Прикладная методология, методы
Лекция 1 (06.09)
В настоящее время наблюдается широкое использование методов социологической науки в управленческой деятельности, а также в процессе разработки и принятия управленческих решений, а также в оценке их эффективности.
Методы соц. науки позволяют рассматривать интересы широких слоев общества в самых различных сферах их жизнедеятельности - от экономики и политики до культуры и образования.
В России социология получила своё развитие ещё в дореволюционное время, однако, в условиях сталинского правления процесс её развития был прерван и лишь к концу 1950х - началу 1960х годов прикладные социологические исследования вновь активизировались.
Именно в это время появляются первые учебники и учебные пособия, которые стали основой возрождения советской школы социологии.
Основой советской научной школы прикладной социологии, относящейся к 1960м годам, послужили следующие книги:
1. Грушин Б. А. "Мнение о мире и мир"
2. Ядов В. А. "Методология и процедуры соц. исследования"
3. Рывкина Р., Винокур А. "Социальный эксперимент"
4. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации\ под редакцией Осипова В. В. и Коваленко В. Н.
Новый этап активности изданий по методам прикладной социологии приходится на 1970е - 80е годы:
1. Ядов В. А. "Социологические исследования. Методология, программа, методы" Москва; 1972
2. Лекции по методике конкретных социальных исследований\ под редакцией Андреевой Г. М. Москва, 1972
3. Рабочая книга социолога\ под редакцией Осипова В. В. 1983
4. Как провести исследование\ под редакцией Горшкова М. К., Шереги Ф. Э.
5. Журналы "Социс"
В последние годы 20-начала 21 века было выпущено много изданий, авторы которых стремились органично урезать проблематику как прикладной, так и общей социологии:
1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н. "Социология"
2. Волков Ю. Г. "Социология: лекции и задачи"
3. Ядов В. А. "Стратегия социологического исследования"
Принято выделять два уровня или два способа получения социологического знания
- эмпирический и теоретический. Анализ социологического знания также подразумевает использование этих двух способов одновременно.
Становление эмпирической социологии приходится на 1920е годы и связано с Чикагской школой. Методы сбора и анализа социологической информации этой школы используются и в настоящее время. Особенностью этих методов является то, что они нацелены на изучение конкретных фактов, социальных процессов и явлений, а также на создание функциональных и социальных технологий.
Эмпирический уровень также называют "микросоциология", поскольку он нацелен на изучение жизненной повседневности, ментальности, мотивации и поведения людей, на изучение их интересов и ценностных ориентаций.
Теоретическая социология носит также название "макросоциология" или "общей социологии". Она ориентирована на изучение явлений и процессов в масштабе общества и основана на анализе больших социальных общностей, взаимодействия социальных институтов и, в конечном итоге, призвана выявить закономерности и законы развития общества.
В настоящее время теоретический и эмпирический уровень познания социальной действительности является взаимодополняющим и взаимодействующим. Так, теоретическая социология использует инструментарий эмпирики для подтверждения или опровержения теоретических гипотез и для выявления законов функционирования и развитий общества в целом. С другой стороны, микросоциология использует методы и методологию, разработанную в рамках макросоциологии.
Одним из классиков умелого сочетания в своей научной деятельности эмпирической и теоретической социологии является Р. Мертон, который предложил наряду с макро- и микросоциологией выделять социологические "теории среднего уровня" (концепции). Такие конструкты используются и в современной социологии, где они именуются как специальные социологические теории, которые охватывают различные предметные области, позволяя объяснить и исследовать отдельные социальные факты, связанные с функционированием различных институтов общества. Таким образом, в рамках общей социологии были выделены такие её разделы, как социология права, семьи и т. д.
С одной стороны, специальные социальные теории опираются на общетеоретические разработки и общие методологические подходы к объяснению реальности, а с другой - используют эмпирические способы.
Таким образом, современная социология представляет собой трёхуровневый комплекс знаний - теории, концепции и методы.
Прикладная социология - система методических, методологических и процедурных правил и приёмов, направленных на изучение социальных фактов.
Метод - способ получения достоверной информации.
Методология - учение о способах познания мира.
Методология, с одной стороны, представляет собой систему теоретического знания (так как она объясняет конкретную предметную область), с другой - является инструментом познания.
Методология (по Батыгину Г. С.) представляет собой, во-первых, определенный взгляд на мир, во-вторых, техника получения знания (анкета, отчёт о результатах работы) и в-третьих, это этика, нормы поведения в обществе.
Ядов В. А. выделяет три основные функции методологии:
1. Ориентирующая - сосредоточивает усилия исследователя в области сбора данных
2. Предсказательная - устанавливает связи, взаимозависимости между явлениями и процессами, а также выявляет факторы, оказывающие влияние на силу связи между изучаемыми явлениями
3. Классифицирующая - систематизация фактов путём выявления характеристик и свойств изучаемых объектов или явлений.
Прикладная социология использует как общенаучные методы (дедукция, индукция, историзм, диалектика, системный анализ), так и специфические методы (опрос, наблюдение, эксперимент, исследование доказательств).
Техника - совокупность приёмов для эффективного использования конкретного метода (фото- киносъёмка, печатные издания, включённость исследователя в группу и др.)
Методика - совокупность технических приёмов, связанных с использованием выбранного метода.
Процедура - последовательность всех технических операция, способ организации исследования.