Результаты исследований, проводимых в рамках реализации проекта
Федеральное государственное казённое
Общеобразовательное учреждение
«Кызылское президентское кадетское училище»
«Формирование российской идентичности у обучающихся общеобразовательных учреждений»
Авторы:
Сотнам Тимур, 31 взвод
Кыргыс Алдын-Херел, 22 взвод
Монгуш Кудер, 21 взвод
Научный руководитель:
Шмит И.Д., педагог-организатор 2 учебной роты
Кызыл
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Результаты исследований, проводимых в рамках реализации проекта:
1. Теоретические основы изучения гражданской (российской) идентичности……………………………………………………………………...6
2. Изучение сформированности российской идентичности у кадет Кызылского президентского кадетского училища (по результатам социологического опроса) ………………………………………………………17
3. Рекомендации по формированию и укреплению российской идентичности среди кадет Кызылского ПКУ…………………………………..26
Заключение…………………………………………………..……………….28
Список использованной литературы и источников……………………30
Приложения…………………………………………………………………..32
Пояснительная записка
Актуальность исследования.Россия является многонациональным государством, которое отличается большим этнокультурным многообразием. Согласно данным переписи населения 2010 года, в России проживают представители более 200 национальностей.[1] Важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции Российской Федерации.
В последние десятилетия в России гражданская идентичность превратилась в актуальную проблему. Это связано с потребностью в формировании и укреплении идей, способствующих объединению российского народа, который включает в себя разные этнические группы. Представители разных национальностей на территории России должны чувствовать себя единым целым – частью российского народа. Когда народ страны является сплоченным, единым, то и само государство способно выстоять под напором внешних угроз.
Рассмотрение вопроса о формировании российской идентичности у обучающихся общеобразовательных учреждений является очень актуальным. Чтобы воспитать истинного патриота и ответственного гражданина России, нужно, в первую очередь, сформировать у него чувство принадлежности к государству и сообществу граждан, позитивное отношение к своему гражданству. А эти задачи достигаются, главным образом, в общеобразовательных учреждениях, так как именно в школьном возрасте (с 7 до 15 лет) усваиваются основные человеческие ценности и приобретаются фундаментальные знания.
В образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации формирование и укрепление гражданского самосознания воспитанников особенно важно. В таких учебных заведениях воспитанников ориентируют, прежде всего, на служение Отечеству.
Изучение степени выраженности и способов формирования российской идентичности у обучающихся общеобразовательных учреждений представляет научный и практический интерес. Результаты такого исследования позволят выработать практические рекомендации для работы по формированию гражданственности обучающихся.
Цель проектасостоит в исследовании степени выраженности российской идентичности кадет Кызылского президентского кадетского училища и обучающихся одной из школ г. Кызыла и разработке практических рекомендаций по результатам исследования.
Задачи проекта:
1) изучить научную и методологическую литературу о гражданской идентичности;
2) провести исследования, направленные на выявление степени выраженности российской идентичности кадет Кызылского президентского кадетского училища и обучающихся одной из общеобразовательных учреждений г. Кызыла;
3) обобщить результаты исследования на основе интерпретации и сравнения полученных данных;
4) разработать практические рекомендации по успешному формированию российской идентичности у обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Тыва;
5) внедрить в образовательный процесс Кызылского ПКУ (в качестве эксперимента) выработанные в результате исследования практические рекомендации (или часть рекомендаций) – при согласовании с командованием училища;
6) разработать полный анализ реализации проекта, результативности практического (внедренческого этапа).
Практическая значимость результатов исследования.Результаты данного социально-исследовательского проекта могут быть учтены при планировании учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждений, проведении воспитательных мероприятий по патриотическому направлению, формированию толерантности.
Этапы реализации проекта.
I этап – январь-февраль 2016 года – вводный этап.
II этап – март 2016 года – апрель 2017 года – исследовательский этап
III этап – апрель-декабрь 2017 года – практический этап
IV этап – январь-апрель 2018 года – заключительный этап
№ | Название этапа | содержание | сроки | предполагаемый результат |
Вводный этап (подготовительный) | осознание проблемной ситуации, постановка целей и задач, планирование | январь-февраль 2016 года | Разработка и оформление самого проекта | |
Исследовательский этап | получение новых знаний – данных, выработка рекомендаций, предложений | март 2016 года – апрель 2017 года | Проведение исследований по теме, промежуточное представление результатов исследования. Оформление исследования в форме научной работы с практическими рекомендациями и ее защит на научно-практических конференциях. | |
Практический этап | решение практической проблемы: реализация выработанных рекомендаций | апрель-декабрь 2017 года | Ознакомление с полными результатами, выводами исследованиями с руководством Училища, обоснование выработанных рекомендаций, их внедрение в образовательный процесс Кызылского ПКУ в форме эксперимента. | |
Заключительный | анализ результатов проекта, обоснование выводов, защита завершенного проекта | январь-апрель 2018 года | Обобщение результативности внедрения в образовательный процесс Кызылского ПКУ практических рекомендаций. Анализ реализации проекта. Распространение полученного опыта |
Результаты исследований, проводимых в рамках реализации проекта