Глава II. Исторические и современные типы правопонимания. этих явлений. Образцом научного знания о мире позитивизм считал эмпирически проверяемое естественнонаучное знание
этих явлений. Образцом научного знания о мире позитивизм считал эмпирически проверяемое естественнонаучное знание, его антиподом — знание неэмпирическое, философское, так называемое метафизическое. Позитивизм отказывается оперировать знаниями, которые не могут быть проверены на истинность опытным путем. Научное знание может быть только позитивным, т. е. основанным на фактах, положительно известных нам из опыта. Применительно к теории права, полагали сторонники правового этатизма, это требовало сужения предмета данной науки до совокупности знаний об установленных государством правовых нормах и их взаимосвязях между собой, так как все иное, не проверяемое эмпирически, подпадало под разряд «метафизики».3
Согласно этатистскому подходу право всегда является созданием государства или по крайней мере всегда опосредуется государством для того, чтобы получить все свои правовые свойства и стать именно правом. Право в этом случае понимается каксовокупность норм (правил поведения),установленных или санкционированных государством в форме закона. Такое восприятие права возможно только в условиях секуляризованной (потерявшей свой религиозный смысл) правовой культуры, в рамках которой формируется принципиально иной архетип правовосприятия. Таинство «творения» права в этом случае переносится с Божества на само государство, получающего таким образом значение единственного правового демиурга (греч. demiourgos — творец). Логическим следствием этатизма является культ государства, а право оказывается своего рода евангелием от государства.4
Если естественно-правовой подход упрощал правовую действительность путем сведения ее к конкретному набору прав человека, то правовой этатизм сформулировал иную формулу редукции. Новая версия упрощения права заключалась в его сведении к знаковой системе, к тексту, и прежде всего к тексту закона; право фактически
3 Научный паевое позитивизма, его антиметафизическая направленность импонировали представителям всех вариантов правопонимания «реалистической» ориентации. Поэтому идеи позитивизма находили свое отражение и в социологическом правоведении, и в учениях психологической школы, но в правовом этатиз-ме раньше всех нашли свое «естественное» обоснование.
4 Малышев Г. В. Понимание права: Подходы и проблемы. М., 1999. С. 152.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
отождествляется с законом государства.5 Для человека, сформировавшегося в рамках подобной правовой культуры, классическое этатистское правовосприятие так же естественно, как естественна для человека, не знакомого с современной астрономией, но ежедневно наблюдающего восход и заход Солнца, убежденность в том, что именно Солнце вращается вокруг Земли.
Основными признаками права в этатизме признаются формальная определенность, понимаемая как фиксация правовых норм в писаном законе, и защищенность публичной властью государства. Иными словами, право — это внешний нормативный порядок, поддерживаемый при помощи физического принуждения со стороны государства. В свое время кредо этатистского подхода афористично сформулировал В. И. Ленин: «.. .право есть ничто без аппарата (государства. —Авт.), способного прилуждать к соблюдению норм права». В своей волюнтаристской трактовке тот же вариант правопонимания определяет право какволю государства (народа, класса),возведенную в закон.
Этатистский подход совместим с представлениями о произвольности права, о возможности его формального существования, при отсутствии реального правомочного и правообязанного поведения субъектов. Главное — получение устанавливаемыми государством нормами объективированной внешней формы в виде закона. Указанный подход обходит сторонойценностные аспекты права и его коммуникативную сущность, полагая, что они не затрагивают природу права. Поэтому вопрос о справедливости права, его нравственной обоснованности, соответствии общественному правосознанию, как и вопрос о его реальном действии в обществе, — исключался сторонниками правового этатизма из предмета юридической науки или признавался несущественным.
Видными представителями правового этатизма на Западе в XIX — начале XX в. былиИ. Бентам, Д. Остин, П. Лабанд, К. Берг-бом и др.
5 Данный аспект правопонимания находит наиболее полное выражение в разновидности правового этатизма — теорииправового нормативизма, видным представителем которого был австрийский правоведГ. Кельзен (1881-1973). Право трактовалось им как система иерархически построенных норм, устанавливающих акты принуждения (см., напр.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сб. переводов. Вып. 1. М., 1987. С. 53 и ел.).