Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
Социология
массовых коммуникаций
Учебное пособие
Издательский дом ГУ ВШЭ Москва 2008
УДК 361.77(075.8) ББК 60.56 4-49
Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
X
Рецензент: доктор филологических наук профессор Е.Н. Пенская
ISBN 978-5-7598-0482-6
©Черных А.И., 2008 © Оформление. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предисловие..................................................................................................................... 9
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе
1.1.Роль коммуникации в обществе............................................................... 13
1.2.Коммуникация как передача знания 16
1.2.1. Свойства знания........................................................................... 18
1.3............................................................................................................................ Коммуникация и информация 27
1.3.1............................................................................................................................ Трансмиссионная модель К. Шеннона — У. Уивера
и ее применение........................................................................................ 28
1.3.2. Основные понятия теории информации 30
1.4. Межличностная и социокультурная коммуникация ………..34
1.4.1.Язык —основа коммуникации................................................... 35
1.4.2.Специфика социокультурной коммуникации
и ее функции........................................................................................... :..37
1.4.3. Культура как текст. Понятие дискурса………………40
1.5. Масса, массовое общество и массовая коммуникация……….43
1.5.1.Масса и массовое общество ...................................................... 44
1.5.2.«Толпа» и «масса»......................................................................... 45
1.5.3.Массовая коммуникация: содержание понятия................... 46
1.6. «Параметры» массовой коммуникации……………………….49
1.6.1.Масса, публика, аудитория........................................................ 50
1.6.2.Однонаправленность массовой коммуникации.................... 52
1.6.3.Роль технологий в массовой коммуникации......................... 54
1.7. Массовые коммуникации в социальном контексте………….56
1.7.1.Массовая коммуникация и развитие........................................ 56
1.7.2.«Зависимое развитие» и культурный империализм............ 58
1.7.3.За «новый мировой информационный порядок».................. 61
1.7.4.К «плюрализму» мировых коммуникаций............................. 64
Вопросы для самостоятельной работы....................................................... 68
Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт
2.1.Социологическое изучение социальных институтов....................... 69
2.1.1. Понятие социального института и история
егоизучения………………………………………………………..70
2.1.2. Институты и организации 74
Оглавление
2.2. СМИ как социальный институт.................................................................... 75
2.2.1. Специфические черты СМИ как социального
института........................................................................................................ 75
2.2.2. Масс-медиа и власть 78
2.3. Процесс формирования публичной сферы................................................ 79
2.3.1. Case-study — английские клубы................................................... 84
2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных
институтов................................................................................................................. 93
2.4.1. «Академический порядок знаний» — научная коммуникация...... 100
2.4.2. Массовая коммуникация как конституционно-правовая сфера... 103
Черты повседневного знания, или Мнения.............................. 104
Противоречивость конституционно-правового
порядка............................................................................................... 105
2.4.3. Глобализация и международный информационный
порядок.......................................................................................................... 109
2.5. Исследовательские перспективы............................................................... 119
Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 122
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
3.1. Свобода слова как нормативный принцип
деятельности СМИ................................................................................................. 124
3.2. Свобода слова и современные масс-медиа............................................. 129
3.3. Модели функционирования СМИ.............................................................. 133
3.3.1. Авторитарная теория...................................................................... 134
3.3.2. Советская система массовой коммуникации........................... 137
3.3.3. Либертарианская теория............................................................... 138
3.3.4. Теория социальной ответственности......................................... 142
3.3.5. Модель демократического представительства....................... 145
3.3.6. Модель развития.............................................................................. 146
3.4. К социальной теории медиа: основные требования............................ 147
3.4.1. Свобода.............................................................................................. 148
3.4.2. Разнообразие..................................................................................... 149
3.4.3. Качество информации.................................................................... 151
3.4.4. Социальный порядок и солидарность....................................... 152
3.4.5. Культурный порядок...................................................................... 153
«Культурное гражданство».......................................................... 154
Оглавление
3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия
журналистики.......................................................................................................... 156
3.5.1. Понятие власти (господства) и его смысл................................. 157
3.5.2. «Четвертая власть» versus социальная миссия........................ 159
3.6. Российские СМИ — четвертая власть?.................................................... 164
Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 174
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
4.1.Протокоммуникативистика — от Адама Смита
до Зигмунда Фрейда.............................................................................................. 175
4.2. Возникновение американской традиции
исследований СМИ: Чикагская школа............................................................. 187
4.2.1. «Первичная группа» — основа межличностной коммуникации (Ч. Кули) 189
4.2.2. Роль стереотипов в массовой коммуникации.......................... 190
4.2.3. Коммуникация как основа общества (Р. Парк)........................ 192
4.2.4. Концепция Г. Лассуэла.................................................................. 193
СМИ и пропаганда.......................................................................... 194
Структура коммуникации............................................................. 197
Анализ контроля сообщений........................................................ 198
Анализ содержания (контент-анализ)........................................ 200
Анализ аудитории и воздействия СМИ..................................... 204
Функции массовой коммуникации, по Г. Лассуэлу............... 206
4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой
коммуникации......................................................................................................... 207
4.3.1. Концепция П. Лазарсфельда........................................................ 211
Повторное открытие первичной группы.................................. 212
«Лидеры мнений»............................................................................ 213
«Личное влияние»............................................................................ 214
Двухступенчатая модель коммуникации.................................. 216
4.4. «Массовое убеждение»: исследования К. Ховланда........................... 218
4.5. Итоги второго этапа...................................................................................... 220
4.5.1. Развлечение — «наркотизирующая»
функция СМИ............................................................................................... 223
4.5.2. Типология функций (основных задач) масс-медиа
в обществе..................................................................................................... 228
Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 231
Оглавление