Раздел 5. Специальные социологические теории

Основная.

1. *Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах.: Учеб. пособие М., 1999.

2. *Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций. Ростов-н/Д., 2000.

3. *Дети – молодежь – общество. Форум-2000 / Ред.- сост. Ю.М. Александрович. Челябинск, 2000.

4. *Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории / Отв. ред. А.Г. Аганбегян. Новосибирск, 1991.

5. *Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

6. *Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

7. *Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: Мат. Междунар. Конф. (18-19 ноября 2000 г.; Москва, Россия) / Под науч. и общ. ред. И.М. Ильинского. М., 2001.

8. *Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие М., Аспект Пресс, 1997.

9. *Радугин А. А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций: Учеб. пособие 3-е изд., М., 2000.

10. *Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие М., 1999.

11. *Смелзер Н. Социология. М., 1994.

11. *Социология молодежи: Учеб./ Н. М. Баненко, Я. И. Гелинский, С.Н. Голод; Отв. ред В. Т. Лисовский Спб.,1996.

12. *Социология: Учеб. для вузов / Лавриненко В. Н., Лукашова Г. С., Останина О. А.; Под ред В. Н. Лавриненко, 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Раздел 6. Методология и методика социологического исследования.

Основная.

1. Андреенков В.Г., Войнов В.Д. Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2-х кн. М. 1990. 224 с.

2. *Бабанова О.Т., Козлов В.Н., Мартынова Е.А. Муниципальные аспекты доступности высшего образования: Методические рекомендации по организации прикладного социологического исследования. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005. 63 с.

3. *Белановский С.А. Метод фокус-групп. / Ин-т «Открытое об-во»; Ред. совет: В.И. Бахмин и др. М.: Магистр, 1998. 272 с.

4. *Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998. 226 с.

5. *Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учеб. пособие: М.: Изд-во МГУ, 1988. 232 с.

6. *Как провести социологическое исследование. В помощь идеологическому активу / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985. 224 с.

7. *Ноэль, Элизабет. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978. 380 с.

8. *Рабочая книга социолога / М.Н. Руткевич, В.Г. Андреенков, А.В. Кабыща и др., 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1983. 477 с.

9. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2000. 424 с.

10. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор академик РАН Г.В. Осипов. – М.: ИНФРМ-М – НОРМА, 1998, 482 с.

11. *Социология. Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 407 с.

12. *Юдина Т.Н. Методика и техника социологических исследований (Для студентов социол. фак.) М.: Союз, 1998. 79 с.

13. *Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. 332 с.

_________________________________

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО ТЕМЕ:

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЛГУ

В ГОРОДЕ ЮЖНОУРАЛЬСКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Челябинск

Раздел 5. Специальные социологические теории - student2.ru 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Методология исследования………………………………………………….……229

- Доступность высшего образования как актуальная проблема…………….……229

- Цель и задачи……………………………………………………………………….229

- Методы……………………………………………………………….……………..231

- Объект и предмет…………………………………………………………………..231

- Основные понятия…………………………………………………………………232

- Предварительное системное описание проблемы исследования………..……..234

- Гипотезы……………………………………………………………………………235

Методика исследования…………………………………………………………..236

- Обоснование выборки…………………………………………………………….236

- Инструментарий сбора информации:…………………………………………….236

1) анкета учащегося выпускного класса школы ДВО ВК………………………238

2) анкета родителя учащегося выпускного класса школы ДВО РВК…………...243

3) анкета молодого человека со средним образованием в возрасте от

17 до 30 лет ДВО М…………………………………………………………….247

4) опросный лист эксперта ДВО Э………………………………………………252

5) анкета выпускника ЧелГУ на базе Представительства в

Южноуральске ДВО В………………………………………………………..255

6) анкета студента ЧелГУ на базе Представительства в

Южноуральске ДВО С………………………………………….……………..259

7) опросный лист преподавателя ЧелГУ в Представительстве в

Южноуральске ДВО П…………………………………………………….……263

8) Памятка – задание анкетеру, интервьюеру………………………………...……266

Организация исследования…………………………………………………... ….267

- Заказчик и исполнитель, ВТК, хозяйственный договор или

соглашение о творческом сотрудничестве…………………………………………267

- Календарный план работ………………………………………………...………...272

- Литература…………………………………………………………………….……273

Заданиена математическую обработку информации с анкет ДВО - ВК,

РВК, М, Э, С, В, П…………………………………………………………..………276

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формулировка проблемы.

Реформы 90-х годов вызвали значительные позитивные и негативные изменения в системе образования России. В высшей школе ныне налицо самостоятельность учебных заведений, повышение статуса многих из них, расширение профиля подготовки специалистов и договорных (платных) форм образовательных услуг на рынке с ориентацией на потребности населения, расширение сети вузов и продвижение их в глубинку, в сохранении сети государственных и формировании сектора негосударственных учреждений высшего образования.

Вместе с тем, образование, как и все общество, оказалось в кризисе, режиме выживания, ослабло государственное влияние на развитие и функционирование высшей школы. Рынок, в свою очередь, не решает кадровые проблемы. Есть перепроизводство одних специалистов и недостаток других, часть выпускников не может устроиться на работу, в том числе по специальности, или не работает по ней. При всем том с реформами встала и остается острой проблема доступности высшего качественного образования, прежде всего для молодых людей из семей с низкими доходами, из отдаленных городов, районов, рабочих поселков и сел, инвалидов. Пути решения этой проблемы только нащупываются в последние годы в условиях трудного перехода образования в режим развития, поиска общественного согласия о путях его модернизации.

Цель исследования по доступности высшего образования:

выявить особенности, причины и следствия проблемы доступности высшего образования на уровне средних и малых городов, районов, возможные пути и формы ее решения.

Наши рекомендации