Социологическое сознание западного человека
ББК 60.5 Б 32
Бачинин В. А., Сандулов Ю. А.
Б 32История западной социологии: Учебник. СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 384 с. — (Мир культуры, истории и философии).
ISBN 5-8114-0354-2
Учебник по истории западной социологии охватывает два основных периода в развитии социологической мысли. Первый — эпоха традиционного общества, классической цивилизации и <)] культуры, когда рождались отдельные социологические идеи. Второй — эпоха индустриального общества, цивилизации и культуры модерна, когда социология обрела статус полномасштабной, системной теоретической дисциплины. В книге представлены творческие портреты наиболее значительных мыслителей, чьи теории существенно обогатили социологическую науку.
Учебник предназначается студентам высших учебных заведений.
ББК 60.5
Обложка С. ШАПИРО, А ЛАПШИН
Охраняется законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
запрещается без письменного разрешения издателя.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Издательство «Лань», 2002
В. А. Бачинин,
Ю. А. Сандулов, 2002
Издательство «Лань»,
художественное оформление, 2002
РАЗДел
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Западное социологическое сознание
социология -
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В |
К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации существует такая стадия зрелости, когда социальная система в лице ее наиболее пытливых и интеллектуально одаренных представителей обращает взор на себя. Это похоже на то, что происходит с отдельной личностью, которой тоже свойственно на известных ступенях своего взросления устремлять свой взгляд в зеркало самосознания и задаться вопросами: «Кто я? Откуда я? Куда я иду?»
Ситуация такого рода в масштабах общества приводит поначалу к появлению отдельных социологических идей. Проходит время, и наступает следующая фаза в развитии общественного самосознания, когда из разрозненных идей складывается система — социологическая теория как концептуальное целое.
Как взрослый человек не может существовать без самосознания, так и зрелая, полномасштабная общественная система не в состоянии нормально функционировать и развиваться без социологической науки, которая выполняет функции самосознания.
Социология — сравнительно молодая научная дисциплина, имеющая не слишком длинную историю протяженностью в полтора столетия. Но у нее солидная предыстория, насчитывающая со времен Платона и Аристотеля почти двадцать пять веков. На предысторической, эмбриональной стадии развития ее идеи и принципы складыва-
•4 •
лись и существовали внутри социально-философских и религиозно-богословских теорий.
Социология собирает, обобщает, систематизирует информацию о том, что происходит в обществе с людьми, с отношениями между разномасштабными социальными субъектами, с общественным и индивидуальным сознанием. Своеобразие ее подходов к каждому конкретному объекту определяется длиной тех причинных цепочек, которые связывают этот объект с различными социальными структурами. Эти причинные связи, их начала теряются в пространствах того гигантского социального тела, которым является цивилизация.
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае социология превращается уже в макросоциологию цивилизаций.
Социология как самостоятельная теоретическая дисциплина исследует:
а) любые социальные реалии как специфические ло
кальные системы, обладающие характерными типовы
ми признаками;
б) причинные воздействия цивилизационной метаси
стемы на эти реалии;
в) встречные причинные воздействия социальных реа
лий на цивилизационную мегасистему.
Социологический подход предполагает, что логика исследования подчинена принципу социального детерминизма. Данный принцип требует исходить из того, что общественные отношения, социальные институты и структуры способны задавать сознанию людей и их деятельности определенную содержательно-смысловую направленность. Социология смотрит на человека не как на автономную личность, а как на гетерономного индивида, находящегося под влиянием надличных социальных структур.
• 5 •
В свете социологического подхода каждая социальная реалия предстает не как самостоятельный и самоценный феномен, но как составная и в значительной мере подчиненная часть социальной системы, наделенная функциями обслуживания этой системы. Подобный подход позволяет учитывать всю совокупность социальных воздействий на исследуемый предмет и одновременно абстрагироваться от причинных воздействий трансцендентного, космологического, естественно-природного характера.
Социологический подход несет в себе идею приоритета целого над частью, социума над индивидом. Для социологии принципиально важно то, что человек пребывает в непосредственной зависимости от силовых линий общественно-исторической необходимости и от внешних механизмов социальной системы. При этом одна из главных жизненных задач человека состоит в том, чтобы постичь смысл и суть этих зависимостей, приспособиться к их требованиям и отыскать внутри них свою нишу допустимой социальной свободы.
Социальная детерминация может рассматриваться и как активное содействие общественной системы возникновению чего-либо, и как ограничение свободы человеческих действий, т. е. установление нормативных, организационных, технологических пределов для целе-полагания и целеосуществления. Поэтому прямым следствием действия детерминационных механизмов может быть личная несвобода субъектов, выступающих как добровольные или подневольные адаптанты, вынужденные подчиняться социальной системе. При этом социологическое знание способно выступать как одно из средств поведенческой саморегуляции, позволяющее личности приспосабливаться к требованиям таких мак-росоциальных систем, как государство и гражданское общество.
К социологии не следует подходить с позиций традиционной для европейской социологии дихотомии «номо-тетическая — идиографическая». Ее нельзя назвать сугубо номотетической дисциплиной, интересующейся только типическим, необходимым и закономерным. В той же мере ее нельзя считать только идиографической нау-
кой, сосредоточившейся лишь на особенных, неповторимых, уникальных социальных фактах. В ней присутствуют оба эти познавательных вектора; она интересуется и фактами, и закономерностями, являясь, по сути, номоидеографической научной дисциплиной.
ОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ СОЦИОЛОГИЕЙ
И ФИЛОСОФИЕЙ
Между социологией и философией нет жесткой границы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает извилистую, изрезанную кромку некоего берега, где не понять, то ли суша столь причудливо вторглась в море, то ли море капризно объяло сушу. Они имеют общее проблемное пространство, но каждая из них самостоятельно трудится на его просторах. При этом социология гораздо ближе к нуждам непосредственной общественной практики, чем философия.
Философия, если она выступает в качестве метафизики, доказывает идентичность общих нормативных принципов, господствующих на всех уровнях миропорядка — в космосе, природе, социуме, правосознании. Рядом с ней социология сознает себя носительницей позитивных знаний, не стремящейся выходить за пределы социального опыта. Выглядя более приземленной и прагматичной, она прочнее стоит на твердой почве жизненных реалий. Если от философии никто не ждет конкретных практических рекомендаций, то от социологии их ожидают.
Обеим дисциплинам вполне удается сосуществовать, не соперничая. Соседствуя, они традиционно взаимообогащают друг друга. Так, например, если социология исследует конкретные механизмы действия социальных норм по обеспечению общественного порядка и скреплению социальной системы в жизнеспособную целостность, то философия стремится показать, как через нормы заявляют о себе историческая воля и общественная необходимость.
В отличие от философии, которая по своей сути космо-центрична и уделяет значительное внимание проблемам
• 7 •
соотношения социальных норм с законами миропорядка, социология социоцентрична и ищет ответы на все свои вопросы в пределах доступных анализу социальных структур. Для нее разгадки тайн социальных феноменов находятся в самом обществе. Социум для нее — это самодостаточный макрокосм со своими законами, распространяющимися на природу всех общественных явлений и процессов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОЛОГИИ
Главное предназначение социологии, как и любой теоретической дисциплины, состоит в том, чтобы обеспечивать приращение знаний, добывать новую информацию. Эти знания возникают в результате того, что весь потенциал исследовательских возможностей социологической науки сосредоточивается в пределах конкретного проблемного участка социосферы. Социология предпринимает целенаправленные усилия по расшифровке тех значений и смыслов, которыми изобилует данная социосфера. При этом ее поисковые стратегии разворачиваются на нескольких уровнях.
Первый уровень имеет методологический характер, и его можно обозначить как уровень метасоциологии. Здесь осуществляются фундаментальные исследования, касающиеся возможностей применения универсальных познавательных принципов к анализу социальной реальности. Здесь же выявляются главные ценностные и нормативные ориентиры, определяющие основные проблемные магистрали, в направлении которых движутся авангардные группы ученых-социологов.
На втором уровне располагается теоретическая социология, формулирующая гипотезы, выстраивающая аргументированные концепции, которые объясняют метаморфозы, совершающиеся с теми или иными реалиями в социальных контекстах цивилизационных систем. На этом уровне анализ ведется с использованием познавательных средств психологических, демографических, статистических и других научно-теоретических и научно-практических дисциплин. При этом объяснительные
•8»
модели строятся, как правило, в пределах ограниченных нормативных пространств и локальных смыслов, что позволяет им избегать явных внутренних противоречий. Но замкнутость, искусственная самодостаточность выстраиваемых семантических сфер зачастую придает формулируемым объяснениям упрощенно-схематический характер.
Третий уровень — область эмпирической социологии, в наибольшей степени приближенной к практике непосредственных социальных отношений, позволяющей социологу переместиться из тиши кабинетов и читальных залов в гущу человеческих масс и суету «живой жизни». Здесь проводится практическая работа, ведутся различные формы наблюдений, ставятся эксперименты, организуются опросы, анкетирования, позволяющие собирать конкретные социальные факты, которые затем обрабатываются, группируются, обобщаются, ложатся в основание теоретических предположений или же служат подтверждению или опровержению уже имеющихся гипотез.
Все три уровня необходимы в равной степени, у каждого имеются свои конкретные задачи, и все они нуждаются друг в друге, поскольку только все вместе, в качестве методологически неразрывного триумвирата, они способны добывать полноценную социологическую информацию и осуществлять то приращение качественных, добротных знаний, без которого наука не может существовать.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
онятием ментальности (менталитетом) обозначаются характерные особенности мышления и миросозерцания индивидов, принадлежащих к определенным социальным общностям. Существуют различные типологии менталитетов, опирающиеся на различные социокультурные основания. Одна из них — это разграничение ментальностей по принципу принадлежности к макроцивилизационным формообразованиям — Востоку, Западу, Евразии и т. д. Так, восточная ментальность — это миросозерцательные особенности людей азиатского, преимущественно дальневосточного региона, образовавшиеся в условиях традиционных, до-индустриальных обществ и наложившие особый отпечаток на философское, религиозное, художественное творчество Востока. Особенности восточного менталитета — традиционализм, консерватизм, почтительное отношение к прошлому, готовность индивидуального «я» растворяться в общем «мы», преобладание интровертных ориентации над экстравертными, чуждость безграничному рационализму, скептическое отношение к идее всемогущества человеческого разума, почтительно-благоговейное отношение к природе, к всему естественному и др.
Менталитет западного человека характеризуется рядом иных признаков — трансгрессивностью общего склада психики, развитостью личностного начала, умением ценить и отстаивать духовную, интеллектуальную, нравственную независимость, бороться за гражданские пра-
10 •
ва и свободы личности, преобладание рационалистических ориентации и др.
Евразийская (российская) ментальность включает неприязненное отношение к суетному активизму западного образца, преимущественную интровертность культурного сознания, нехватку чувства меры и формы, которое вырабатывается веками интенсивной культурной работы и др.
Остановимся на особенностях ментальности западного человека и рассмотрим их более подробно. Следует особо отметить, что мыслительные и мировоззренческие свойства европейского человека коррелируются с доминирующими особенностями левополушарной активности мозга. Эта активность характеризуется рядом следующих признаков.
1. Трансгрессивность интеллекта и общего склада пси
хики, проявляющаяся как устремленность ко всему но
вому, неизвестному, наполняет творения европейской
культуры и цивилизации духом энергичного активизма,
страстной порывистости, определяющим образом сказы
вается на морально-психологическом облике западного
человека, делает его волевым, «военно-спортивным»,
авантюристичным, склонным к агрессии, заставляет стре
миться к освоению, изменению, покорению мира, позво
ляет считать себя его хозяином.
2. Жажда новизны, потребность в переменах, отсутствие
стойкой привязанности к прошлому и его традициям.
3. Отзывчивость к чужому, готовность ассимилиро
вать новые культурные ценности, чьими бы они ни были.
Это позволило войти в классическую европейскую куль
туру религиозным откровениям древних евреев, матема
тическим достижениям арабов, техническим открыти
ям китайцев и многому другому.
4. Развитость личностного начала, стремление выде
лять свое индивидуальное «я» из общего «мы», умение
ценить и отстаивать духовную, интеллектуальную, нрав
ственную независимость, бороться за гражданские пра
ва и свободы личности.
5. Более слабая, чем у восточного человека, развитость
адаптивных способностей, отсутствие гибкости и готовно
сти приспосабливаться к любым обстоятельствам, хруп
кость, ломкость внутренних структур индивидуального «я».
• 11 •
6. Привязанность к своему индивидуальному «я»,
привычка считать его уникальным, неповторимым по
рождает экзистенциальную доминанту в виде явно вы
раженного страха смерти, воспринимаемой как угроза
абсолютной гибели этого неповторимого личного мира.
7. Бинарно-оппозиционный характер большинства
констатации и оценок, стремление акцентировать вни
мание на выявлении противоположностей доброго и зло
го, истинного и ложного, рационального и иррациональ
ного и т. д. Склонность к повсеместному обнаружению
альтернативных логосов, препятствующая восприятию
мира как целого и регулярно ставящая европейское куль
турное, философское, моральное, правовое сознание в си
туации вынужденного выбора. Постоянно возникавшие
при этом затруднения оценочно-избирательных предпоч
тений мобилизовали интеллектуальные резервы субъек
тов и тем самым стимулировали и ускорили развитие
европейской цивилизации.
8. Преобладание рационалистических ориентации,
превозношение разума в качестве высшего авторитета
способствовали тому, что логика аналитического расчле
нения сущего на составные элементы довлела над попыт
ками к целостному, синтетическому мировосприятию.
9. Практицизм ориентации, способность погружать
ся в практическую деятельность с головой и видеть в
этом призвание и смысл жизни оборачиваются частым
забвением высших духовных истин, превращают евро
пейца в деятеля, чьи поступки легко приобретают иммо
ральную и противоправную окрашенность.
10. Стремление расчленять единую поведенческую
акцию на цели и средства, превращая те и другие в
разные фрагменты атомарного мира, способствовало им-
морализации и криминализации социальной практики.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Социологическое сознание представляет собой комплекс познавательных свойств и аналитических способностей человеческой психики, которыми располагает профессиональный социолог, исследующий социальную реальность. Как инструмент познания, социологическое сознание имеет характерные функциональные особенности.
• 12 •
Во-первых, его предметом является социальная реальность, которую можно структурировать, расчленять на элементы, уровни, фрагменты и т. п.
Во-вторых, оно имеет дело с локализованными в социальном пространстве и времени, конечными, преходящими, относительными социальными фактами, феноменами, процессами.
В-третьих, социологическое сознание опирается как на исходные теоретические посылки, так и на эмпирические, доступные проверке данные, появляющиеся в результате наблюдений, измерений, экспериментов и других познавательных процедур.
В структурном отношении социологическое сознание многосоставно и включает в себя социологический рассудок, социологический разум, социологическую интуицию и социологическое воображение.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАССУДОК
Социологический рассудок — это способность субъекта познавательной деятельности к эмпирическим кон-статациям, схематизирующим умозаключениям. Он предполагает умение расчленять исследуемые предметности на составные части, фрагменты, элементы, уровни и т. п.
Характерные особенности социологического рассудка:
1) имеет дело с очевидностями «точечных» соци
альных феноменов, отдельных социальных фактов и их
совокупностей, пребывающих в пределах локальных ареа
лов социального пространства;
2) опирается на эмпирические, верифицируемые дан
ные, появляющиеся в результате непосредственных на
блюдений, измерений, экспериментов и т. д.;
3) при построении объяснительных моделей не идет
дальше выявления ближайших, непосредственных соци
альных детерминант, и потому получаемые с его помо
щью выводы пребывают, как правило, в плену мировоз
зренческих стереотипов и расхожих объяснительных штам
пов своего времени и окружающей социальной среды;
4) не приемлет антиномий, предпочитая при обслу
живании разнообразных по своей направленности социо
логических построений иметь дело в каждом отдельном
. 13 •
случае либо с конкретным тезисом, либо с его антитезисом;
5) не признает существования метафизической реальности, категорически отвергает метафизику как средство миропонимания и не видит возможности для установления продуктивных контактов с нею.
Социологический рассудок как познавательный инструмент уверенно ведет себя в замкнутых нормативно-ценностных и смысловых пространствах конкретных мировоззренческих и идеологических систем. Ему достаточно легко дается техника конструирования теоретических схем в пределах догматики юридического позитивизма. При этом отличительными особенностями рационально-рассудочного понимания являются ограниченность целей, поверхностность и схематизм оценочных суждений, наивно-вульгарный прагматизм мировоззренческих и этических выводов.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗУМ И РЕФЛЕКСИЯ
По сравнению с социологическим рассудком, социологический разум — более сложный познавательный инструмент. Его основная функция — структурирование социальной реальности в соответствии с фундаментальными философскими, метафизическими принципами. С его помощью осуществляется синтез результатов познавательных усилий социологического рассудка и интеллектуально-метафизической интуиции.
Конкретной формой рационально-разумного мышления является социологическая рефлексия как способность социологического разума к исследованию своих отношений с социальной реальностью. Субъекту рефлексии свойственно интересоваться не столько социальной практикой самой по себе, сколько тем, как она отражается и какой вид принимает в его собственных перцептивных (связанных с особенностями человеческого восприятия), оценочных и аналитических структурах и какие она порождает в них состояния и противоречия.
Социологическая рефлексия позволяет субъекту познания преодолевать свои непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших содер-
• 14
жательно-смысловых зависимостей, опосредованных многими практическими и духовными факторами. Чем более развито социологическое сознание, тем эффективнее его рефлексивная деятельность, тем больше она позволяет обнаружить смысловых интерференции, ценностных полутонов, нормативных и экзистенциальных коллизий в социальных феноменах.
В результате рефлексивной активности социологического разума действительные социальные противоречия обретают в очерченном им проблемном пространстве вторичные знаково-символические формы образов, идей и концептов, помогающих освоению наиболее значимых проблем социально-правового существования. В распоряжении социологического рассудка и социологического разума находятся специальные понятия — социологические категории. Они выполняют инструментально-познавательную функцию, являясь орудиями-средствами, с помощью которых социальная реальность исследуется в самых разных аспектах и направлениях.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что познавательные возможности разума отнюдь не безграничны. В те моменты, когда это обстоятельство осознавалось с наибольшей отчетливостью и остротой, рождались грустные сентенции, вроде известного сократовского признания: «Я знаю, что я ничего не знаю». Возникали болезненные состояния человеческого духа, пронизанные чувствами бессилия и подавленности и получившие благодаря Декарту название интеллектуальной печали.
Вывести дух из подобного состояния помогает такая познавательная способность как интеллектуальная интуиция. Там, где социологический разум бессилен перед непостижимостью тайн социального бытия, интеллектуальная интуиция, активно использующая скрытые резервы подсознания и сверхсознания, позволяет продолжать погружение человеческого духа в глубины этих тайн.
• 15
Для интеллектуальной интуиции все сущее, каждый фрагмент социальной реальности живет и движется не только в пределах наблюдаемых физических измерений. Она позволяет предполагать, что у всякого социального феномена имеется, кроме очевидной, еще и другая, ненаблюдаемая, тайная жизнь.
В отличие от разума, нередко идущего на сознательный разрыв с мифологией, мистикой, религией, интеллектуальная интуиция никогда не теряет с ними связи и готова выступать в роли их преемницы. Если язык разума денотативен, т. е. стремится обнажать скрытые смыслы, то язык интуиции коннотативен, т. е. предполагает присутствие смысловых подтекстов, которые до конца словесно невыразимы.
Социологическая интуиция, как одна из модификаций интеллектуальной интуиции, предполагает непосредственное, внерациональное проникновение в средоточие разномасштабных социальных реалий. Ее познавательный потенциал особенно важен на первых стадиях исследования, когда идет процесс формулировки гипотез и очерчиваются примерные контуры исследуемых предметов. Она незаменима там, где необходимо мысленно соотнести предмет анализа с объектом, а объект — с социальным целым, с задаваемыми этим целым нормативными, ценностными и смысловыми координатами.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Теоретическое воображение представляет собой способность творческого сознания к достраиванию недостающих связей между исследуемыми реалиями, а также между ними и авторским «я». Творческое воображение способно дорисовывать до необходимой полноты картину исследуемого предмета, окрашивать интересующую исследователя реальность в те тона, каких она, сама по себе, не имеет. Когда для построения социологической модели отдельного социального факта, явления, процесса не хватает уже существующих, готовых к использованию и ранее использовавшихся другими исследователями объяснительных компонентов смыслового, ценностного, нормативного характера, то социолог вправе
прибегнуть к компонентам воображаемым. В итоге в определенное место воздвигаемой концептуальной конструкции, будь то базовое причинное основание или венчающие все сооружение смысловые своды метасоциоло-гических выводов, вместо реальных содержательных блоков вписываются блоки виртуальные, измышленные автором или заимствованные им из других культурных контекстов. Привнесение их туда, где никто ранее в таком функциональном преломлении их не использовал, может считаться прямой заслугой творческого воображения исследователя.
Достаточно распространенной является точка зрения, будто бы в науке, в отличие от искусства, воображение не играет существенной роли и потому в нем нет особой надобности. Не делается исключения и для социологии как одной из рядовых социогуманитарных дисциплин. Так, например, французский исследователь Ж. Карбо-нье писал, что социолог, в отличие от писателя, не должен пропускать изучаемый объект сквозь призму своего воображения. Но американский социолог Ч. Р. Миллс утверждал противоположное в своей работе «Социологическое воображение». Согласно его позиции, исследователь социальных проблем не должен сдерживать свое социологическое воображение. Напротив, он обязан как можно активнее привлекать его ресурсы к творческому освоению исследуемых проблем.
Воображение выполняет важную функцию в моделировании социальных коллизий, при выстраивании мысленных экспериментов. Без сомнения, оно сыграло определяющую роль для М. Вебера, когда тот создавал концепцию идеального типа. Ведь идеальный тип вбирает в себя то, что разрознено, разбросано по частям в социальном мире, и в качестве целостности он появляется именно как плод теоретического воображения ученого.
Социологическое воображение имеет еще более важное значение там, где социология обнаруживает ограниченность своих познавательных средств. Когда социологические построения наталкиваются на непреодолимые методологические препятствия в виде ограниченных возможностей принципа социального детерминизма, когда каузальный вектор намерен устремиться за пределы
социальной реальности, но при этом обнаруживается нехватка исходного материала и несовершенство социологического инструментария, на помощь приходит творческое воображение.
В подобных ситуациях социологии не следует сторониться метафизики, помня об их общих культурно-исторических корнях. Если в пределах сугубо социологических, преимущественно рассудочных построений воображение играет в основном вспомогательную роль, то при выходе на метафизический уровень его роль становится ведущей, что предопределено различными свойствами социологических и метафизических средств познания. Так, если социологию интересует прежде всего мир реального, то метафизике интересен еще и мир возможного (равно как и невозможного).
Социология исследует социальные реалии, будучи прочно привязана к ним, крепко стоя на почве фактов и имея весьма скромные возможности для полетов теоретического воображения. Метафизическое же воображение, как правило, не рефлексивно и далеко не всегда связано с результатами непосредственного созерцания. Имея свои цели и прокладывая свои пути к ним, оно, в силу своей природы, более свободно и раскованно в полетах и играх творческой фантазии.
Метафизика готова делиться с социологией результатами собственных изысканий, вносить свою специфическую лепту в концептуальные блоки будущих теоретических построений социологической теории.
Если социология с ее пристрастием к социальным фактам чем-то напоминает живопись импрессионистов-пуантилистов, поскольку ей присущ интерес к «точечным» фактам и сиюминутным состояниям социальной среды, то метафизика — это нечто вроде живописи постимпрессионизма, ибо она стремится разглядеть за социальными реалиями их сверхфизические сущности и обозначить их концептуальные контуры при помощи собственных изобразительных средств.
Когда позитивистски ориентированные социологи обвиняют кого-либо из мыслителей прошлого, например, ученых немецкой школы, в метафизической умозрительности их теоретических построений, то они, по сути,
обрушиваются на методологию метафизического воображения. Их не устраивает то, что мыслитель имел смелость поместить исследуемую реалию в контекст, гораздо более широкий, чем социальность, что он решился вообразить некие дополнительные каузальные зависимости сверхсоциального, универсального характера. Между тем, умение соединить, синтезировать творческие потенциалы социологии и метафизики является одним из высших проявлений способности к социологическому воображению. Образцы такого умения содержатся в творчестве таких писателей-мыслителей, как Бальзак, Кафка, Оруэлл и др., умевших искусно соотносить интересующие их социальные факты с метафизическими универсалиями. Интерес к общезначимому позволял им в ходе социально-художественного анализа воссоздавать не столько характеры, сколько типы. При этом в каждом из таких типов, как правило, отчетливо просматривается и социальное, и метафизическое содержание. Взаимно дополняя друг друга, эти компоненты создают эффект необычайной глубины постижения сущности отношений человека с социальным миром.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ