М. с. мацковский, д.г. олсон
Михаил Семенович Мацковский (1945—2002) — российский социолог, доктор философских наук, заведующий сектором социологии семьи Института социологии РАН, автор многих публикаций по социологии семьи, в том числе книг: «Современная семья и ее проблемы», 1978; «Молодая семья в большом городе», 1986; «Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики», 1989.
Д.Г. Олсон — американский социолог, профессор университета Миннесоты, специалист по проблемам семьи, автор ряда публикаций в этой области; например: D.H. Olson and others. Families, Whot Makes Them Work (rev. ed.). Newbyry Park, CA: Sage, 1989.
Оба автора — активные участники проекта «Семья на пороге третьего тысячелетия», выполненного российскими и американскими исследователями в конце 80-х — начале 90-х гг. По результатам проекта изданы американский (США, 1994) и российский (Москва, 1995) варианты совместной книги. Научные редакторы книги с российской стороны, авторы предисловия к российскому изданию А. И. Антонов и М.С. Мацковский отметили, что в итоге исследователи двух стран пришли к простому и ясному выводу: «не такие уж мы разные <...> далеко не все гладко в этой сфере в Америке и в бывшем СССР».
Ниже приведены фрагменты из первой главы российского издания книги. Они демонстрируют как общие черты, так и осо-
бенности развития семьи в России и США, что позволяет читателю конкретнее воспринять положения, изложенные в главе 7 базового пособия учебного комплекса.
Н.Л.
СЕМЬЯ В РОССИИ И В США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР*
Постоянные изменения характерны для жизни семьи как в российском, так и в американском обществе. Однако если природу социальных перемен в Соединенных Штатах правильнее всего было бы назвать эволюционной, то нынешние изменения в России являются подлинно революционными и соответственно оказывают кардинальное воздействие на психологические, социальные и экономические аспекты жизни
Именно в период кризисов возрастают ее роль и значение как важного буфера между индивидом и социальными переменами. Будучи одним из древних институтов общества, семья в той или иной форме сумела выжить в условиях всех известных исторических цивилизаций и культур. Она проявила себя как весьма функциональная социальная система, обладающая высокой способностью к адаптации в самой различной обстановке...
Несмотря на глубокие различия в идеологии и культуре двух стран, они неожиданно столкнулись с удивительно схожими типами проблем. В них были созданы крупные комплексные, многообразные, индустриальные общества. Оба государства в течение последних 50 лет выступали в роли «сверхдержав», хотя и находились на противоположных полюсах политического и экономического спектра. Возможно, их объективное положение как главных «врагов» в «холодной войне» способствовало возникновению тех общих культурных черт, которые удается распознать только теперь, когда во всем мире происходят фундаментальные геополитические и экономические изменения.
Если же говорить о более конкретном сходстве между американским и российским обществом, то некоторые наиболее значительные общие черты мы обнаруживаем и в проблемах, стоящих
* Цит. по: Семья на пороге третьего тысячелетия / Научн. ред.: А.И. Антонов, М.С. Мацковский, Дж.У. Мэдцок, М.Дж. Хоган. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. Глава 1. С. 9—27. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 7 базового пособия учебного комплекса по общей социологии.
перед семьей. Среди них изменение роли полов, противоречивость во взглядах на половую мораль, конфликт между поколениями, разводы и уход за иждивенцами...
Состав семьи
Как следует из переписи населения, проводившейся в бывшем СССР в 1989 г., 89 % его жило в семье. Остальные 11 % одиноки или находятся в различных организациях коллективного характера. Эти цифры оставались неизменными с 1979 г. В 1979 г. 66 % населения жило в составе нуклеарных семей с детьми или не имея детей, что несколько превышает соответствующую цифру 1989 г. — 63,5 %. Около 13 % из них были родители-одиночки (Семья в СССР, 1991; Киселева, Синельников, 1988).
В Соединенных Штатах за последние 30 лет традиционные ну-клеарные семьи оказались в меньшинстве. Термин «традиционная» мы относим к семье, где муж и жена живут со своими собственными детьми, где заработок мужа является основным источником дохода, а жена находится на положении домашней хозяйки. В 1950 г. такими были 70 % американских семей. Но в 1989 г. уже лишь 30 % семей в США отвечали этому определению (Glick, 1989). Семьи стали более разнообразными по своему составу, что вызвано прежде всего участившимися случаями разводов и повторных браков, но в определенной мере и тем, что все больше женщин принимают решение иметь детей, не выходя замуж. В 1989 г. в США из общего числа семей 62,8 % представляли собой пары, состоящие в первом браке, 17,1 % — в повторном браке, 11,3% — неполные семьи и 8,8 % составляли семейные структуры других типов (Glick, 1989).
В 1990 г. в США неполными были почти 25 % семей с детьми в возрасте до 18 лет (U.S. Bureau of the Census, 1992). Эта цифра была даже выше для испаноязычных американцев (30 %) и негритянского населения (54 %). Предполагается, что до 60 % американскихдетей, которым сегодня два года, окажутся в неполной семье еще до того, как им исполнится 18 лет (Brophy, 1986).
Как следует из данных 1988 г., относящихся к Советскому Союзу, только около 10 % детей моложе 18 лет жило в неполных семьях и 2 % проживали в семьях, где оба взрослых не были их биологическими родителями. В подавляющем большинстве случаев дети находились вместе с обоими родителями, причем часто в семью входили также деды и бабушки (Киселева, Синельников, 1988). Однако опрос, проведенный среди рабочих в Москве и Львове в
1988 г., показал, что только 8 % респондентов (все мужчины) не одобряют рождение женщиной ребенка вне брака, в то время как 54 % высказали свое одобрение при условии, что беременность является преднамеренной, а не случайной (Заикина, 1989). Матери-одиночки в СССР имели ряд общепризнанных привилегий при распределении жилья, помещении детей в детские учреждения, а также при устройстве на работу.
В обеих странах растет число повторно создаваемых семей. Одно из проведенных в Советском Союзе исследований показало, что 73,6 % мужчин и 62,9 % женщин вступают в повторный брак в течение 15 лет после развода, причем у многих это происходит значительно скорее. Что касается США, то почти 75 % разведенных мужчин и женщин в конечном итоге вновь заводят семью (Coleman, Ganong, 1990). В настоящее время около 17 % американских семей образованы в результате повторного брака одного или обоих партнеров, и это число возрастает.
Размеры семьи сокращаются и в США, и в бывшем СССР, где, например, коэффициент рождаемости упал с 2,8 детей на женщину в 1959-1959 гг. до 2,4 в 1969-1970 гг. и 2,2 в 1980-1981 гг. К 1987 г. эта цифра поднялась до 2,5, но к концу 1988 года вновь упала до 2,45. Для городского населения коэффициент рождаемости в 1988 г. составил 2,0 ребенка на семью (Киселева, Синельников, 1988). В связи с резким ухудшением социально-жилищной ситуации в России эта тенденция в 90-е гг. значительно усилилась. О коэффициенте 2,0 ребенка на семью, особенно в российских городах, сегодня приходится только мечтать. Дело доходит до того, что в ряде регионов смертность превышает рождаемость. В Соединенных Штатах этот процесс также ускорился — здесь произошло снижение с 3,6 детей в 1957 г. до менее чем 2,0 к 1985 г. Коэффициент рождаемости несколько выше для определенных этнических меньшинств (например, 2,3 для негритянского населения и 2,8 для испаноязычных американцев) (Рорепое, 1990).
Роль полов
Как Россия, так и Америка отличается большим числом семей с обоими работающими супругами. В конце 70-х гг. 92 % советских женщин в возрасте от 16 до 54 лет работали вне дома. Однако в последующие годы начался постепенный отход женщин от трудовой деятельности (во всяком случае, в течение полного рабочего дня), с тем чтобы уделить больше внимания воспитанию детей. В подавляющем большинстве случаев (80 % в 1983 г.) женщины не работали в течение первого года рождения ребенка, и благодаря законодатель-
ству, принятому в 80-х гг., многие из них продлевали отпуск, предоставляемый в связи с родами, на дополнительный период времени (Киселева, Синельников, 1988). Естественно, что с ухудшением экономического климата в 90-х гг. начались сложные процессы приспособления женщин к сложившейся неблагоприятной для их семей и лично для них ситуации.
Эта ситуация значительно отличается от положения в Соединенных Штатах, где степень занятости женщин всегда далеко отставала от Советского Союза, и лишь постепенно этот разрыв начал сокращаться. В 1940 г. лишь 27 % всех женщин в Америке работали по найму. К 1988 г. эта цифра возросла до 56 %. В настоящее время доля работающих женщин в возрасте от 25 до 54 лет там составляет 37 млн, или 75 %, т.е. примерно столько же, сколько в бывшем СССР (Matthews, Rodin, 1989)...
Характер брака
Внастоящее время в Соединенных Штатах средний возраст мужчин при вступлении в первый брак составляет 26,0 лет и женщин — 23,5 года. Это самый высокий возраст за всю историю США. В 1960 г. он составлял 22,8 года для мужчин (Glick, 1989). Подобная тенденция (повышения возраста вступления в брак) не наблюдается в России. Судя по результатам переписи 1989 г., мужчины в среднем вступают здесь в первый брак в 23,0 года, а женщины в 21,7 года. Эти цифры почти не изменились за время, прошедшее после предыдущей переписи 1979 г. (Демографический ежегодник, 1990).
В обеих странах браки становятся более гетерогенными с точки зрения происхождения партнеров. В США принадлежность к одной среде до сих пор является значительным фактором, способствующим заключению брака. В то же время там растет тенденция к открытости, т.е. к вступлению в брак людей, принадлежащих к разным этническим и религиозным группам (Fowers, Olson, 1989). Этническая и религиозная ситуация здесь наиболее точно может быть определена как «мозаичная», и семья выступает в роли «плавильного тигля», в котором сплавляются воедино различные культурные и иные традиции. Сравнение браков в Российской Федерации, заключенных в 1978 и 1988 гг., свидетельствует о том, что, как и в Америке, они все чаще совершаются между людьми, принадлежащими к разным национальностям. В 1988 г. 9,7 % русских мужчин и 11,1 % русских женщин вступили в брак с лицами других национальностей. Наиболее часто вступление в смешанные браки в России можно наблюдать среди немцев (64,4 % женщин и 67,6 % мужчин) и евреев (47,6 % женщин и 58,3 % мужчин) (Тольц, 1990).
Что касается основных тенденций в развитии института брака в США, то обобщенные данные о них представлены в таблице 1.7, где фигурируют пять ключевых показателей, свидетельствующих о наличии в этой сфере серьезных перемен.
Таблица 1.7