Тема 3. Социальное пространство и социальная структура 3 страница
Статусный портрет общества – совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.
Аграрный – земельный, относящийся к землевладению, землепользованию, напр., аграрный вопрос.
Вождество – зрелая стадия первобытной общины с вождем и бигменами во главе.
Доиндустриальное общество (традиционное общество) – общество, в котором определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.
Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека или общества.
Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные.
Неолитическая революция (неолит – новый каменный век) – переход от охоты и собирательства к земледелию.
Общины – объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.
Огородничество – ранняя стадия земледелия, обработка небольших участков земли палками-копалками и выращивание клубней полудиких растений.
Одомашнивание – процесс превращения диких животных в домашних.
Окультуривание – превращение диких растений в культурные злаки.
Письменные общества – владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.
Постиндустриальное общество – общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.
Протообщество – человеческое стадо.
Простые общества – общества, не имеющие сложной управленческой структуры.
Скотоводство (пастушество) – способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных.
Сложные общества – общества, имеющие сложноразветвленную иерархию управления, городское устройство, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы).
Собирательство – систематический поиск растительной пищи, транспортирование ее на стоянку, складирование и хранение для будущего потребления.
Урбанизация – переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.
Цивилизация – 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству», 2) высший этап развития человечества, 3) культурно-географическое образование, например, восточная, западная, китайская цивилизации, 4) глобальная цивилизация, охватывающая планету.
Общественно-экономическая формация – общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества.
Практикум 3 Статусный портрет общества и его изменение
В этом разделе затрагиваются вопросы, связанные с обществом в целом и его социальной структурой (статусным портретом общества). Правильное понимание общества и его эволюции помогает студенту сформировать общее видение социального мира, целостное восприятие реальности и ее динамики.
Задание 1 Статусный портрет российского общества и его изменение
Формулировка задания. Составьте статусный портрет российского общества по трем периодам: а) до 1917 г., б) с 1917 по 1990 г., в) после 1990 г. Основная цель – выяснить, какие статусы в социальной структуре нашего общества появлялись, а какие исчезали в указанные периоды.
Вариант 1. Статусы в социальной структуре России
До 1917 года. Царь (император), боярин, холоп, смерд, князь, граф, ремесленник, оружейник, кузнец, ростовщик, гончар, иконописец, дворянин, воевода, министр, архиепископ, монах, помещик, кожевник, землевладелец, губернатор, феодал, декабрист, чиновник, боярин, крепостной, градоправитель.
1917–1990 годы. Коммунист, партиец, комсомолец, кулак, первый секретарь ЦК КПСС, пионер, октябренок, красный, белый, враг народа, большевик, меньшевик, товарищ, рапповец, напостовец, капиталист.
После 1990 года. Президент, бизнесмен, новый русский, менеджер, кредитор, спонсор, экономист, инвестор, продюсер, клипмейкер, дизайнер, стилист, бомж, безработный, рэкетир.
Вариант 2. Статусы в социальной структуре России
До 1917 года. Князь Всея Руси. Удельный князь. Государь. Царь. Император. Монарх. Дружинник. Опричник. Боярин. Купец. Дворянин. Придворная дама. Советник. Сенатор. Помещик. Фабрикант. Губернатор. Городничий. Почтмейстер. Коллежский асессор. Граф. Городовой. Градоначальник. Кадет, юнкер. Гимназист. Гренадер. Гусар. Староста. Рекрут. Приказчик. Революционер. Холоп. Крепостной.
1917–1990 годы. Народный комиссар. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Красноармеец. Колхозник. Октябренок. Пионер. Комсомолец. Коммунист. Советский воин. Председатель месткома, профкома, парткома. Инструктор ЦК КПСС, ВЛКСМ. Член профсоюза. Непман. После 1990 года. Президент. Вице-премьер. Премьер-министр. Акционер. Собственник. Кооператор. Фермер. Бизнесмен. Риэлтер. Менеджер. Скаут. Банкир.
Вариант 3. Статусы в социальной структуре России
До 1917 года. Дамы, господа, холоп, лекарь, знахарь, рекрут, фельдмаршал, псари, ловчий, капельмейстер, скоморох, коробейник, свита, придворные, шут, советник, кормчий, бакенщик, постовой, полицмейстер, вельможа, волонтер, гардемарин, корсар, гусар, юнкер, есаул, капрал, жандарм, почтмейстер, цирюльник, брадобрей, ямщик, городничий, помещик, мещанин, губернатор, лакей, клерк, артельщик, ремесленник, трактирщик, слуга, паж, царь, дворянин, царевич, боярин, крепостной, шорник, барыня, сударушка, скорняк, гувернантка, танцмейстер, писец, буржуа, кучер, ключник, ростовщик, куртизанка, толмач, челобитчик, смутьян, истопник, ходок, ревизор.
1917–1990 годы. Колхозник, тракторист, комиссар, чекист, марксист, официант, ленинец, комсомолец, пионер, октябренок, коммунист, партиец, большевик, меньшевик, нэпман, товарищ, суворовец, курсант, милиционер, парикмахер, стоматолог, жокей, секретарь, министр, резидент, альфонс, префект, супрефект, астронавт, космонавт, уборщик, переводчик, проститутка, печник, кочегар, партизан, соратник, сослуживец, кулак, связист, радист, врач, революционер, шпион, маньяк, арбитр, журналист, программист, контролер, продавец-кассир, бармен, бизнесмен, депутат, биржевик, администратор, донор, респондент, автолюбитель, враг народа, санитар, скейтбордист, экстрасенс, предсказатель, астролог, метеоролог, диктор, телеведущий, стиляга, хиппи, советский гражданин, каратист.
После 1990 года. Маклер, дилер, киллер, менеджер, брокер, ди джей, визажист, рэкетир, сутенер, рокер, элита, тинэйджер, дистрибьютор, губернатор, спикер, президент, вице-президент, мэр, бомж, новый русский, спонсор, стилист, братки, крутые, хакеры, культурист, роллер, врач-клонист, кутюрье, челноки, мафиози, лицо кавказской национальности, наемник, репер, рейвер, россиянин, фермер, собственник, банкир, продюсер, примадонна.
Вариант 4. Статусы в социальной структуре России
До 1917 г. Князь. Дворянин. Помещик. Граф. Боярин. Кулак. Батрак. Купец. Либерал. Феодал. Мещанин. Крестьянин. Царь. Полководец. Буржуй. Министр. Гусар. Промышленник. Губернатор. Академик. Гимназист. Профессор. Лекарь. Гувернантка.
1917–1990 гг. Комсомолец. Начальник. Заведующий. Депутат. Агроном. Лауреат. Колхозник. Комиссар. Председатель. Кредитор. Нарком. Ударник. Октябренок. Пионер. Сотрудник. После 1990 г. Президент. Мэр. Менеджер. Фермер. Префект. Бизнесмен. Спикер. Киллер. Рейвер. Репер. Толкинист. Кибер. Техник. Хакер. Новый русский. Наркоман.
Вариант 5. Статусы в социальной структуре России
До 1917 года.
Политический статус. Политический строй – абсолютная монархия. Высший государственный орган – Государственный совет. С 1906 года – Государственная Дума (собрание народных представителей). Высшая судебная инстанция – Сенат. Существовал суд присяжных. Органы местного управления: уездные, губернские земства, городские думы, полиция, жандармерия. Разные политические партии (социал-демократы, эсеры и т.д.) Сословное деление – дворянство, духовенство, купечество, крестьяне, мещанство и т.д.
Экономический статус. Капиталистическая система хозяйства. Наемные рабочие, собственники, арендаторы. Монополии – картели, синдикаты, тресты, концерны.
Религиозный статус. Церковь подчинена светской власти.
Территориальный статус. Деление на губернии, области, уезды, станы, 9/10 населения проживает в сельской местности.
1917-1990 годы.
Политический статус. СССР – федеративная форма государственного устройства. Форма правления – республика. Высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Должность Генерального секретаря. Однопартийность – Коммунистическая партия. Судебная система – Верховный суд, Арбитражный суд, районные народные суды и военные суды. Был отменен суд присяжных. Прокуратура, милиция. Ликвидация сословий и титулов. Для населения устанавливается общее наименование – гражданин. Правовой статус – 1918 год (принятие первой конституции). Женщины юридически уравнены в правах с мужчинами. Избирательное право. Всеобщая обязанность трудиться.
Экономический статус. Отмена частной собственности. Единственная форма собственности – социалистическая. Национализация земли, промышленности, банков, транспорта. Коллективизация (колхозы, совхозы). Ликвидация предпринимательства. Отмена наемного труда. Рабочие, служащие, колхозники. Планирование – пятилетки.
Религиозный статус. Церковь отделена от государства.
Брачно-семейный статус. Декрет о гражданском браке, регистрируемом в соответствующих государственных органах. Добровольность вступления в брак. Равноправие супругов.
Территориальный статус. Федеративная форма государственного устройства. Республики, автономные области, края, районы.
Национальный статус. СССР – многонациональное государство, где более 100 национальностей и народностей.
Культурный статус. Система обязательного народного образования. Всеобщее среднее образование. Бесплатное обучение. Единые организации творческой интеллигенции (например, Союз писателей, Союз композиторов и т.п.) Метод социалистического реализма.
Профессиональный статус. Появление большого количества новых профессий, например, тракторист, милиционер, космонавт и т.д.
После 1990 года.
Политический статус. Ликвидация СССР – образование СНГ Должность Президента. Законодательный и представительный орган – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Многопартийность, введение альтернативных выборов с участием всех политических партий и движений. Образование Конституционного Суда. Возрождение суда присяжных. Двойное гражданство. Появление городских дум, должностей мэра, губернатора. Правовой статус – свобода слова, передвижения и т.п. Экономический статус. Рыночная экономика. Многообразие форм собственности (частная, государственная, муниципальная и т.д.) и их равноправие. Разгосударствление собственности и приватизация. Развитие различных форм хозяйствования – аренда, акционерные общества, кооперация, фермерство. Появление предпринимательства. Биржи, коммерческие банки, фирмы.
Религиозный статус. Свобода вероисповедания. Создание различных религиозных объединений. Территориальный статус. Свобода передвижения. «Открытые» границы.
Профессиональный статус. Появление новых профессий – менеджер, аудитор, брокер и т.д.
Комментарии. Из шести приведенных вариантов решения задания не все являются правильными. Намеренно не указываю, какие именно. Вам предстоит догадаться об этом самостоятельно, используя материал темы 3. Решая проблему, аргументируйте свой ответ.
Задание 2 Влияние сообщества на общество
Формулировка задания: Постройте схему того, как идеи, возникшие в узком кругу людей (сообществе), позже проникают в широкие массы и становятся общественными идеями. На конкретных примерах опишите каналы и этапы распространения частных идей, ставших общественными.
Вариант 1
Объясним механизм проникновения идей сообщества в широкие общественные слои на примере избирательной кампании (рис. 3.14).
Выбор в районные советники. Некоторое сообщество выдвигает одну кандидатуру в органы местного самоуправления. Например, кандидат в районные советники делает акцент на окружающую среду. Сначала он предлагает предвыборную программу. Потом изучает пожелания и проблемы людей, живущих в этом районе. Например, возьмем 6-й район Зеленограда. В этом районе находится Черное озеро, которое со временем стало зарастать и теперь купаться там жители района не могут. Также, например, очень волнует людей вопрос о детских площадках в районе.
Хороший кандидат, изучив все пожелания, сумеет завоевать и использовать общественное мнение для достижения своей цели. Необходимо грамотно составить лозунги, в которых бы отражались мечты избирателей. Сильное влияние на общество оказывают средства массовой информации и встречи с избирателями. Каждый человек ориентируется при выборе кандидата на себя, расценивая, как на нем отразится политика, которую будет проводить кандидат. Если кандидат привлечет на свою сторону человека, который пользуется авторитетом в обществе, то это поможет получить большее количество голосов избирателей. Заручившись поддержкой общественности, кандидат должен начать осуществлять свою политику. Это может произойти в трех случаях, когда: 1) кандидат приходит к власти мирным путем (через выборы); 2) кандидат приходит к власти в результате революции; 3) сообщество во главе с кандидатом не приходит к власти, но имеет на нее большое влияние.
Вариант 2
Под сообществом мы понимаем семью, соседей, друзей, рабочий коллектив (то есть это ближайшая среда человека). Огромное влияние на формирование определенных мировоззрений, ценностей, идей в сообществе играет политическое, экономическое, социальное и культурное развитие страны в определенную историческую эпоху. Именно установившиеся в историческом времени ценности, идеалы, традиции, обычаи и нормы поведения формируют общественное мнение.
В своей работе «Общественное мнение» Г. Тард утверждает, что общественное мнение порождается «публикой», а основой для возникновения последней являются чисто духовные процессы, общение. Таким образом, общественное мнение формируется именно толпой, основной массой населения, а также может передаваться из поколения в поколение.
Итак, элементы культуры, сформировавшиеся в отдельных сообществах, дополняют друг друга и образуют собой целостный механизм поведения.
Общественное мнение – это промежуточная ступень между ценностями сообщества, переходящими в ценности общества.
Для того чтобы ценности сообщества стали ценностями общества, они должны прежде всего закрепиться в сознании основной массы населения, а уже затем, твердо убежденные в своих идеалах и целях люди занимаются пропагандой своих убеждений среди оставшейся «неверующей» части людей (рис. 3.15). Важнейшим фактором формирования общественного мнения являются СМИ.
Приведем конкретный исторический пример. В начале XIX века не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и интеллигенции, но и помещики-крепостники осознали необходимость кардинальных перемен, ликвидации крепостного права и принятия активных мер для прогрессивного развития экономики страны. Вследствие чего стали возникать тайные организации, цель которых – смена существующего строя, демократические преобразования. Но широкие народные массы были темны, необразованны и забиты, кроме того, у них сохранялись монархические иллюзии. Поэтому задачей различных тайных организаций (а после и политических партий) было именно просвещение народа, распространение среди масс новых идей, ценностей, тем самым они пытались внедрить новые установки и настроения. Мы знаем, что впоследствии политическим организациям удалось сформировать новое общественное мнение, распространить свои духовные ценности и убеждения не только в отдельных сообществах, но и во всем обществе. Что и привело к ликвидации самодержавия и приходу к власти большевиков. Вот яркий пример того, как идеи сообщества постепенно проникают все глубже и глубже в общественное сознание, а затем становятся всеобщей идеологией.
Вариант 3
Прежде всего надо сказать, что, по всей видимости, не существует единого механизма этого процесса, соответственно описание его будет весьма условным и схематическим. Предполагается, что этот процесс состоит из нескольких элементов или этапов. Перечислим и охарактеризуем их:
На первом этапе, назовем его «соотнесение ценностей», необходимо проанализировать, каковы сами по себе ценности (представления о добре, зле, справедливости, лучшем государственном устройстве и пр.) и идеи такого сообщества и как они соотносятся с ценностями, идеями, культурой большого общества (под ценностями и идеями «большого общества» я буду понимать официальные ценности и идеи общества, установленные государством). Если данное сообщество принимает все ценности данного общества, но добавляет к этим ценностям свои собственные не противоречащие (или практически не противоречащие), то на этом весь процесс и остановится. Например, такое сообщество, как «коллекционеры марок», принимает все ценности большого общества, но добавляет свою, не противоречащую обществу ценность – марки, собирание марок. По всей видимости, никакой борьбы такого сообщества с обществом не будет, да и само общество вряд ли когда-нибудь усвоит подобные ценности (хотя это возможно, если у власти окажется представитель данного сообщества, то при определенном желании и возможностях он сможет добиться всеобщего признания этой ценности). Уже сложнее обстоит дело, например, с таким сообществом, как «Общество любителей пива». Оно в принципе признает все ценности общества, добавляя свою – потребление этого слабоалкогольного напитка. Если трезвость, «непотребление» спиртных напитков – одна из ценностей общества, то произойдет переход к следующей стадии – «выбор способа взаимодействия». Если же отношение к алкоголю никак не входит в систему ценностей (или оно нейтральное), то на этом процесс останавливается. Таким образом, переход к следующему этапу осуществляется только при том условии, что ценности сообщества противоречат ценностям общества, идеи сообщества оппозиционны идеям общества. Такие сообщества, как правило, нелегальны или полулегальны.
Второй этап. «Выбор способа взаимодействия». Здесь проблема выбора стоит как перед сообществом, так и перед обществом. Здесь может быть три принципиальных варианта у сообщества:
«Наступательный» – стремление распространить свои ценности за пределами сообщества, расширение сообщества.
«Игнорирующе-оборонительный» – позиция «невмешательства», сообщество стремится не вступать в конфликт с самим обществом, признавая, что ценности принадлежат только самому сообществу, отказываясь от идеи расширения насильственным путем. Здесь действие по принципу: «Мы вам не мешаем, вы нам не мешайте».
«Самоуничтожение» – самый маловероятный вариант, когда само сообщество признает свои ценности вредными, для общества и «самораспускается», либо корректирует свои идеи и ценности.
В соответствии с выбором сообщества общество делает соответствующие «ответные» шаги:
«Наступательный» шаг – действует по принципу «враг должен быть уничтожен».
Адекватный шаг – признание в рамках сообщества его ценностей, не вполне адекватный, идентичен первому шагу. Это можно пояснить на примере. Ценностью гипотетического общества является свобода вероисповедания, хотя официальной религией провозглашено, например, православие. Поэтому фактически признаются права всех церквей и сект. Группы людей имеют право исповедывать ту или иную религию. Неадекватной в этом случае будет такая реакция государства, которая направлена на уничтожение подобных сект и организаций.
Реакция фактически отсутствует.
Понятно, что при выборе сообществом второго или третьего варианта действия и адекватной реакции общества на это не происходит перехода на новый этап взаимодействия общества и сообщества. При выборе второго варианта устанавливается своеобразный пакт, при нарушении которого (или при выборе неадекватной реакции одной из сторон на действия другой) фактически осуществляется переход к первому варианту взаимодействия, в результате чего осуществляется переход на следующий этап. Например, в какой-то стране сообщество наркоманов может быть признано государством при том условии, что оно остается замкнутой системой, то есть не осуществляет «захват» новых членов. Иными словами, государство «закрывает глаза» на ценности этого сообщества до тех пор, пока это сообщество не начинает расширяться, превращаясь в своеобразную «раковую опухоль» общества.
Третий этап – «Борьба». Этот этап возможен при выборе сторонами первого варианта взаимодействия. Способы борьбы могут быть разными. Рассмотрим этот процесс на примерах.
Например, сообщество декабристов. Это сообщество носило полулегальный характер, и его ценности были явно оппозиционны по отношению к государственной власти, то есть официальным ценностям общества. Образовавшиеся первые сообщества («Союз спасения» и «Союз благоденствия») не вели борьбы в буквальном смысле этого слова: для достижения своих целей они участвовали в общественной жизни, в деятельности легальных научных и литературных сообществ (это был их способ борьбы). Когда они осознали несоответствие их средств с целями, они самораспустились. Образовавшиеся Северное и Южное общества были уже более радикальны. Например, Южное общество для достижения своих целей считало необходимым создание революционного правительства с диктаторской властью. Их непосредственная борьба выразилась в выступлении 14 декабря 1925 года и окончилась поражением. Но такое понимание «борьбы» (то есть только как вооруженное выступление) слишком узко. Их борьба началась задолго до 14 декабря, это были мирные формы борьбы, заключавшиеся в захвате «своими» людьми мест в государственном аппарате, расширение своей опоры (в основном через убеждение) и пр. Важно то, что декабристы главную опору видели не в народе, а в армии, офицерстве, в результате чего, по словам Н. А. Бердяева, не имели опоры «ни в более широких кругах верхнего слоя дворянства и чиновничества, ни в широких массах, веровавших в религиозное освящение власти царя. И они были обречены на гибель». Именно отсутствие поддержки со стороны общества, отсутствие общественного мнения на их стороне предопределило их поражение.
Таким образом, важнейшим компонентом борьбы является привлечение на свою сторону общественного мнения (этим могут пользоваться обе стороны). То есть для официального утверждения своих ценностей необходимо распространение своей идеологии в народе. Это понимали народники 70-х гг. XIX века, организовавшие знаменитые «хождения в народ». Однако из-за целого ряда причин (в частности, народ имел принципиально иное миросозерцание и иные верования) их попытка провалилась.
Этим прекрасно воспользовались большевики, начав пропаганду среди рабочих, которые оказались «прирожденными революционерами», в результате активность убежденных рабочих компенсировала их немногочисленность (не более 20% населения).
Идеи проникают в массы, становясь «материальной силой общества» (В. И. Ленин), причем этой силой может «руководить» сообщество. Таким образом, при поддержке общественного мнения сообщество реально сможет осуществить переворот, причем необязательно насильственный, как это произошло в России в 1917 году. Правящие круги теоретически могут действовать тремя способами:
попытаться влиять на общественное мнение с целью привлечения общества на свою сторону;
идти на уступки общественному мнению, а значит и сообществу, утверждая в качестве официальных ценностей все или некоторые ценности сообщества;
насильственно уничтожить сообщество, что может при вести к большему усилению отрицательного общественного мнения по отношению к власти.
При бездействии или неадекватных действиях правящих кругов возможен государственный переворот, который приведет к установлению новых ценностей и идеалов сообщества в обществе, например, идеалы «свободы, равенства и братства».
Таким образом, в механизме проникновения идей и ценностей сообщества в большое общество и подчинение этими идеями общества центральную роль играет отношение к власти и к общественному мнению. Сообщество может влиять на власть как непосредственно, так и опосредованно, через общественное мнение. Однако если власть захвачена неким сообществом без опоры на общественное мнение, то при проведении политики насаждения чуждых ценностей и идеалов, общество свергнет такую власть путем поддержки такого сообщества, которое бы отвечало интересам этого общества, то есть механизм запускается заново.
Этот упрощенный механизм я попытался изобразить в виде схемы (рис. 3.16).
Вариант 4
Сначала идея зарождается в малой группе, а так как она требует изменения существующего строя, то находится в оппозиции к идеям, господствующим в момент ее зарождения. Далее идея должна распространиться на 15–20% общества (рис. 3.17).
Это еще не все общество, но это критическая масса, достаточная для распространения новых идей на все общество. Это необходимое количество лидеров, способных заразить идеей и повести за собой остальное население. Если критическая масса не набирается, то идея либо отвергается сразу, либо происходит попытка революционного введения новшества. Этот путь также обречен, так как большинство еще не готово поддержать нововведение. Такой пример – история декабристов. Было несколько кружков, состоявших из интеллектуалов, в которых родились прогрессивные для того времени либеральные идеи, но 15–20% населения эти идеи не завоевали, так как в такой форме их было трудно истолковать большой массе людей. Декабристы решаются на переворот, который заканчивается неудачей.
Следующий вариант распространения новой идеи, это набрать критическую массу сторонников, а затем завоевать и большинство населения. У государства в таком случае не остается выбора: либо идти на уступки и изменять существующие идеи (в таком случае государство пытается догонять общество), либо государство само сменят. Революционный переворот, поддержанный большинством населения скорее всего приведет к полной победе новой идеи, которую в свою очередь возведут в ранг догмы, и с которой будут бороться следующие поколения реформаторов и революционеров.
Выбор государством догоняющего пути вероятнее всего означает компромисс между новыми и старыми идеями. Новая идея будет медленно вытеснять старую и просто займет ее место, превратившись в господствующую. Таким образом, круг замкнулся. Если новая идея подчиняет себе все общество, то ей самой придется со временем выдерживать натиск последующих новых идей. Так было и с распространением христианства, и с Октябрьской революцией, и с диссидентским движением.
Вариант 5
В любом обществе существуют некоторые сообщества, с которыми люди себя идентифицируют. Понятие «сообщество» несколько уже, чем понятие «общество», потому что оно не во всем соответствует 8 признакам Шилза. В сообщества люди собираются, если их сплачивает какая-нибудь идея, имеются общие интересы. К тому же члены сообщества должны заниматься примерно одним видом деятельности и быть одного возраста, но это не всегда соблюдается.
Сообщества бывают разные (религиозные и т.д.). У них всегда свои идеи, которые они хотят принести в общество. Бывает, что идеи сообщества отторгаются обществом, но бывает, что они проникают в общество и закрепляются там надолго.
Но сначала рассмотрим те сообщества, которые борются за свои идеи в обществе. В большинстве своем такие сообщества радикальны, они хотят привить свои идеи обществу не эволюционным методом, а революционным. Яркий пример тому – народовольцы. Почему они предпочитают такой метод? Потому что они, как правило, молодые, которые не боятся изменений в общественном устройстве и вообще каких бы то ни было изменений. Сообщество – то обычно небольшая неформальная группа единомышленников, она оппозиционна консервативному обществу. Поэтому нередко идеи сообщества проникают в общество путем захвата власти на местах и путем насильственного устранения консервативных элементов от власти. Например, это произошло при Октябрьской революции 1917 года.