Глава II. Исторические и современные типы правопонимания. критерия и надлежит оценивать позитивный закон, действующее право; в том же заключается и основная идея «возрожденного естест­венного права»

критерия и надлежит оценивать позитивный закон, действующее право; в том же заключается и основная идея «возрожденного естест­венного права», которое отнюдь не рассматривалось П. И. Новгород-цевым как право в собственном смысле слова, а лишь как совокуп­ностьнравственных требований к действующему праву.

Естественно-правовой подход в теории права по-своему разделял иЕ. Н. Трубецкой (1863-1920) — русский религиозный мыслитель и правовед. Основываясь на идеях Б. Н. Чичерина и В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкой доказывал невозможность существования права без признания духовной природы человеческой личности. Поэтому, с его точки зрения, всякий позитивизм в праве ведет к разрушению самой его идеи, так как в позитивизме отсутствует субъект — носитель безусловной ценности.

Стремление понять право как многоаспектное явление отличало правовое учениеБ. А. Кистяковского (1868-1920), разрабатывавшего так называемуюплюралистическую концепцию права. Как теоре­тик он во многом сформировался под влиянием неокантианства. Но в то же время на творчестве этого мыслителя отчетливо сказались идеи, идущие от В. С. Соловьева и его школы. С этим отчасти связано стрем­ление ученого соединить абстрактныйнормативно-ценностный под­ход к праву с идеейобщественного развития, что нашло отражение в его правовой теории, отдавшей значительную дань социологизму.

Отвергая односторонний подход к праву, свойственный, например, классическому правовому этатизму, Б. А. Кистяковский под правом понималсложное многоаспектное явление, не поддающееся одно­значному определению. Право, полагал он, необходимо изучать с раз­личных сторон, включая его социологическое, психологическое, го­сударственно-организационное (право как порядок) и нормативное проявления.

Свое плодотворное развитие дореволюционная русская теоре­тико-правовая мысль закончила нафеноменологической концеп­ции права," одним из видных представителей которой был в те годы

" Феноменология как философское направление оказала глубокое влияние на русскую дореволюционную философскую мысль. Среди мыслителей, испытавших воздействие феноменологического метода и разрабатывавших правовую пробле­матику, следует в первую очередь назвать С. И. Гессена, И. А. Ильина, Н. О. Лос-ского, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева, Г. Д. Гурвича.

5- 67

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Н. Н. Алексеев (1879-1964). Его основные труды по правоведению вышли в переломные революционные годы, а затем — в эмиграции.

Н. Н. Алексеев входит в плеяду выдающихся русских юристов, внесших заметный вклад в развитие теоретических представлений о праве, хотя его собственный опыт феноменологической интерпрета­ции права остался незавершенным. Фактически ученый представил

один из вариантовинтегральной теории права на базе ранних идей феноменологии.

Специфику такого правопонимания представляет взгляд на право как на явление, имеющеесвой собственный смысл, не зависимый от того или иного конкретного содержания, выражающего опреде­ленную политическую волю, идеологический принцип или практику сложившихся общественных отношений. В этом контексте феноме­нологическая концепция права противостоит односторонности как юридической догматики, так и естественно-правовой школы или социологического направления в правоведении, объединяя их в то же время в единое целое, как кубик объединяет в единое свои грани. При этом важно отметить, что феноменологическая составляющая теории права Н. Н. Алексеева творчески дополняется им достиже­ниями европейской философии и наработками русской философской мысли в соединении с традиционными русскими духовными цен­ностями.

По мнению Н. Н. Алексеева, все рационалистические или эм­пирические определения права одинаково имеют характер некоторой одномерности, так как сводят право к какому-то одному моменту. Таковы определения права как нормы, как воли, как интереса и т. д. Правовые феномены во всей их полноте никак не могут в них умес­титься. Право может быть не тольконормой, но иволей, не только волей, но иинтересом, не только интересом, но исвободой, так как право не сводимо кодному измерению.

Чтобы уяснить сущность воззрения на многомерную природу права, полагает Н. Н. Алексеев, нужно вообще покинуть почву оп­ределений. Взамен определений следует датьописание правовой структуры в ее основных данностях. Феноменологическая струк­тура права предстает при этом как единство нескольких измерений, подобно единству пространства, измерения которого являются не­которыми основными данностями, определяющими его структуру.

Наши рекомендации