Распределение эмпирическое 8 страница
Иссл-я в области С.г. условно можно разделить на две типологические тр.: со-
СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ
циогендерные (СОГИС, имеющие основополагающее значение для развития С.г. как частной социол. дисциплины) и тендерные (ГИС — составной элемент тендерной теории). СОГИС отличаются от тендерных рядом типологических признаков: 1) соц. масштабом изучаемого объекта. В ГИСобъект преимущественно микромасштабный: мужчина и женщина как индивиды, имеющие разную биол. природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). В СОГИСобъект макро-масштабный, им явл. женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие тендерную структуру об-ва, являющуюся важнейшим элементом соц. структуры об-ва в целом; 2) ведущим науч.-методол. подходом. В СОГИС им явл. социол. или со-циолого-психологический, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы соц. детерминизма. В ГИС — филос. или истор.-культур., базирующиеся на конкр. теориях феминизма;
3) значимостью соц. выводов, вытекающих из анализа объекта и предмета социологического исследования. Выводы СОГИС характеризуют соц. явления и процессы, в к-рых участвуют крупные социогендерные общности и отражают состояние «женского вопр.» на данном этапе обществ, развития, кач-во и стиль жизни тендерных общностей, их ценностные ориентации и установки социальные. Основанием для таких выводов явл. рез-ты масштабных социол. иссл-й, базирующихся на крупных совокупностях выборочных (выборках) респондентов. Выводы ГИС имеют ограниченный характер, т.к. опираются на иссл-я в малых группах, выявляют биол. и психические особенности женщин и мужчин, обусловленные их тендерной принадлежностью;
4) методами сбора первичной информации и видами иссл-й. Социогендерные иссл-я — это, как правило, макроисследования, в проведении к-рых могут быть использованы разнообразные методы сбора первичной социол. информации: массовые опросы обществ, мнения в
форме раздаточного анкетирования; экспертные; почтовые, прессовые, электронные опросы; контент-анализ текстов док-тов и т.д. ГИС опираются преимущественно на микроисследования психол. направленности, использующие методы микроинтервью (чаще всего свободного), тестирования, психодиагностики и психоанализа. В познании соц. закономерностей развития тендерных общностей и их влияния на преобразование обществ, отношений целесообразно сочетать макро- и микросоциологические иссл-я.
Две типологические гр. иссл-й присущи принципиально разным науч. школам изучения положения женщин, сложившимся в России в 90-х гг. 20 в. Первая (Г.Г. Силласте и др.) развивает социол. подход к изучению положения женщин в системе соц. отношений. С позиций этого подхода женщины и мужчины — крупные социогендерные общности, интегрированные в систему соц. отношений во всех сферах жизни об-ва и оказывающие влияние на развитие процессов социальных, ин-тов, явлений, гр. и общностей. Мужская и женская общности образуют тендерную структуру об-ва. Гендерные общности рассматриваются как социумы, стремящиеся к взаимодействию социальному, взаимопониманию, сотрудничеству и тендерному паритету. Др. школа (СИ. Воронина и др.) базируется на ортодоксально-феминистском подходе к изучению места и роли женщины в социуме, биодетерминистских позициях при анализе биол. и психических различий между мужчинами и женщинами, их противопоставлении друг другу.
Перспективными направлениями иссл-й в области С.г. явл.: эволюция тендерной структуры об-ва и ее соц. последствия, гендерная асимметрия как соц. явление; феминизация бедности; экон. поведение тендерных общностей; гендерные особенности политики и управления; тендерный фактор в электоральных ориентаииях и установках нас; гендерные стратегии выживания и адаптации социальной; духовные трансформации в
СОЦИОЛОГИЯДЕНЕГ
тендерном измерении; соц. безопасность женщин и детей; гендерные аспекты насилия и терроризма; демогр. кризис и репродуктивное поведение тендерных гр.; соц. дискриминация как явление и его гендерные проявления в рыночной экономике; сегрегация и тендерная справедливость; гендерная стратификация об-ва и ее межстрановые особенности.
Принципы С.г. используются в российской политике и соц. практике при разработке законодательных актов и др. официальных док-тов по вопр. положения женщин, семьи, демографии, молодежи и детства; в проведении тендерной экспертизы законопроектов, в формировании гос. семейной политики, а также в сфере управления.
Лит.: Симасте Г.Г. Демократия без женщин — не демократия! Социол, очерки. М., 1991; Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 1995; Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Хоф Р. Возникновение и развитие ген-дерных иссл-й. М., 1999;Симасте Г.Г. Гендерная соц-я как частная социол. теория // Социол. иссл-я. 2000. № 11; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских иссл-ях // Пол. Тендер. Культура. М-, 2000; Теория и методология тендерных иссл-й. М., 2001; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я: состояние, противоречия, перспективы // Социол. иссл-я. 2004. № 9; Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005; Women's Studies Encyclopedia. N.Y., 1991.
Г.Г. Силласте
СОЦИОЛОГИЯ ДЕНЕГ- область сои и, изучающая закономерности и способы взимодействия субъектов об-ва по выработке и реализации всех видов решений, связанных с деньгами (денежных решений). Понятие «С.д.» возникло недавно, в сер. 1970-х гг. на Западе и в эпоху «перестройки» в России в осн. в рамках изучения экон. соц-и. Впервые же категория «философия денег» была употреблена Г. Зиммелем в его одноименной работе (1900).
Центральная проблема (предмет) С.д. — то, как субъекты принимают денежные решения в условиях, когда на решения влияют разнообразные внеэкономические соц. факторы, не имеющие общих и привычных единиц измерения, и то. как происходит «взвешивание» данных несравнимых факторов. Это касается каждого из трех осн. типов субъектов денежных решений: и приобретателя, и поставщика благ, и создателя разл. денежных форм (бюджетов, фондов, кредитов, страховых сумм и т.д.).
Принципиальное отличие С.д. от др. дисциплин, изучающих деньги, состоит в след.: С.д. исходит из того, что кроме желания субъекта приобрести благо (продать благо, создать разл. денежные формы) и наличия у него соотв. ресурсов в принятии денежного решения обязательно и во всех случаях участвует третий фактор — с кем из субъектов проводить денежную сделку. Именно адресность и избирательность контрагентов по денежному решению (сделке), влияюшие как на содержание, так и на «цену» сделки, делает предмет С.д. отличным от др. дисциплин, изучающих деньги.
Так, при обилии сравнительно одинаковых благ, предоставляемых разл. субъектами на похожих условиях, у покупателя блага (первого типа субъектов денежных решений) возникает выбор: у кого благо приобрести. Кроме того, у покупателя всегда существует проблема «ранжирования» своих желаний — опять же. не только «под ресурсы» (всегда ограниченные), но и «под поставщика благ». Пример: приобретающий деловой костюм чел. вынужден вследствие объективной ограниченности ресурсов отодвинуть ч. своих потребностей на второй план. При этом учитываются: и возможная реакция супруга, начальника, окружения и т.п., и, что не менее важно, вся информация о поставщиках услуги «деловой костюм».
Далее, объективный рост разнообразия предложений и расслоения об-ва на множество соц. статусов и гр. делают факторы «внеэкономические»: престиж.
СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
соц. роли, мода, мнение референтной среды — все более значимыми. Но это же — возрастающая детерминанта соц, факторов, между собой никак не сравнимых, — все более и более усложняет принятие субъектами самих денежных решений. Кроме того, на принятие решения идет мощное воздействие «извне» — со стороны заинтересованных в клиентах продавцов благ. Это воздействие, также имея ограничения по «денежно-ценовым маневрам», меняет, подстраивает «под себя» соц. установки клиента рекламой, нормами в моде, заданным стилем жизни, косвенным и прямым неденежным подкупом или давлением (приглашением в более статусный клуб, воздействием через детей на родителей и т.д.).
В итоге и возникает соц. феномен: принятие субъектом денежных решений происходит вследствие некоего «взвешивания» всего многообразия несопоставимых факторов. Рез-т «взвешивания» — само денежное решение (положительное, отрицательное, отложенное).
То же самое происходит и «на др. стороне» денежного решения: у поставляющего благо в обмен на деньги также есть собственный «список представлений» относительно будущего владельца этого блага, готового заплатить деньги. Эпоха свободной торговли ушла безвозвратно, все большее число субъектов — продавцов блага — небезразлично к качественным характеристикам благопри-обретателя.
Так, гос-во, производящее оружие, продает его не всем, способным заплатить требуемую сумму; специалист — поставщик своего труда — не безразличен к статусу и репутации нанимающей его фирмы, а политику — будущему поставщику благ в виде законов — не все равно, кто выборную кампанию финансирует (вариант: кредитует). Или такой тип экон. отношений, как дефицит, когда распорядитель дефицитного товара (услуги) «выбирает» покупателя по «не-ленежным» факторам: здесь также «работает» триада «потребность в деньгах — кач-во своей услуги, товара — выбор по-
купателя*-. При этом как избирательность благопродавца, так и вариантность благоприобретателя в условиях богатеющего об-ва объективно растут.
Наконец, денежные решения, выступая часто в иных, отличных от простого опосредования сделок купли-продажи формах: в виде накоплений, кредитов, фондов, инвестиционных и бюджетных сумм и т.д., — также имеют в своем происхождении феномен «взвешивания» сравнимых денежных и несравнимых соц. факторов. При этом опять же субъекты с этой задачей — «взвешиванием» несравнимого — разл. способами справляются (не справляются), что также явл. предметом С.д.
Поскольку С.д. рассматривает и обобщает все возможные ситуации принятия денежных решений в условиях принципиальной несопоставимости множества детерминирующих их факторов, то осн. задача С.д. — дать типологию самых разл. способов «взвешивания» этих факторов: по принципам опытности субъектов, уровню их организованности, прецедент-ности самих денежных решений, по остроте ролевых, полит., нац., терр. и т.д. условий функционирования субъектов — и, изучив, вычленить оптимальные. При этом С.д. не абстрагируется от разнообразия самих субъектов принятия денежных решений, видя при этом своей осн. задачей изучение и типологизацию самих способов «взвешивания» субъектами факторов денежного решения.
Лит.: Вебер М. Осн.социол. понятия // Избр. произв. М., 1990; Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 1991; Радаев В.В. Экон. соц-я: Курс лекций. М., 1997. Гл. 8—9; Васмычук Ю. Соц развитие чел. в 20 в. М., 2001; Зеяизер В. Соц. значение денег. М., 2005; Simmel G. The Philosophy of Money. L., 1990; Dodd N. The Sociology of Money: Economics, Reason and Contemporary Society. W., 1994.
И.А. Пригожим
СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ-
антипозитивистское направление в теор. соц-и, акцентирующее диалектическое
СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
взаимодействие соц. структур, рез-том к-рого явл. соц. изменения. Одно из основополагающих ответвлений С.д. — Франкфуртская школа. Уже в 1930-е гг. М, Хоркхаймер выступил с критикой как метафизической односторонности гегелевской философии истории, так и «дурной единичности» позитивистского социол. эмпиризма. Не найдя решения этой антиномии, Хоркхаймер и его сторонники склонялись к негативно-критической ориентации на тотальную критику буржуазной соц-и. Гиперкритическая направленность доминирует и в работе Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения» (1947), в к-рой они выступают не только против буржуазной соц-и, но и против «просвещения» вообще: «просвещение» в их трактовке явл. универсализированным веберовским «принципом рациональности», последний, в свою очередь, толкуется как выражение отчуждения. Э. Фромм и Г. Маркузе связали это понимание диалектики с фрейдистскими категориями, превратив ее в социологизированный вариант диалектики отчужденного сознания и нерацио-нализируемого бессознательного.
Во Франции крупнейшим представителем С.д. был Г. Гурвич. «Диалектический гиперэмпиризм* (или «эмпири-ко-реалистическая диалектика») Гурвича содержит резкое отрицание философии Г. Гегеля, к-рый, по его мнению, выделяет из диалектической триады (тезис—антитезис—синтез) лишь последний элемент, что равнозначно «смертному приговору диалектике». Подлинная диалектика, утверждает Гурвич, должна быть «непримиримой», полностью отрицающей всякую стабилизацию внутри соц. структур. Природа исключается им из поля действия законов диалектики. С этой позиции он подверг критике все предшествующие концепции диалектики соц., в т.ч. Марксову (правда, считая последнюю наиб, приемлемой). «Диалектический гиперэмпиризм», по Гурвичу, — это не подход к фактам соц. реальности как к выхваченным из целостности и тем самым умерщвленным, деформированным явлениям, пригод-
ным лишь для иллюстрации заранее заданных теорий, а открытие с помощью диалектического метода бесконечно разнообразного опыта, основополагающие рамки κ-poro беспрерывно обновляются. Влияние Гурвича сказалось на таких вариантах С.д., как концепция антагонизма соц. и индивидуального, выдвинутая Ж.-П. Сартром в работе «Критика диалектического разума», и генетический структурализм Л. Гольдмана.
Тенденции к «диалектизации» амер. соц-и, в к-рой наиб, сильной была традиция функционализма структурного, связаны с амер. периодом деятельности Франкфуртской школы и ее влиянием на молодых социологов США. В отличие от функционалистов, сторонники амер. С.д. не считают структуру социума («повседневной реальности») неизменной. Допускается возможность «проблемных ситуаций», неразрешимых в рамках старых структур. Соц. изменение рассматривается как фактор, равноценный по своему значению «соц. порядку». В категориальный аппарат вводятся этически окрашенные категории гуманизма, ответственности, свободы выбора и т.д. В отличие от «критической теории» Франкфуртской школы представители амер. С.д. (Р. Аппельбом, Д. Уоллс и др. I делают упор не на эмансипаторе кой функции соц-и, а на разработке «альтернативной методологии», опирающейся на диалектику. Они изучают об-во как изменяющуюся соц. реальность, к-рую следует брать в целостности и противоречивости образующих ее соц. отношений. При этом гл. внимание уделяется анализу процессов производства и воспроизводства соц. формации.
Еще одно направление С.д. развивается в русле акад. соц-и, отд. представители к-рой (Р. Фридрихе, Дж. Ритиер! усматривают в диалектике методол. основу для создания «интегративной парадигмы», способной объединить противоборствующие школы и концепции. Однако диалекгика при этом понимается как формальный набор принципов мышления, позволяющий синтезировать разл. подходы к изучению соц. реально-
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА
сти. Так, напр., Ритцер считает, что существующая в соц-и поляризация микро- и макроконцепций, а также противопоставление субъективистских и объективистских теорий могут быть преодолены на путях использования диалектических принципов познания, к-рые разрабатывали К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммелъ и Г. Гурвич.
Лит.: Очерки по истории теоретический соц-и 20 столетия. М., J 994; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2, 3. М., 199S; Култы-гин В. П. Классическая соц-я. М., 2000; Магсще В. Reason and Revolution. Ν.Υ., 1941; Gurvich G. Dialectique et Sociologie. P.,1962; Horkheimer M., Adorno Th.W. Dialektik der Awiklaning, Fr./M., 1969.
М.С.Комаров, С.М.Митина
СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА- направление в прикладной соц-и, связанное с изучением соц. аспектов развития сферы досуга посредством социол. методов и процедур. Возникновение С.д. следует отнести к 20—30-м гг. 20 в. и связать сначала с иссл-ми ученых США и стран Зап. Европы массовых соц. феноменов (работы, семейных отношений, жизни горожан), а затем и специальных обследований досуговой деятельности в этих странах. Поток материалов о досуге нарастает во 2-й пол. 20 в., что объясняется широким распространением в странах Запада 8-часового рабочего дня, двух выходных дней в неделю, массовым развитием туризма и др. Немалый интерес к С.д. проявляют также специалисты маркетинговых коммуникаций и исследователи потребительского поведения людей.
Зарождение отечественной С.д. падает на кон. 1960-х гг. Советские социологи активно включались в междунар. иссл-я (в частн., в рамках изучения бюджетов времени). В советском обществоведении интерес социологов к досугу нас. приобретал во мн. иные целепола-гающие и содержательные ориентации. Напр., теор. аспекты изучения досуга связаны со след. направлениями: досуг как непосредственный опыт индивидуума; досуг как существование чел. (экзи-
стенциальная модель); содержательный досуг как условие всестороннего развития личности; теории соц. идентичности и соц. взаимодействий, применимых к изучению досуга. Успешно развивался анализ обращения людей в свободное время к разным занятиям: к чтению, самодеятельному творчеству, любительским занятиям и т.п. Немало усилий отечественные исследователи приложили к изучению культуры досуга, под к-рой понимался опред. уровень, качественное своеобразие использования свободного времени, его результативность для рекреации и творческого развития личности. Вместе с тем советские социологи мн. брали из арсенала зарубежной исследовательской практики изучения досуга, напр,, институциональный подход к досугу; политологические трактовки досуговой деятельности; гуманистическая теория понимания досуга.
В постсоветский период изучение досуга граждан России приобретает свои особенности. Отечественные социологии, анализируя реальные процессы проведения досуга представителями разных гр. нас. в условиях нынешних реформ, сосредоточивают внимание не столько на творческих, сколько на рекреационных аспектах свободного времени. Более подробному, чем раньше, изучению подвергается досуг в разных соц. средах и слоях — досуг высокообеспеченных, среднеобеспеченных слоев, безработных, малообеспеченных семей и др.
Лит.: Лруденский Г.А. Опыт изучения внерабочего времени трудящихся // Соц-я в СССР. М., 1985; Колпаков Б. Т. Культура досуга. Киев, 1990; Орлов А.С. Прокофьев В. В. Ленинградцы: типология досуга // Социол. иссл-я. 1990. № 11; Труд, быт и отдых трудящихся: Сб. М., 1990; Трегубое Б.А. Свободное время молодежи: Сущность, типология, управление. СПб., 1991; Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992; Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социол. иссл-я. 1993. № 11; Орлов А.С. Cou-я рекреации. М., 1995.
. . Г.А. Аванесова
СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ
СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ - прошла длительный истор. путь, начало к-рому было положено Г. Спенсером (Англия), О. Контом, Ф. Ле Пле (Франция), В. Вундтом, Ф. Теннисом, Г. Зиммелем (Германия), У. Самнером, Л. Уордом (США) и т.д. На протяжении мн. десятилетий господствующее положение в С.з. занимал позитивизм. В дальнейшем в развитии С.з. можно выделить три социол. парадигмы: 1) «соц. фактов» (Э. Дюркгейм). Эта парадигма сводит соц. реальность к двум гр. соц. фактов — соц. структурам и соц. ин-там; 2) «соц. дефиниций» (М. Вебер). Стратегический элемент этой парадигмы — тот способ, посредством к-рого опред. соц. факты. Важнейшим объектом изучения явл. ин-трасубъективность и интерсубьектив-ность и как рез-т — действие. Соц. поведение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием соц. реальности. Соц. реальность понимается как совокупность значений, символов и т.п.; 3) «соц. поведения» (Б. Скиннер). Эта парадигма уходит корнями в психол. традицию амер. психологии. Особый акцент делается на проблеме вознаграждения желаемого и наказания нежелаемого поведения.
Этим осн. парадигмам С.з. соответствуют и опред. виды социол. теорий. Так, парадигма «соц. фактов» интерпретируется с позиций теорий: структурно-функциональной, системной и конфликтной. Структурно-функциональная теория исходит из того, что об-во представляет собой наиб, общую соц. систему, составляющими элементами к-рой выступают менее общие системы: соц., культ., личностная и т.д. Разновидностями структурно-функциональной теории явл. «функциональное обоснование об-ва» Д. Аберле, функционализм раннего Т. Парсонса, модель структурного функционализма Р. Мертона, неофункционализм Дж. Александера и П. Поломи, к-рые опред. его как самокритику функциональной теории, осуществляемую в целях поиска более широкого интеллектуального потенциала, оставаясь в то же время в пределах его основополагающих
принципов. Теория соц. конфликтов, становление к-рой связано с именами Р. Дарендорфа и Л. Козера, рассматривает как диалектическую социетальную систему, стремящуюся к соц. изменению. Вследствие этого существование об-ва опред. конфликтом, в основе к-рого лежат конкуренция и эксплуатация.
Конфликт понимается не только как борьба кл., но и как «конфликт» разл. соц. гр. — этнич., профессиональных и т.д. В парадигме «соц. дефиниций» наиб, значимой явл. теория действия социального, основы к-рой были заложены трудами М. Вебера, а позднее Парсонса и Р. Макайвера. Особое место в обосновании принципов этой теории занимает наследие Парсонса. Он пытался развить такую понятийную систему, к-рая отражала бы системные черты личности, культуры и об-ва. Для него индивид есть поле пересечения разл. соц. сил, прежде всего сил символических, содержащих нормативные элементы. Нормативное взаимодействие возникает между индивидами, разделяющими общие символы, к-рые организованы в опред. системы. «Символ и ческое взаимопрони кновен ие-означает существование порядка во взаимодействии индивидов. Соц. порядок понимается Парсонсом не как «равновесие», а как «неслучайность» взаимодействия.
К парадигме «соц. дефиниций» относится также теория ттеракционюма символического. Термин введен Г. Блуме-ром, основоположником Чикагской школы интеракционизма. Центральная категория — «значение», к-рым обладает весь практический мир чел. Для интеракционизма не считается принципиально важным четко различать предметное действие, в к-ром чел. входит в материальный контакт с окружением, и действие как акт сознания. Это находит выражение в тенденции интеракционизма трактовать природу предметов как творимую почти исключительно значениями, к-рые они приобретают для субъекта, действующего с этими предметам!'. Субъективистское понимание «значения» в интеракционизме обусловливает
СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ
и субъективный индивидуализм мето-дол. программы ее теоретиков. Они исходят из того, что соц. действие следует изучать с позиций актора, деятеля, т.е. вжиться в его роль и смотреть на мир и ситуацию в соответствии с его оценками и толкованиями. При таком подходе, с т.з. индивида как центра соц. мира, от исследователя ускользают важнейшие соц. факторы, к-рые влияют на действия людей, но непосредственно не постигаются ими, не входят в состав повседневных мотиваций действия.
На формирование феноменологической теории в соц-и (см. Социология феноменологическая), также включенной в парадигму «соц. дефиниций», большое влияние оказали труды Э. Гуссерля, А. Шюца, Г. Гарфинкеля. В наст, время эта теория получила системное изложение в работе П. Бергера и Т. Лукмана. Важным ответвлением феноменологической, социол. теории явл. этнометодоло-гия. Представители данного направления считают, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет (или должно) протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда программное положение этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». Именно поисками этой рациональности и занимается этнометодология.
К парадигме «соц. поведения» можно отнести теорию чистого психол. бихевиоризма (Р. Бёгесс, Д. Бишелл). Эта теория представляет одну из форм психол. редукционизма. Она сводит поведение социальное к поведению психол. и использует для его описания биол., и психол. понятия. К этой же парадигме относится обмена соцальиого концепция (Дж. Хоманс, П. Блау). Здесь индивид рассматривается как организм с биол. потребностями, ищущий вознаграждения. Предполагается, что индивид в поисках вознаграждения способен производить неосознанные и рациональные
расчеты соотношения «затрат и вознаграждения» при нахождении своей линии поведения. Содержание теорий соц. обмена основано на формальной разработке и уточнении установок утилитаризма.
В нач. 1930-х гг. в развитии совр. социол. теории выявляется феномен когерентности макро- и микросоциологических теорий, субъективного и объективного подходов к пониманию соц. реальности. Такого рода теории с разл. концептуальных позиций обосновывают когерентность уровней соц. реальности, а также идею интеграции микро- и макротеорий, хотя представители разл. социол. школ делают акцент преимущественно на одном из уровней. Тем не менее проблема микро- и макроинтеграции доминирует в совр. С.з., и ее решение, возможно, будет означать переход к качественно новому уровню социол. теор. мышления.
Теория «структурации» Э. Гидденса исходит из того, что само различие микро- и макроуровней не явл. плодотворным, необходима их интеграция. Осн. содержание теории Гидденса заключено в понятиях структуры, системы и дуали-стичности структуры. Соц. системы оп-ред. им как репродуцированная соц. практика. Они не имеют структур, но обладают структурными свойствами. Структура проявляется (в соц. системах) в «репродуцированной практике» и памяти, ориентирующей поведение людей. Т.о., Гидденс связал структуру в виде правил и ресурсов и с макроуровнями (соц. системы), и с микроуровнями (память), и эту интеграцию он рассматривает как свое гл. науч. достижение. Осн. вывод Гидденса сводится к тому, что индивиды и структуры не могут быть независимыми друг от друга. Свойства соц. систем рассматриваются и как средство, и как рез-т практической деятельности индивидов; и эти системные свойства в свою очередь рекурсивно организуют практику индивидов.
Значительным вкладом в решение проблемы микро- и макроинтеграции явл. теор. иссл-я Александера, известные
СОЦИОЛОГИЯ ЗАПАДНАЯ
под названием «многомерная соц-я», в процессе к-рых он пытался сформулировать «новую теор. логику для соц-и». Эта логика основывается на двух общих утверждениях. Первое включает проблему соц. действия или «особую природу» норм и мотивации; второе — проблему порядка или вопр. о том, каким образом множество действий оказывается взаимосвязанным и упорядоченным. Алек-сандер полагает, что существуют макро-и микроконтинуумы («индивидуальный» и «коллективный» уровни анализа) в таком виде, в каком создан соц. порядок в об-ве. На краю макроконтинуума соц. порядок создается извне и явл. по своей природе коллективистским. На краю микроконтинуума он складывается из интериоризованных сил и явл. индивидуалистическим по своей природе. В действие вступает материалистиче-ско-идеалистический континуум, к-рый также включает в себя макро- и микроизмерения. На идеал, краю континуума действие описывается как нормативное, нерациональное и аффективное, на материалистическом — как инструментальное, рациональное и обусловленное. Александер считает, что два континуума соц. действия и соц. порядка можно соединить. Выступая за всеобъемлющий теор. подход к пониманию соц. реальности и взаимодействию ее уровней, Александер в конечном счете резко ограничивает свою концепцию. Согласно ее заключительному выводу общая структура для соц. теории может быть получена только лишь при условии коллективистской перспективы. Соц. теоретики, утверждает Александер, должны выбирать либо коллективистскую, либо индивидуалистическую перспективу. Если они выбирают первую, то могут присоединить «относительно небольшой» элемент «индивидуального соглашения». Если они выбирают вторую, то обречены на «индивидуалистическую дилемму» — проникновение в их теорию сверхиндивидуальных феноменов, чтобы справиться с беспорядочностью, присущей их теории. Эта дилемма может быть разрешена, только если будет преодолена
формальная приверженность индивидуализму.
Р. Коллинз предложил новую ориентацию по отношению к вопр. о макро- и микроуровнях, к-рую он относит к категории «радикальной микросоциологии». Сосредоточивая внимание на взаимодействии т.н. ритуальных цепей, индивидуальных цепей интеракционального опыта, перекрещивающихся в пространстве и времени, Коллинз стремится избежать редукционистского подхода к индивидуальному поведению и сознанию. Он поднимает уровень анализа взаимодействия цепей интеракции и «рыночной площади» для такой интеракции, отвергая т.о. крайние микроуровни мышления и действия, и относится весьма критически к микротеориям (феноменология и т.д.), к-рые сосредоточиваются на этих уровнях. Коллинз стремится отмежеваться и от макротеорий с их интересом к макрообъективным и мак-росубъективным явлениям. Его исходная т.з. состоит в том, что только люди делают «что бы то ни было», а структуры, орг-ции, кл. и об-ва «никогда не делают чего бы то ни было». Любое «причинное объяснение должно с необходимостью свестись к действиям реальных индивидов». Коллинз пытается обосновать тезис, что «все макрофеномены» могут быть сведены в комбинации микрособытий. Он утверждает, что сои. структуры могут быть переведены эмпирически в «модели повторяемых микро-интеракций». В конечном счете оказывается, что у Коллинза микротеории и явления микроуровня преобладают нал макротеориями и явлениями макроуровня. Он формирует это как попытки «последовательно воспроизвести макросоциологию на радикально эмпирических микрооснованиях, к-рые явл. решающим шагом к более успешной социол. науке».