Понятие и признаки общества
Термин «общество» пришел в социологию из обыденной речи, где никогда не имел четкого определения и мог обозначать любую группу людей (например, высшее общество или общество защиты животных).
В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества. В одном случае его понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом – как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем – как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, и т. д.
В современной социологии утвердилась многоаспектное понимание общества, включающее в себя различные трактовки, от весьма широкого до более или менее узкого смысла, вкладываемого в понятие «общество».
В широком смысле под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой совокупность всех исторически обусловленных и развивающихся способов и форм взаимодействия, объединения и организации людей, складывающихся в процессе их жизнедеятельности.
В узком значении под обществом понимается несколько явлений. Термин «общество» может применяться или для обозначения определенного этапа в развитии общества, или для характеристики того или иного его типа. В первом случае говорят об античном, феодальном, современном обществе; во втором – об обществе аграрном, индустриальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».
Именно такое понимание общества предлагает Н. Смелзер – это «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную социокультурную идентичность».
Вместе с тем следует иметь в виду и то, что в современной науке строго дифференцируются такие важнейшие и широко употребляемые понятия, как «страна», «государство», «общество». При всей своей взаимосвязи они не совпадают по значению.
Страна–часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство– политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
Общество – социальная организация данной страны, основой которой служит социальная структура.
Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.
При этом следует заметить, что в социологии не существует универсальной общепринятой классификации признаков, что еще раз свидетельствует о чрезвычайно сложной природе самого явления.
Согласно Э. Шилзу, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или любому объединению людей, если оно отвечает следующим признакам:
1) объединение не является частью другого целого, т. е. какой-либо более крупной системы (общества);
2) браки заключаются между представителями данного объединения;
3) пополнение численности объединения осуществляется главным образом за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
4) наличие определенной общей территории, которая считается собственной и является тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;
5) объединение имеет собственное название и собственную территорию;
6) у него есть собственная система управления;
7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) оно обладает развитой культурой – системой норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
Однако подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещавшиеся на территории небольшого городского микрорайона. Поэтому Р. Маршнемного изменил эти критерии, добавив к ним определенные условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
1) постоянная территория;
2) пополнение общества происходит в основном благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
3) развитая культура – модели культуры могут быть достаточно разнообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
4) политическая независимость – общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере.
В отечественной традиции распространение получила группа признаков, разработанных Е. М. Бабосовым.
Первымиз них является социальность (от латинского socialis –совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальнуюспецифику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник.
Второйотличительный признак общества – способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействиймежду людьми, которые действуют относительно друг друга.
Третьимпризнаком общества является территория,на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия.
Четвертыйотличительный признак общества составляет его существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени.
Пятыйпризнак общества – высокий уровень самоутверждения и саморегуляции.
Шестымсущественным признаком общества является наличие в нем специальных органов для осуществления его саморегуляции – социальных институтов. Социальный институт представляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества.
Седьмойотличительный признак общества состоит в том, что любые изменения и события, происходящие в нем, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей.
Восьмымотличительным признаком общества является наличие в нем социальной структуры.
В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи, как в прошлом, так и сейчас, нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму; М. Вебер – в ориентированных на других (т. е. социальных) действиях; Т. ПарсонсиР. Мертон – в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми рукодствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.
Во всех этих определениях выражен в той или иной мере подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Задачей системного подхода является объединение различных знаний по поводу общества в целостную систему.
Общество как система.