этноконфессиональная однородность субкультуры при определенных условиях может стать фактором высокой устойчивости подобных стереотипов, усиления их радикального характера. Отголоски их могут присутствовать у работников предприятий - ведь не оставляют же они свои взгляды в "камере хранения" возле заводской проходной.
Предмет данного исследования - влияние этнической и конфессиональной принадлежности работников на взаимоотношения в трудовых организациях. Опрошены сотрудники ряда крупных промышленных объединений, средних и мелких предприятий и организаций разной формы собственности2.
Пионером изучения роли этноконфессиональных факторов в процессе труда применительно к обществу модерна выступил Макс Вебер - автор классической работы "Протестанская этика и дух капитализма". С тех пор проблема находится в поле зрения социологов, этнографов, историков. Что касается воздействия этничности, то в исследованиях выявлялось преимущественно, каким образом конкретные черты национального характера влияют на личность работника. Скажем, немцам в работе присущи педантизм и аккуратность, беспрекословное следование инструкциям (правилам), что может в определённых ситуациях обернуться организационным коллапсом; достоинство русских - отдаваться делу без остатка, а бич - разгильдяйство и т.п. Судя по современной литературе, большинство исследований сосредоточены в основном на этнической специфике. Связь же "этнос - конфессия" прослеживается реже, например, на материалах сект, в обособлении которых важную роль играла хозяйственная деятельность (мормоны, Церковь Рона Хаббарда, молокане) или такой специфической общности, как староверы [Подвойский, 2005; Фурсова, 2001].
В пилотажном исследовании мы попытались выявить, насколько значимы для респондентов этноконфессионалычые проблемы безотносительно к тому, какие конкретно черты национального характера "задействованы" в процессе труда и общения.
Возрастной состав респондентов представлен следующим образом: две крупные группы примерно по 30% - до 25 лет и от 26 до 30 лет; численно меньшие группы по 11%- от 31 до 35 лет и от 41 до 45 лет; 8%- от 36 до 40 лет; 10% респондентов старше 46 лет. В выборке превалировали молодые и образованные люди. Среди респондентов были выделены две группы: 1) проявляющие интерес к этноконфессио-нальной принадлежности коллег и 2) безразличные к конфессиям или плохо информированные о них. Так, на вопрос: "Работают ли в Вашей организации представители религиозных групп?" - 41 % опрошенных ответили утвердительно (они отнесены к первой группе); 26% считают, что организация является монокультурной и треть не ответили на вопрос (все они образуют вторую группу). В свою очередь, первая группа сама неоднородна. Для 18% ее-представителей играет роль вероисповедание "ино-
1 В журнале «Социологические исследования» (2010. № 12) опубликована подборка статей,
посвященная различным аспектам русского этноса (Арутюнян Ю.В. HYPERLINK "http://www.isras.
ru/files/File/Socis/2010-12/Arutyunyan.pdf" \t "_blank" Русский этнос: демографические изменения и
востребованность межэтнической интеграции; Дробижева Л.М. HYPERLINK "http://www.isras.ru/
files/File/Socis/2010-12/Drobizheva.pdf" \t "_blank" Идентичность и этнические установки русских в
своей и иноэтническои среде; Рыжова СВ. HYPERLINK "http://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-12/
Rizhova.pdf" \t "blank" Становление православной идентичности русских: традиционно-культур
ные и гражданские основания). Эти статьи служили автору ориентиром в работе.
2 Исследование проводилось летом 2010 г. Основная доля респондентов пришлась на две
крупные производственные организации - "Новолипецкий металлургический комбинат" (числен
ность работников - свыше 32 тыс. чел.) и Белгородский филиал ОАО "МРСК Центра" - межре
гиональной распределительной сетевой компании, обеспечивающей передачу электроэнергии в
областях центрально-черноземного региона (в "Белгородэнерго" трудятся 3 тыс. чел.). Выборка
случайная. Всего опрошено 304 человека.
верцев"3; 21% не придают этому существенного значения. Преобладающая индифферентная позиция по данному вопросу участников второй группы (61% респондентов) закономерно вытекает из их ответов на первый вопрос.
Это объясняется также тем, что более 90% населения, где проводился опрос, составляют люди, исторически принадлежащие к православной культуре. Так что инертная реакция почти 2/3 респондентов на этноконфессиональные проблемы в трудовых организациях вполне объяснима. Не подтвердилась наша первоначальная гипотеза о том, что повышенное внимание к таким проблемам проявляют только этноконфессиональные меньшинства. Судя по данным опросов, интерес в той или иной степени выказывает весомое число членов организаций- свыше 1/3. Заметим, что в процессе изучения мы убедились в правоте исследователей, которые считают, что степень религиозности российского общества не столь высока, как это представляется СМИ или религиозными деятелями различных конфессий. Приведем две позиции: "Если под верующими понимать подлинно воцерковленных людей, которые имеют духовную связь с православной церковью, то таковых по данным 2005 года, было выявлено всего 13%..." [Синелина, 2006: 36]. "Подлинно верующих в России- около половины "воцерковленных православных", т.е. менее 2% населения России" [Лексин, 2008: 54.].
С учетом этого рассмотрим, что влияет на этноконфессиональную ситуацию в организации, сказывается ли она на отношении к труду, на эффективности производственной деятельности людей?
Исследование показало: важным фактором, определяющим обстановку в организации, является позиция руководителя по тому или иному вопросу. В нашем случае это особенно значимо, поскольку ни в одной должностной инструкции, должностных обязанностях не содержится пунктов, предусматривающих учет в служебной деятельности этноконфессиональной компоненты. Какие-либо нормы на сей счет отсутствуют и в корпоративных уставах, и в профессиональных этических кодексах. Документы подобного рода опираются на Конституцию РФ, в которой закреплено равноправие граждан, независимо от их национальной принадлежности. И все же 14% опрошенных отметили присутствие "де факто" в управленческой практике этнических и религиозных контекстов, а еще 3% считают, что в организации существуют проблемы на этноконфессиональной почве, но руководитель их игнорирует. В этой связи представляет интерес распределение ответов на вопрос: "Изменится ли Ваше отношение к указаниям руководителя, если он станет проявлять негативное отношение к представителям иной (чем он) веры?"4. Ответы распределились следующим образом: "для меня это неважно" - 26%; "у меня снизится доверие к его действиям и решениям" - 42%; "при удобном случае я попытаюсь высказать свое отрицательное отношение к этому" -14%; "я буду относиться к его указаниям с большим уважением, если его высказывания совпадут с моим мнением" - 18%. Примечательно, что 24% считают для себя важным, какого вероисповедания придерживается их непосредственный руководитель; другие же либо никогда не задумывались над этим (25%), либо религиозная принадлежность начальника для них ни не имеет значения (51%).
Интересно, что когда стали исследоваться не конфессиональные отношения вообще, а реальные ситуации, то резко, более чем наполовину сократилось число
3Термин "иноверцы" употреблен в условном значении, как маркировка представителей иной веры. Кроме того, в эту, как и в другие выделенные по результатам исследования группы, входят атеисты, значительная часть которых посчитала нужным высказаться по затрагиваемым в анкете вопросам.
4 Вопрос носит прожективный характер. Во-первых, вероятность того, что в монокультурной среде начальник окажется нерусским, очень невелика. Во-вторых, даже если он и принадлежит к иной этноконфессиональной общности, то принятая в РФ система подготовки, отбора и назначения руководителей вобрала в себя значительный пласт западной управленческой культуры -«космополитичной» по существу и отвергающей дискриминацию по национальному признаку. Так что данный вопрос призван, прежде всего, выявить интерес респондентов к этноконфессиональной проблематике.
сторонников инертной позиции и возросло количество респондентов, учитывающих этноконфессиональные проблемы в организации. Причем, доля противников дискриминации по религиозному признаку втрое превышает число тех, кто поддерживает протекционизм руководителя. Из этого можно сделать, по крайней мере, два вывода. Во-первых, даже в монокультурной среде, которая, казалось бы, обеспечивает индивиду комфортное существование, ущемление религиозных чувств (в данном случае неформальное) вызывает негативную реакцию. Видимо, чувство справедливости перевешивает чувство солидарности с единоверцами. Во-вторых, можно с большой долей вероятности ожидать, что неосторожные действия в этноконфессиональной сфере вызовут напряжение в отношениях и в управлении организацией.
Добавим, что респонденты применительно к себе идентичные негативные последствия оценивают как достаточно гипотетические. В случае, если их руководителем станет представитель иной веры и/или этнической группы, твердое намерение сменить место работы высказали лишь 3 человека; 11%- не уйдут из организации при таких обстоятельствах; 21 % - сменят место работы, но только тогда, когда начальник будет проявлять в действиях и отношении к подчиненным собственную религиозную принадлежность. Примерно так же оценивали опрошенные перспективы профессионального роста в случае, если начальник окажется единоверцем. Отметили определенную зависимость от этого 14% респондентов; никогда не встречались с подобным 57%; сюда же можно отнести около трети опрошенных, которые не задумывались об этом, видимо, в силу того, что не сталкивались с такой ситуацией.
Большинство респондентов, исходя из своего опыта, считают, что в повседневной работе религиозные предписания, традиции не влияют на отношение к труду, выполнение конкретных видов работы: они никогда не встречались с подобными явлениями или уверены, что в их организациях нет проблем, связанных с этническими или религиозными различиями; 21% не дали определенного ответа.
Вместе с тем существует и достаточно заметная противоположная тенденция. Треть опрошенных сталкивалась с фактами воздействия религиозных норм на эффективность трудовой деятельности, в том числе 10% высказали мнение, что работали бы лучше, если бы все коллеги принадлежали к одному вероисповеданию. Много это или мало? Оценить ситуацию конкретно не представляется возможным, поскольку опрос не предусматривал детальный анализ этноконфессиональных регуляторов трудовой деятельности. Это задача дальнейшего изучения.
Таким образом исследование показало, что в производственных организациях, достаточно однородных в этническом и конфессиональном отношениях, существует заметная группа членов (от 30 до 40%), которые проявляют интерес к этническим и религиозным вопросам в контексте их конкретной трудовой деятельности. Большинство из них - этнические русские (поскольку они преобладают в трудовых организациях). Сколько среди них верующих и неверующих - предстоит еще выяснить. Возможно, на формирование их интереса в существенной мере повлиял опыт межконфессионального общения. На эту мысль наводят неформальные беседы с русскими иммигрантами из республик бывшего Советского,Союза, вынужденных возвратиться в Россию после распада СССР. Определенную долю рассматриваемой группы (ее предусматривается уточнить в ходе дальнейшего исследования) составляют представители этнических меньшинств, для которых вопрос сохранения национальной идентичности, в том числе и в стенах предприятия, весьма важен. Гипотетически казалось, что именно эта среда дает кумулятивный эффект роста интереса к этноконфессиональным проблемам. Пока он не обнаружен.
На данном этапе исследования мы считаем важным, что зафиксирован факт интереса членов упомянутых организаций к этноконфессиональным проблемам, определены их количественные параметры. Предстоит изучить более широкий круг факторов, влияющих на этноконфессиональную обстановку производственных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вера, Этнос, нация. Религиозный компонент этнического сознания / Ред.кол. МЛ. Мчедлов. М., 2009.
Лексин В.Н. Другие: верующие и неверующие в повседневной жизни // Мир России. 2008. № 1.
Нуралиев Н.Н. Нелегальные мигранты. Таджикский вариант // Человек. 2006. № 6.
Пилецкии ЕЛ. Современные миграционные процессы в России URL://http://geo.1 September. ru/2003/37/4.htm. Дата обращения: 17.04.2011.
Подвойский Д.Г. Старообрядцы и русский капитализм//Человек. 2005. №2.
Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах / Отв. ред. МЛ. Мчедлов. М., 2008.
Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / Отв. Ред. СБ. Филатов. М., 2002.
Синелина Ю.Ю. Изменение религиозного мировоззрения россиян. Православные и мусульмане. М.: Наука, 2006.
Фурсова Е.А. Род и семья у старообрядцев-поморцев Новосибирской области (конец XIX - начало XX вв.): проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2001.