Критика немарксистских социологических теорий.
Критика немарксистских социологических теорий у В.И. Ленина охватывают широкий круг теоретических проблем, имеющих непосредственный выход на практически-политические вопросы революционного движения рабочего класса, защиты научного мировоззрения от буржуазного и мелкобуржуазного влияния, на вопросы стратегии и тактики партийного руководства классовой борьбой.
Прежде всего это углубленная разработка принципа марксистской партийности,
- это обоснование философского аспекта исторического материализма,
- далее, это развитие учения о диалектическом соотношении объективных условий и субъективного фактора,
- наконец, дальнейший вклад в теорию общественно-экономической формации и ее социальных законов, в теорию социальной революции, а также в учение о роли личности и народных масс в истории.
МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ: ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ
1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЙ, ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ:
Легальный марксизм — течение общественной мысли, возникшее в конце XIX века в России, предпосылкой зарождения и источником которого являлись:
- в узком смысле — произведения Карла Маркса;
- в широком смысле — и других авторов, развивавших идеи марксизма (напр., Ф. Энгельса), чьи труды могли попадать в поле зрения исследователей.
Легальный марксизм – идейно-политическое течение части передовой российской буржуазии, пытавшейся использовать для обоснования развития капитализма в России отдельные положения экономического учения Маркса
Возникло в 90-х гг. 19 в.
В.И. Ленин охарактеризовал это течение как «отражение марксизма в буржуазной литературе».
Главные представители П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев – выступали в легальной прессе (отсюда название), издавали журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь».
«Легальным марксистам» была чужда идея пролетарского социализма, но их вполне устраивало, что марксизм обосновывал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом, доказывал закономерный характер смены феодализма капиталистической общественно-экономической формацией.
Легальные марксисты выступили против народнической идеологии, против положения о том, что развитие капитализма в России есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма.
Для доказательства своих взглядов они использовали положения теории марксизма о закономерности развития капитализма и его преимуществах перед феодализмом.
При этом они отрицали наличие антагонистических противоречий, характерных для капитализма и ведущих его к гибели, считали, что происходит затухание классовой борьбы, и категорически выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Противоречивый в теоретическом отношении, легальный марксизм в то же время четко выражал стремление буржуазных теоретиков «... взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии... и отбросить только живую душу марксизма, только его революционность».
Революционные марксисты объединились с легальными марксистами для борьбы с народничеством.
Однако ко времени выхода «Искры» (декабрь 1900) легальный марксизм как идейное течение перестал существовать.
В дальнейшем бывшие лидеры (Струве, Туган-Барановский и др.) стали врагами большевизма, составив ядро буржуазной кадетской партии. После Октябрьской революции 1917 они входили в состав контрреволюционных белогвардейских правительств, а в эмиграции вели активную антисоветскую деятельность.
Русский легальный марксизм, с одной стороны — локальный феномен, а с другой — объективно обусловленный этап развития марксизма как учения в глобальном, общемировом масштабе.
Размежевание между знатоками Маркса по признаку отношения к революционным аспектам его учения происходило не только в России, но и во всём мире. В этом смысле легальные марксисты предреволюционной России имеют генетическое сродство с ревизионистскими течениями той же эпохи на Западе.
2. П.Б. СТРУВЕ – ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ МАРКСИЗМА:
Работы: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», «Моим критикам».
Известен как аналитик работ Маркса, но не хотел, чтобы его относили к определенной доктрине.
В работах Маркса излишний догматизм и недоучет этического момента эволюции, необходимо расчленить теорию Маркса для дальнейшего изучения. В России же Марксизм выполнил свою задачу – доказал необходимость капитализма, теперь необходимо идти дальше.
Подвергая критике народников как защитников мелкого производства, Струве в то же время восхвалял капитализм, усматривая в нём высшую ступень развития общества, призывал «признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму», замалчивал его классовые противоречия.
Он пытался подправить учение Маркса о государстве, подменить марксистскую теорию революционного ниспровержения капитализма либеральной теорией реформирования буржуазного общества.
Понимание роли социальных реформ:
Не хотел причислять себя к той или иной доктрине.
Анализируя работы Маркса, отмечает что Маркс, отрицая этический момент социальной эволюции впадает в излишний догматизм.
Марксизм выполнил свою задачу, т.е. доказал необходимость формирования капитализма, теперь нужно идти дальше, т.е. отказаться от нетерпимого догматизма марксизма.
Экономический материализм подчиняет идею факту, а сознание и долженствование – бытию. При этом выдвигается принцип подчинения индивидуального социальному целому.
Попытался сравнить основные положения субъект. школы и марксизма: решающую роль в познании играет всеобщее сознание в форме общезначимых и обязательных логических принципов, поэтому в духовном отношении люди гораздо менее индивидуальны, чем в телесном.
Индивидуальное сознание не должно рассматриваться как первичный факт в социально-экономическом материализме: снимает проблему личности, т.е. игнорирует ее как ничтожную величину.