V. Подготовка к написанию курсового сочинения
Выбрав направление исследования и примерную тему своего будущего произведения, студенту необходимо ознакомиться в библиотеке с перечнем литературы, чтобы понять глубину и полноту освещения материала предшественниками, практические возможности к доступу литературы, выяснить наличие материалов статистики, обзоров и обобщений судебной практики, а при необходимости подготовиться к проведению самостоятельных социологических исследований. На этом этапе следует еще раз проконсультироваться со специалистами, чтобы грамотно отобрать необходимые источники.
На подготовительном этапе формируется лишь замысел будущей работы. План ее составляется спустя некоторое время. Предварительное составление плана курсового сочинения представляется нецелесообразным, так как автор не может точно и подробно выстроить структурную схему будущей работы, пока "строительный материал" им еще не изучен.
Далее нужно определиться с теоретическим обоснованием исследуемых проблем, поиском необходимой литературы, систематизацией отбираемого материала.
План будущей работы студент составляет в процессе ознакомления с различными источниками информации, уже имея черновики рукописи.
Подготовительный этап написания работы может включать в себя следующие моменты:
– поиск и отбор необходимой литературы;
– группировку и систематизацию материалов в соответствии с предварительным планом работы;
– прогнозирование вероятного результата своего исследования и т.д. Поиск литературы следует начинать в библиотеке университета. По уголовному праву издано несколько библиографических справочников, ознакомившись с которыми можно отобрать соответствующие теме исследования книги, статьи, другие материалы. К услугам студентов в нашем городе – фонды Российской национальной библиотеки, библиотеки Академии наук, библиотек других вузов, книжные магазины и ярмарки.
При подготовке материала для написания курсовых работ можно рекомендовать в качестве примерного перечня следующую литературу:
– законодательство;
– фундаментальные труды по проблемам философии, теории права и государства, теории уголовного права;
– монографии (научные труды по отдельным проблемам и темам); – научные статьи, опубликованные в журналах ("Государство и право", "Правоведение", "Законность" и др.); – статьи из сборников научных трудов; – статьи из материалов научно-практических конференций; – рецензии на опубликованные научные работы; – авторефераты диссертаций; – материалы печати; – научно-практические комментарии; – учебники;
– информацию, имеющуюся в автоматизированных компьютерных базах систем "Кодекс", "Гарант", "ЮСИС" и др.
Какие-либо рекомендации относительно порядка изучения литературы дать сложно, поскольку это связано как со множеством особенностей личности (психики, памяти, восприятия и т.п.), так и уровнем эрудиции, жизненным опытом, степенью усвоения материала, организованностью человека. Таким образом, подготовительный процесс сбора материала весьма индивидуален.
В большинстве случаев процесс отбора, изучения и систематизации материала проходит по следующей схеме: найдя необходимую книгу, статью, рецензию студент в соответствии с замыслом осуществляет общее, предварительное знакомство с ней. На что необходимо обратить внимание? На титульный лист, выходные данные, краткую аннотацию (если она есть), оглавление, введение, заключение. Подобное поверхностное ознакомление позволит студенту уяснить общее представление о тех научных проблемах, которые пытался разрешить автор книги. Оглавление поможет понять построение, последовательность и логику научного исследования. Отдельные названия глав и параграфов подскажут студенту направление собственного творческого поиска и составления плана в чистовом варианте.
Названия всех отобранных источников следует заносить на отдельные листы или карточки с краткими записями сути произведения, затем эти карточки группируются и раскладываются по главам и параграфам рабочего варианта плана курсовой работы. Количество источников на данном этапе работы может существенно отличаться от окончательного варианта списка, использованной литературы, который будет приведен студентом в своей работе. Как правило, подобные карточки заготавливаются впрок, с некоторым запасом, чтобы впоследствии была возможность выбора источника без дополнительного обращения в библиотеку.
Все собранные материалы автор приводит в определенную логическую систему. Затем начинается работа студентов по углубленному изучению книг, статей, материалов с конспектированием наиболее важных, с точки зрения автора, положений. Здесь также не надо бояться подробных записей исходных материалов. Последующая рациональная структура создаваемого сочинения может быть найдена лишь при составлении, анализе и оценке вариантов конструирования будущей работы.
К карточке, обозначающей соответствующую монографию, статью, необходимо делать выписки. Их рекомендуется заносить на отдельные листы, с записями только на одной стороне, чтобы в дальнейшем с помощью ножниц и клея была возможность располагать текст в необходимой последовательности, производить необходимые перестройки, объединять материал в соответствующие группы.
К выпискам следует точно указывать выходные данные (фамилия и инициалы автора работы, ее точное и полное название, место издания, издательство, год издания и страницы цитируемого текста). Эти организационные моменты помогут вам существенно сэкономить время, как при оформлении сносок, так и при составлении списка литературы.
Выписки необходимо делать рационально, что во многом зависит от уровня информированности исследователя. Для кого-то мысли, почерпнутые из книги ученого, являются уже известным фактом, другого – станут новостью. Но одно правило надо соблюдать всегда: выписки обязательно следует делать по поводу основных, узловых, принципиальных проблем темы исследования. Причем текст любого фрагмента работы должен представлять собой законченную мысль, согласованную с интересующей вас проблемой.
Довольно часто при конспектировании работ других ученых эвристика помогает вызвать к жизни ваши творческие находки. В этих случаях непременно следует зафиксировать мысль на полях либо на отдельной карточке и в дальнейшем, если она достаточно зрелая, использовать в тексте работы.
Законспектированные и собранные материалы лучше всего разложить по отдельным папкам, которые будут соответствовать разделам рабочего плана курсового сочинения. Собранная информация поможет вам определиться со структурой будущей работы, составлением плана ее написания в чистовом варианте.
VI. Составление плана курсовой работы
Проект плана необходимо согласовать с научным руководителем, так как он сможет подсказать наиболее оптимальный вариант по объему, характеру, направленности, логике изложения материала, сложности и другим важным критериям подготовки работы.
Не следует забывать, что в процессе написания сочинения так называемый "чистовой" вариант плана тоже может претерпеть существенные изменения.
Весь подготовительный этап изучения и конспектирования литературы поможет вам составить представление об условиях теоретических и практических проблем исследуемого направления, наметить путь своего творческого исследования, предвосхитить результат сочинения. По плану работы также можно составить представление об актуальности решенных проблем, объеме, сложности, глубине, логике изложения материала. Поэтому составление плана – весьма сложный и ответственный момент при написании курсовой работы. План должен быть детально продуман, взвешен, должен точно отражать суть написанного и быть логически стройно составлен.
Хорошо продуманный, четко составленный план представляет собой "скелет", стройную архитектонику будущего произведения. Он поможет впоследствии "смонтировать" научно-литературное произведение и является основой успешного процесса подготовки исследования.
Как правило, план курсовой работы состоит из трех частей – введения, основной части (от двух до четырех глав, вопросов) и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы, кратко характеризуется степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования. По объему введение должно составлять примерно 10 процентов текста работы, то есть 2–3 страницы машинописного текста.
Основная часть отражается в плане как детально зафиксированный перечень взаимно согласующихся и взаимно увязанных между собой вопросов, а при необходимости – параграфов и подпунктов к ним.
По объему это примерно 80 процентов текста, то есть 20–22 машинописные страницы.
В заключительной части курсовой работы проводится обобщение наиболее важных положений, делаются выводы, подводятся итоги раскрытия темы, обосновываются предложения по совершенствованию тех или иных аспектов проблемы.
Для заключения достаточно 5–10 процентов от общего объема текста (1–2 страницы).