Компоненты структуры религии
¨ группы верующих; |
¨ символическая система(система действий по отношению к тому, что считается священным), |
¨ особая системаверований(вероучения, мифы), |
¨ ритуальная и культовая практика; |
¨ этос(система норм и ценностей группы), |
¨ мировоззрение(совокупность религиозных догматов), |
¨ религиозные организации и институты(церковь, религиозные общины, секты и т.п.). |
Теорию религиозных групппредложили Ч.Глок, Р.Старк, где в качестве необходимого условия возникновения новых религиозных обществ они рассматривали депривацию.
Под ДЕПРИВАЦИЕЙ понимают любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами или группами, или с определенным набором стандартов. |
Можно выделить пять типов депривации:
1. Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. |
2. Социальная депривация объясняет склонность общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше других, выражая эту оценку в престиже, власти, высоком статусе в обществе и возможности участия в социальной жизни. |
3. Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. |
4. Организмическая депривациясвязана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека: физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д. |
5. Психическая депривация возникает из-за образования у индивида/группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. |
Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Христа, само церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п.
СИМВОЛ - это обобщающий знак, содержащий указание на какие-либо стоящие за ним явления и вызывающий одинаковую реакцию у большой группы людей. |
Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия.
Различают верования:
¨ примитивные, разделяемые большинством и не требующие обоснования и доказательств |
¨ примитивные, разделяемые меньшинством и не требующие обоснования и доказательств |
¨ авторитарные верования, принимаемые личностью в силу подчинения группе; |
¨ требующие своего обоснования в виде ссылок на авторитетные источники, священные писания и пр.; |
¨ частные верования, обусловленные вкусами и индивидуальными предпочтениями. |
Характерная особенность религиозных образцов поведения и действия, резко отличающей их от нормативных образцов поведения в др. сферах человеческой деятельности, - преобладание в них эмоционально-аффективных моментов.
Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа (ритуальная практика), содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа.
К культовым действиям относятся
Ø религиозные обряды и церемонии,
Ø проповеди,
Ø молитвы,
Ø богослуженияи т.п.
Культовые действия рассматриваются верующими как акт непосредственного взаимодействия, контакта со священными объектами или божественными силами, которым они поклоняются.
Различают два основных вида культовых действий:
Магическое (колдовское) и
Умилостивительный культ.
ЭТОС - совокупность норм и ценностей, задающих и поддерживающих определенные “образцы” социального поведения и социального взаимодействия. |
Нравственные ценности заложены в основании всех религий. Они культивируются в социальной практике с помощью религиозных санкций.
Этические ценности религии сформулированы в Священном Писании и восходят к опыту основателей религий. Священные писания предполагают единую систему взглядов на мораль, назначение человека в жизни, отношения полов, социальную гармонию.
Донести до большинства членов общества суть религиозных переживаний позволяет
РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ - система социальных институтов, доктрин и учений, канонов и кодексов, которые служат для регулярного воспроизведения и социальной трансляции первоначального религиозного опыта. |
Наиболее крупные и авторитетныерелигиозные традиции современного мира- мировые религии –
Ø буддизм,
Ø иудаизм,
Ø христианство - православие и католицизм,
Ø ислам,
Ø индуизм,имеют тысячелетнюю историю.
Общей чертой религий является наличие
ТЕОДИЦЕИ - эмоционально удовлетворяющие объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти. |
Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.
Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации. Среди основных типов религиозных организаций выделяют
¨ церковь,
¨ деноминацию,
¨ секту
¨ культ.
Основной формой современной религиозной организации выступает ЦЕРКОВЬ.
ЦЕРКОВЬ Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как напр., православная или католическая церковь.)
В церковной организации выделяют две основные социальные группы, где распределяются роли, власть и авторитет:
1) клир - служители церкви, священники
2) миряне - рядовые члены церкви.
Священнослужители представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др., т.е. появляется ИЕРАРХИЯ.
Напр., в ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ существуют три уровня: епископство, священство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашеский обет, относятся к черному духовенству, остальные - к белому. Принять высокий сан епископа могут только представители черного духовенства. | ||
Белое духовенство | Черное духовенство | |
Епископство | Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ | |
Священство | Протопресвитер Протоиерей Иерей | Архимандрит Игумен Иеромонах |
Диаконство | Протодиакон Диакон | Архидиакон Иеродиакон |
ЦЕРКОВЬ – это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризуемая концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы масс людей на всех социальных уровнях и находящаяся в определенных отношениях с светской властью. |
Наряду с церковью существует еще особая форма религиозной организации - СЕКТА.
Различия между церковью и сектой проанализировал нем. М.Вебер. Им было предложено три критерия анализа религиозных организаций:
1) отношение к “миру” Если религиозная организация не противопоставляет себя существующей культуре и обществу, стремится к универсализму, то речь идет о церкви. В противном случае – при противопоставлении себя “миру”, осуждении его норм и ценностей как “ложных”, подчеркивании своей избранности и специфичности, можно говорить о секте. |
2) критерий членства Церковь как универсальная организация предъявляет умеренные требования к своим членам. Секта же требует беспрекословного подчинения ее нормам и авторитетам. Нравы здесь суровы, любое их нарушение жестоко карается. |
3) организационная структура В отличие от церкви, организация которой строится по бюрократическому принципу, секта основывается на харизме основателя, вере в его необыкновенные качества. |
СЕКТА- это религиозная группа, структурированная в организацию, чаще относительно немногочисленная, но иногда и массовая, занимающая бескомпромиссную позицию по отношению к церкви и миру, порой граничащую с политическим экстремизмом. |
Наряду с церковью и сектой некоторые исследователи выделяют промежуточную форму религиозной организации - ДЕНОМИНАЦИЮ.
Обладая схожими с сектой признаками, она отличается меньшей элитарностью и большей открытостью.
Не противопоставляя себя "миру", деноминация отличается от церкви меньшей связью с широкими слоями общества.
Ее характеризует меньшая степень универсальности, чем церковь, поскольку деноминация обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками.
Деноминации как социальной организации присуща тенденция к компромиссу со светской властью в отличие от секты, которая, как правило, стоит в оппозиции к государству, церкви и господствующей идеологии.
КУЛЬТ- это малочисленная религиозная группа с неразвитой организационной структурой. |
Наиболее значимой фигурой культа является харизматический лидер, и часто с его смертью культ распадается. Культ отличается от других религиозных организаций недолговечностью, локальностью, эклектизмом вероучения и экстремизмом.
Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свои объект на двух уровнях –
теоретическом и
эмпирическом.
На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, ее внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения. |
На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследования становятся религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни. |
На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают
¨ религиозность, ее уровень,
¨ степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания,
¨ религиозное поведение,
¨ религиозная группа (община, объединение верующих).
ПодРЕЛИГИОЗНОСТЬЮпонимается «определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему» (Д.М.Угринович, 1974), их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний |
Под УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОСТИпринято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных. |
Понятие СТЕПЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ отмечает интенсивность проявления этого признака (сильная / слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное/эпизодическое посещений богослужений и т.п.) |
С социологической т.зр. могут быть выделены следующие ВИДЫ РЕЛИГИЙ
¨ простая вера в сверхъестественное,
¨ анимизм,
¨ теизм,
¨ абстрактный идеал.
¨ Первый тип религии характерен для примитивных, доиндустриальных обществ, не включает в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил,оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей. |
¨ Анимистический тип религии признает существование духов в мире, души в каждой вещи. Эти духи не боги - им не поклоняются. Общение с ними достигается через магические ритуалы. Они могут быть добрыми или злыми или безразличными к людским делам. |
¨ В основетеистических религийлежит вера в богов как разумных существ, управляющих миром. Наиболее распространенной формой теизма является политеизм, вера во многих богов. Среди них выделяется «высший бог», или «отец богов». Другой формой теизма является монотеизм - вера в единого Бога. Эта вера лежит в основе мировых религий - иудаизма, христианства и магометанства. |
¨ Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, не предусматривают почитание богов, но сосредоточены на достижении идеалов в мышлении и поведении. |
ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ
пять этапов в развитии религии (Р.Беллом)
¨ На 1 этапе, ПРИМИТИВНАЯ РЕЛИГИЯ, существуют только две символические формы - ритуал и миф. ¨ Мирское и священное мыслятся как два взаимосвязанных способа мироздания. Религиозная организация как специфическая разновидность организации отсутствует. Верования и обряды существуют в пределах рода, клана, семьи. Первым религиозным институтом, возникающим в этот период, является шаманство, роль которого сводится к выполнению необходимых ритуальных услуг. |
¨ 2 этап, АРХАИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ,характеризуется появлением ранних форм религиозной организации, прежде всего культа. На этом этапе мифы и ритуалы систематизируются, а их толкование и исполнение закрепляются за определенными ролями. Пример - роль жреца, требующая определенных знаний и навыков, обретаемых в результате специальной подготовки. |
¨ 3этапИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ - характеризуется окончательным разделением сакрального и мирского. В этот период происходит становление основных религий - иудаизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, христианства и ислама. Окончательно оформляются религиозные догматы. Возникает и укрепляется институт церкви. Историческим религиям присущи: • идея единого бога; • отсутствие ориентации на конкретную группу (универсализм); • стремление индивида к спасению, которое мыслится как бегство от мира; • отделение религиозной организации от других форм соц. организации. |
¨ 4 этап– РАННЕ-СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ – отличается сдвигом ориентации к посюстороннему миру. Спасение уже мыслится не как бегство от мирской суеты, а как определенная модель поведения в миру. Система верований этого периода переформулируется т.о., что она не препятствует, а способствует социальным изменениям. |
¨ 5 этап - СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ- период смены носителя веры. ¨ Им становится не церковь, а личность, несущая ответственность за свои действия и самостоятельно решающая вопросы смысла жизни. Преодолевая неприятие мира, религия стремится разрешить противоречие между посюсторонним и потусторонним мирами. Главной функцией религии становится развитие культуры и индивидуальных ценностей |
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Термин «фундаментализм»вошел в употребление в 1920-х гг., возникнув применительно к протестантским сектам, противостоящим «модернизму» в христианстве. Позднее начался подъем фундаменталистских в исламских странах, сопровождаемый зарождением подобных течений во всех мировых религиях.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ сложился как течение, направленное против господствующей в современном мире секулярной идеологии.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
ПодСЕКУЛЯРИЗАЦИЕЙпонимается процесс уменьшения роли религии и усиления рационализации общественной жизни. Т.е. процесс лишения религиозных институтов социальных функций, высвобождения всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния, вытеснение светскими нормами норм религиозных. |
Термин секуляризациявпервые был использован в 1646 г. фран. посланником Лонгвилем на переговорах о заключении Вестфальского мира и подразумевал удовлетворение интересов победивших держав за счет конфискации монастырских владений.
Секуляризация церковного имущества очень широко практиковалась европейскими монархами в XVII-XVIII вв., в России, напр., Петром I и Екатериной II. Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан в начале Великой Французской революции, когда по предложению гражданина Талейрана Национальное собрание 2.11.1789 г. приняло решение: «Все церковное имущество находится в распоряжении нации». Это означало конфискацию церковного имущества, закрытие монастырей. |
В дальнейшем секуляризация стала трактоваться еще шире - как освобождение мирских дел от религиозного контроля. В XVII в. начинается секуляризация науки (Галилей, Декарт, Ньютон, Бэкон, Гоббс, Локк). Теология перестала считаться «царицей наук». Мировоззрение стало допускать не только религиозное объяснение мира. В общественном сознании во многом уменьшилось влияние религии как «путеводителя» человека при решении жизненно важных для него проблем.
Объективная сторона секуляризациисвязана с процессом индустриализации и является результатом сопутствующей ей рационализации. Современные СМИ и коммуникации, международный туризм оказывают мощное секуляризирующее влияние. Секуляризация вызывает изменения в системе социальной стратификации и институциональной структуры.
Процесс секуляризации имеет и субъективную сторону,связанную с секуляризацией сознания.Процесс секуляризации на уровне сознания ведет к относительности некогда абсолютных и безусловных ценностей и к плюрализму, вследствие чего возникает «кризис доверия» к религии. Все меньшее количество людей посещает религиозные организации и участвует в отправлении культов, но в то же время растет количество различных религиозных организаций, конкурирующих друг с другом. Индивид поставлен перед ситуацией выбора.
Тенденция к секуляризации в свою очередь порождает
ЭКУМЕНИЗМ - движение за объединение различных церквей и религий в противовес секуляризму и атеизму. |
Социологи усматривают причины секуляризации в рационализации социальных отношений,которая способствует сокращению области священного. Это явление было проанализировано еще Вебером и получило название "разволшебствения" мира.
Принципиальной чертой современного общественного развития России является возрождение и распространение религиозного сознания.
Современная религиозная ситуация характеризуется,
во-1-х, тем, что высвободившиеся из-под влияния и произвола все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести. |
Во-2-х, среди населения возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения. |
В-3-х, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов. |
И, наконец, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и др. явлений, граничащих с шарлатанством. В этом смысле общество повторяет уже знакомые в истории периоды Смутного времени. |
Принципиальное значение здесь имеют два измерения социальных взаимодействий:
а) отношение религии и государства и
б) религиозных конфессий между собой.
Конституция РФ определяет Россию как светское государство. Никакая религия может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства равны перед законом.
Необходимо отметить, что в двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не может быть реализована.
• во-1-х, путем подчинения религии государству, превращения её в зависимый придаток государства, т.к. потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией сакральности; |
• во-2-х, путем поглощения религией государства, обретения религией официального государственного статуса в качестве единой и обязательной формы верования, т.к. потеря теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания ведет к дискриминации и подавлению иных верований. |
Свобода совести, равенство вероисповеданий, независимость от государства могут быть реально обеспечены только при наличии демократического государственного и общественного устройства. Только в этих условиях обеспечивается свобода личности (свобода совести - ее важнейший ингредиент); гарантируется веротерпимость, равенство и свобода вероисповеданий; сохраняется светский характер государства; создается морально-нравственный, духовный базис общественного развития.