Классификация социальных групп
Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования. В социологической литературе существует множество классификаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для проведения классификации социальных групп:
- этническая или расовая принадлежность;
- уровень культурного развития;
- типы структуры, существующей в группе;
- задачи и функции, выполняемые группой в более широких общностях;
- преобладающие типы контактов между членами группы;
- различные виды связей, существующих в группах;
- другие принципы.
К другим методам классификации относится, например, разделение группна основе принадлежности к ним индивидов.Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он принадлежит, и определяет эти группы как свои («моя семья», «мой класс» и т.д.). Такие группы называются ингруппами —человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами («мы»). Другие группы, к которым не принадлежит индивид, будут для него аутгруппами («не мы», «другие»).
Близкой к ингруппе являетсяреферентная группа (термин, впервые предложенный социальным психологом Г. Хайменом), т.е. реальная или условная (воображаемая) социальная группа, система ценностей и норм которой является для индивида эталоном.
Референтная группа выполняет три важные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социальной структуре общества; регулятивную (нормативную), устанавливающую для личности социальные нормы общества, других социальных групп; мировоззренческую (ценностно-оценочную), определяющую установки, ценности, идеалы и цели человека.
Важность понятий ингрупп и аутгрупп значимы потому, что феномен осознания принадлежности индивида к той или иной группе помогает понять поведение индивида.
В процессе взаимодействия с другими группами, людьми мы, чаще всего помимо нашего желания, приписываем каждому из них некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Такой стандартизованный, устойчивый, эмоционально насыщенный образ о социальном объекте называется социальным стереотипом.
Например, бытует мнение, что французы более страстны и темпераментны, чем представители других европейских наций (хотя на самом деле это не так), англичане — замкнуты и молчаливы и т.д.
Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают, потому что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас ауттруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и, в конечном счете, определять линию своего поведения.
Социальные группы различаются и по другим признакам, например по характеру взаимоотношений между ее членами социальные группы делятся на малые и большие, первичные и вторичные.
Следует иметь в виду, что малая группа может быть, как первичной, так и вторичной — в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее участниками. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной.
В любых группах имеют место динамические процессы, называемыегрупповой динамикой— это различного вида взаимодействия членов социальных групп между собой.
Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий: руководство и лидерство, формирование группового мнения, исключение из группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному своему члену или двум, но в процесс управления могут включаться все ее участники.
Одной из динамичных характеристик группы является система социальных ролей. Причем в группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным, — это роли лидеров. Лидер— это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объективная потребность определенной группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращенных к лидеру.
В системе институциональных форм общественной жизни стали различать лидерство формальное и неформальное.Формальный лидерназначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руководителя.Неформальный лидер— это член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения.
Выделяют три типа лидерства, по-разному влияющих на эффективность групповой деятельности и соответствующих следующим стилям руководства:авторитарный(все действия членов группы определяются ее лидером),демократический(все действия определяются самой группой) ианархический,когда группа представлена сама себе.
Разнообразие научных парадигм, используемых при анализе социальных групп, создает большие возможности для дальнейших теоретических изысканий в этой сложной сфере человеческих отношений.