Лекция 7. Социология семьи
- Брак и семья как социальные институты.
- Основные функции семьи.
- Тенденции развития семейно-брачных отношений.
Брак и семья как социальные институты. Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Трудно найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Более того, в большинстве примитивных обществ Центральной Африки, народов Севера семья является единственным реально функционирующим институтом. Семью можно определить как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт- институт брака- санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Наиболее древней формой семейной жизни является тотемический клан, сохранившийся до настоящего времени у некоторых австралийских племен. Все члены рода имеют общее имя, индивидуальные имена у них отсутствуют. Тотемический клан основан на вере в общего предка всех членов рода: обычно таковым считается какое-то животное. Члены клана считают, что им присущи лучшие качества этого предка. В семье такого типа существует групповой брак, и поэтому отец детей установлен быть не может, а происхождение определяется по материнской линии.
Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их дети, которые от них зависят.
Кроме нуклеарной семьи распространена такая форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. По этой причине ее иногда называют расширенной. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.
В современном обществе происходит ослабление многих родственных связей, в силу чего нуклеарная семья преобладает над родственной.
Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).
В социологии выделяются три основных типа семьи:
1. Традиционная ( патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей
(муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем ( так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактические поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака –добровольный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующие составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравственные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сестрах и близких родственниках.
Напротив, существуют противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец брачных связей называется эндогамией. Подобное требование встречается в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, когда запрещается выбирать партнера из иной расовой группы и нищих слоев общества. Эндогамия характерна для закрытых групп, подобно кастам.
Для большинства современных обществ существует только одна форма супружества – моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной. Однако в развитии большинства обществ практиковались полигамии, то есть формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Выделяют три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужчин в силу того, что численность мужского населения значительно больше женского. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния (многоженство), преобладающая в странах Востока.
2. Основные функции семьи. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и репродуктивная.
Репродуктивная функция – это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился количество детей в каждой семье должно быть не менее двух.
В 90–х годах происходят существенные изменения в мотивации ограничения рождаемости: на первый план выходят материально- экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье « стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой).
Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие. Наблюдаются непропорционально большие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием. Если к этому прибавить угрозу безработицы, рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотносимый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бесплатного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти катастрофическими. Социологические исследования по демографической проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: идеальное количество детей всегда выше желаемого, желаемое – выше фактического. При этом с увеличением возраста опрашиваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.
Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возможностями в области воспроизводства и воспитания нового поколения, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных городах.
Воспитательная функция. Известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями.
Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.
1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.
2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Таким родители считают своим долгом прежде всего материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развита потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.
3. Прагматизм, то есть воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела». Ориентации, прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.
В семье, главным образом, воспитываются дети. Но этим далеко не ограничивается ее воспитательная роль. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.
Хозяйственно – экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. В постсоветских государствах, где невысок уровень механизации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей – противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы.
Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и, в конечном счете, на само существование брачной пары.
Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.
3. Тенденции развития семейно –брачных отношений. Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение, как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.
В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Многочисленные социологические исследования показывают: в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака.
Конфликт в семье. Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты.
1. Психофизиологический – дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни. В целом явление это встречается довольно часто, однако как основную причину решения о разводе его отмечают лишь немногие.
2. Психологический- в семье создается нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.
3. Социально – ролевой – симптомы нарушения стабильности этого уровня – неправильное, неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.
4. Социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса или неудовлетворенности общением с партнером, неприятия его жизненных ценностей, идеалов.
Причины, вызвавшие конфликт на том или уровне, могут быть самыми разнообразными. Но по времени возникновения их можно разделить на две большие группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи.
Факторы риска. Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска, так как наличие их в период добрачного знакомства уже таит в себе опасность будущего развода.
Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К факторам риска относятся:
- большая разница в образовании и в возрасте между супругами ( особенно если
женщина намного старше );
- склонность к алкоголизму одного из супругов;
- легкомысленное отношение к браку, семье вообще;
- слишком ранний возраст вступления в брак;
- вероятность скорого рождения ребенка;
- слишком малый срок знакомства;
- резкое несогласие родителей на заключение брака;
- брак по принуждению, без взаимного согласия.
Эти факторы дают о себе знать буквально в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет.
Причины разводов. Однако большая часть разводов происходит, разумеется, из-за причин, возникающих (складывающихся) непосредственно в результате совместной жизни.
Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.
Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов много ниже среднего уровня.
При разводе как ведущие указываются три группы причин:
1. Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).
2. Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность). В этом блоке главным фактором являются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин – инициаторов развода эти причины чаще оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. С этим тесно смыкается такой фактор, как различие взглядов на жизнь – так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.
3. Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей или других лиц).
Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости, а грубость – результатом хозяйственных неурядиц и т.п.
Разные люди по – разному переживают распад своей семьи. По оценкам многих российских и зарубежных социологов, весьма распространенными последствиями разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами, причем зачастую такие конфликты выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет.
Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторжения брака – одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно – брачных отношениях, средство сохранения их моральных устоев. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуальной ситуации.
Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов могут сыграть службы семьи, улучшение организации бытового обслуживания, решение жилищной проблемы.
Таким образом, можно выделить три основные проблемы семейно – брачных отношений:
1. проблема стабильности семьи;
2. проблема рождаемости;
3. проблема напряженности в сфере быта.
Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования.
Основная литература:
1.В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.185-213
2. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.240-253
3. Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 197-200
Дополнительная литература:
1. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996г.
2. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994г.
3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
4. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.