Модель престижного потребления 3 страница
2 Необходимо отметить, однако, не только то, что инструменты и методы, приме
няемые в социологическом (или другом научном) исследовании, должны отвечать ме
тодологическим критериям, но и что они также логически предполагают содержатель
ные теории. Как заметил в связи с этим Пьер Дюгем, научный инструментарий и экс
периментальные результаты, полученные в науке, пронизаны специфическими допу
щениями и общими теориями содержательного характера. La theorie physique (Paris:
Chevalier et Riviere, 1906), 278. — Примеч. автора.
циологии, экономике и психологии, не имеют аналогов среди специальных трудов в науках, уже давно достигших совершеннолетия. Каковы бы ни были их интеллектуальные функции, эти методологические произведения отражают перспективы еще только оперяющейся дисциплины, старательно представляющей свои верительные грамоты для получения полноправного статуса в содружестве наук. Но достаточно показательно, что примеры адекватного научного метода, используемые социологами в целях доказательства или объяснения, обычно взяты из других дисциплин, а не из самой социологии. Физику и химию двадцатого, а не шестнадцатого столетия берут в качестве методологического прототипа или образца для социологии двадцатого века, недостаточно понимая при этом, что социологию и эти науки разделяют века кумулятивного развития научных исследований. Эти сравнения неизбежно являются скорее программными, чем реалистичными. Более уместные методологические требования сделали бы разрыв между методологическими устремлениями и действительными достижениями социологии не столь заметным и менее обидным.
Общие социологические ориентации
Многое из того, что описывается в учебниках как социологическая теория, является общей ориентацией на получение содержательного материала. Такие ориентации скорее включают общие постулаты, указывающие, какие типы переменных надо каким-то образом учесть, но не уточняют определенные отношения между конкретными переменными. Хотя без этих ориентации обойтись нельзя, они дают лишь самые широкие рамки для эмпирического исследования. Хорошим примером подобных ориентации служит гипотеза «общей порождающей причины» Дюркгейма, согласно которой «определяющую причину социального факта следует искать среди предшествующих ему социальных фактов» и «социальный» фактор определяется как институциональные нормы, на которые ориентировано поведение3. Другим примером того же рода служит высказывание о том, что «в определенной степени полезно рассматривать общество как интегрированную систему взаимосвязанных и функционально взаимозависимых частей»4. К этой же категории имеющих большое значение общих ориен-
3 Durkheim, The Rules of SociologicalMethod, 110; L'Education morale (Paris: Felix
Alcan, 1925), 9—45, passim. — Примеч. автора.
4 Conrad M. Arensbcrgand Solon Kimball, Family and Community in Ireland (Cambridge:
Harvard University Press, 1940), xxvi. — Примеч. автора.
таций относится также установленный Знанецким, Сорокиным и др. «гуманистический коэффициент культуры». В заключение по поводу подобных общих ориентации можно сказать следующее: игнорируя их, исследователь в ущерб себе игнорирует упорядоченность фактов. Но они не содержат конкретных гипотез.
Главная функция таких ориентации — предоставить общий контекст для исследования; они облегчают процесс получения конкретных гипотез. Рассмотрим характерный пример: Малиновский был вынужден пересмотреть фрейдистское понятие эдипова комплекса, исходя из общей социологической ориентации, считающей формирование чувств обусловленным социальной структурой. Эта ориентация на специфику общества явно лежала в основе его исследований особого «психологического» комплекса в его отношении к системе взаимоотношений статусов в обществе, отличном по структуре от общества Западной Европы. Специальные гипотезы, использованные им в этой работе, совпадали с этой ориентацией, но не были ею предписаны. Иными словами, общая ориентация выявила релевантность некоторых структурных переменных, но по-прежнему оставалась задача отыскать конкретные переменные, которые надо включить в процесс исследования.
Хотя такие общетеоретические взгляды оказывают более сильное и глубокое воздействие на развитие научного исследования, чем частные гипотезы (они представляют собой матрицы, с которых, по словам Мориса Артю, «новые гипотезы слетают одна за другой без передышки, а за цветением этих гипотез быстро следует урожай фактов»), но все же они являются лишь отправной точкой для теоретика. Его задача — разработать конкретные взаимосвязанные гипотезы, заново сформулировав эмпирические обобщения в свете этих общих ориентации.
Кроме того, необходимо отметить, что растущий вклад социологической теории в родственные дисциплины больше относится к области общих социологических ориентации, чем к области конкретных подтвержденных гипотез. Развитие социальной истории, институциональной экономики и перенесение социологических подходов в психоаналитическую теорию означает скорее признание «социологического измерения», чем слияние конкретных теорий. Применяя свою теорию к конкретному социальному поведению, социологи стали обнаруживать в ней большие пробелы. Они не так уж часто демонстрируют социологическую наивность в своих интерпретациях. Экономист, политолог и психолог все чаще стали признавать: то, что они систематически принимали как данное, может представлять собой социологическую проблему. Но восприятие социологической точки
зрения часто оказывается бесполезным из-за недостаточного количества получивших адекватное подтверждение специальных (конкретных) теорий, например, теорий детерминантов человеческих потребностей или теории социальных процессов, связанных с распределением и отправлением социальной власти. Настоятельная потребность в том, чтобы заполнить соответственные теоретические пробелы в социальных науках, может со временем привести к созданию конкретных и систематических социологических теорий, решающих эту задачу. Одних только общих ориентации недостаточно. Вероятно, в этом контексте и прозвучала жалоба экономиста:
[Экономист всегда стремится соотнести свой анализ проблемы] с некими исходными «данными», то есть с чем-то, что находится за пределами экономики. Это «что-то» может быть явно очень далеким от проблемы в ее первоначальном виде, поскольку цепочки экономической причинной связи зачастую очень длинные. Но ему всегда хочется передать потом проблему какому-нибудь социологу, который ожидал бы этого. Но чаще всего этого никто не ждет1.
Анализ социологических понятий
Иногда полагают, что теория состоит из понятий. Это утверждение, будучи неполным, не является ни истинным, ни ложным, а просто туманным. Безусловно, концептуальный анализ, ограничивающийся уточнением и прояснением ключевых понятий, является неотъемлемым этапом теоретической работы. Но набор понятий — статус, роль, общность, социальное взаимодействие, социальная дистанция, аномия — это еще не теория, хотя он может входить в теоретическую систему. Поскольку у социологов существует сильное предубеждение по отношению к теории, эта мысль, возможно, возникла как протест против взглядов тех, кто отождествляет теорию с уточнением определений, кто ошибочно принимает часть теоретического анализа за целое. Теория начинается с того, что такие понятия обретают взаимосвязь и образуют систему. Понятия, таким образом, представляют собой определения (или предписания) того, за чем надо наблюдать; это переменные, между которыми надо искать эмпирические взаимоотношения. Как только предположения обретают логическую взаимосвязь, возникает теория.
5 J.R. Hicks, «Economic theory and the social sciences», The Social Sciences: Their Relations in Theory and in Teaching (London: Le Play Press, 1936), p. 135 [курсив мой]. — Примеч. автора.
I Мертои «Социальп. теория»
Выбор понятий, являющихся ориентирами для сбора и анализа данных, безусловно, играет решающую роль в эмпирическом исследовании. По этому поводу можно высказать пусть банальную, но очень важную мысль: если понятия отобраны так, что между ними не устанавливается никаких взаимосвязей, исследование будет бесплодным, вне зависимости от того, насколько тщательными являются последующие наблюдения и выводы. Важность этому трюизму придает мысль, составляющая его внутренний подтекст: одни только методы проб и ошибок в эмпирическом исследовании скорее всего окажутся сравнительно неплодотворными, поскольку число переменных, не связанных значимым образом, неограниченно велико.
Итак, одна из функций уточнения понятий — прояснение характера данных, относящихся к этой категории6. Тем самым оно уменьшает вероятность того, что с помощью данных понятий будут сделаны ложные эмпирические «открытия». Так, пересмотр Сазерлендом принятого понятия «преступления» является поучительным примером того, как такое уточнение приводит к ревизии гипотез, касающихся данных, упорядоченных с помощью этого понятия7. Он раскрывает внутреннюю неопределенность, характерную для криминологических теорий, пытающихся объяснить тот факт, что у низших сословий уровень преступности гораздо выше, по «официальным оценкам», чему высших. Эти «данные» по преступности (упорядоченные с помощью частного операционального понятия «мера преступности») привели к ряду гипотез, рассматривающих бедность, жизнь в трущобах, слабоумие и другие характеристики, которые считают тесно связанными с положением низшего сословия, в качестве «причин» преступного поведения. Стоит только'уточнить понятие преступления, соотнеся его нарушением уголовного права, и тем самым распространить его на «преступность «белых воротничков» в бизнесе и пре-
6 Как говорит Шумпетер о роли «аналитического аппарата»: «Если мы хотим го
ворить об уровнях цен и создать методы их измерения, мы должны знать, что такое
уровень цен. Если мы хотим наблюдать за спросом, у нас должно быть точное поня
тие его гибкости. Если мы говорим о производительности труда, надо знать, какие
утверждения верны относительно совокупного продукта за человекочас и какие еще
утверждения верны относительно частичного дифференциального коэффициента
совокупного продукта по отношению к человекочасу. Никакие гипотезы не входят в
такие понятия, которые просто отображают методы описания и измерения, они не
входят и в предположения, определяющие их отношения (так называемые теоремы).
И все же их создание является главной задачей теории и в экономике, и в других об
ластях. Вот что мы подразумеваем под инструментами анализа». Joseph A. Schumpeter,
Business Cycles (New York: McGraw-Hill Book Co., 1939), I, 31. — Примеч. автора.
7 Edwin H. Sutherland, «White-collar criminality», American Sociological Review, 1940,
5, 1 — 12. — Примеч. автора.
стижных профессиях (а эти нарушения гораздо реже отражаются в официальной статистике преступности, чем нарушения закона низшим сословием) — и уже нет такой сильной связи между низким общественным положение и преступностью, как предполагалось. Нет никакой необходимости дальше рассматривать анализ Сазерленда, чтобы на этом примере выяснить, в чем заключается функция уточнения понятий. Оно позволяет осуществить реконструкцию данных, указывая более точно, что именно в них включается, а что — нет. Это приводит к устранению гипотез, выдвинутых для объяснения ложных данных, так как подвергаются сомнению предположения, на которых были основаны изначальные статистические данные. Поставив знак вопроса рядом с молчаливо подразумеваемым предположением, лежащим в основе исследуемого определения преступности, — то есть с предположением о том, что нарушения уголовного права членами нескольких общественных классов репрезентативно представлены в официальной статистике, — это концептуальное уточнение имело непосредственное воздействие на суть теорий.
Сходным образом анализ понятий может часто разрешить кажущиеся антиномии в эмпирических сведениях, показав, что они скорее мнимые, чем реальные. Это связано отчасти с тем, что в изначально неточно определенные понятия были негласно включены существенно различные элементы, поэтому данные, упорядоченные с помощью этих понятий, отличаются по существу и демонстрируют мнимо противоречивые тенденции8. Функция концептуального анализа в этом примере состоит втом, чтобы сделать сопоставимыми (насколько это возможно) те данные, которые предстоит включить в исследование.
Пример, взятый у Сазерленда, просто подтверждает более общий факт, что в научном исследовании, как и в менее упорядоченных формах деятельности, наш концептуальный язык обычно фиксирует наши восприятия и, следовательно, мысли и поведение. Понятие определяет ситуацию, и исследователь реагирует соответственно. Эксплицитный концептуальный анализ помогает ему осознать, на что он реагирует и какие (возможно, важные) элементы он игнорирует. Данные, полученные Уорфом по этому вопросу, применимы с соответствующими поправками к эмпирическому исследованию9. Он обнаружил, что в своем поведении мы ориентируемся на языковые или понятий-
8 Тщательные формулировки этого типа анализа можно найти в Corrado Gini,
Prime linee di patologia.economica (Milan: Giuffre, 1935); краткое обсуждение см. в С.
Gini, «Un tentativo di armonizarre teorie disparate e osservazioni contrastanti nel campo
dei fenomenisociali», Rivistadi politica economica, 1935, 12, 1—24. — Примеч. автора.
9 B.L. Whorf, «Relation of habitual thought and behavior to language», in L. Spier, A.I.
Hallowell, and S.S. Newman (eds.), Language, Culture, and Personality (Menasha: Sapir
Memorial Fund Publication, 1941), 75—93. — Примеч. автора.
ные значения, передаваемые терминами, с помощью которых описывается данная ситуация. Так, когда перед нами предметы, которые мы концептуально описываем как «бочки с бензином», то наше поведение можно отнести к модальному типу: нужно быть очень осторожными. Но когда люди оказываются рядом с тем, что называется «пустыми бочками из-под бензина», они ведут себя совершенно иначе: они неосторожны, почти не следят за тем, где курят и куда бросают окурки. А ведь «пустые» бочки опаснее, так как содержат воспламеняющиеся пары. Это реакция не на физическую, а на концептуализированную ситуацию. Понятие «пустой» используется здесь двусмысленно: как синоним «бессилия, инертности, ничто» и как термин, применяемый к физическим ситуациям без учета таких «несущественных моментов», как пары и остатки жидкости в контейнере. Выраженное в понятиях представление о ситуации имеет второй смысл, а реагируют на эти понятия в первом, и в результате «пустые» бочки становятся очагами пожара. Выяснение того, что же именно означает «пустой» во всех многообразных формах дискурса, оказало бы огромное влияние на поведение. Этот случай может служить парадигмой функционального воздействия уточнения понятий на поведение исследователя: становится ясно, что именно происходит, когда он имеет дело с концептуализированными данными. По мере изменения его концептуального аппарата меняются результаты эмпирического исследования.
Это, однако, не означает, что имеющийся лексикон понятий раз и навсегда фиксирует восприятия, мысли и связанное с ними поведение. И это тем более не означает, что подобные обманчивые термины навсегда «встроены» в тот или иной язык (как склонен был утверждать Уорф в своей теории лингвистического бихевиоризма). Люди не заключены постоянно, как узники, в рамки понятий (часто унаследованных ими), которые они используют. Они могут не только вырваться из этих рамок, но и создать новые, более соответствующие данному случаю. И все же в любое время нужно быть готовым к тому, что главные понятия могут, и это часто случается, отставать от поведенческих требований конкретной ситуации. В течение этих иногда затянувшихся периодов отставания неправильно употребленные понятия наносят большой ущерб. Однако само это несоответствие понятия и ситуации, осознанное на горьком опыте, часто приводит к появлению исправленных и более адекватных формулировок. Задача состоит в том, чтобы понять, где происходит концептуальное отставание, и освободиться от неправильных познавательных моделей, которые оно обычно вызывает93.
9а Расширенное обсуждение см. в посмертно опубликованной книге избранных трудов: B.L. Whorf, Language, Thought and Reality (Cambridge: Technology Press of М.1.Т., 1956). Джошуа Уотмо критикует именно крайнюю позицию Уорфа в Language: A
Следующей задачей анализа понятий является разработка применительно к социальным данным наблюдаемых индексов, которыми занимается эмпирическое исследование. Первые попытки в этом направлении намечены в работах Дюркгейма (и являются одним из самых значительных его вкладов в социологию). Хотя его формализованные концепции в этом отношении не дотягивают до сложности более современных формулировок, он явно применял «опосредующие переменные», как их недавно описали Толман и Халл, и пытался установить индексы для этих переменных10. Проблема в том виде, в каком ее необходимо сформулировать для наших непосредственных целей, заключается в том, что речь идет об индексах ненаблюдаемых объектов или символических конструктов (например, социальной сплоченности); подтвердить адекватность этих индексов может только теория. Таким образом, анализ понятий служит единственным основанием, позволяющим критически оценивать, в какой мере произвольно постулируемые знаки и символы являются адекватным индексом для социального субстрата. Такой анализ позволяет определить, действительно ли данный индекс (или способ измерения) адекватно соответствует требованиям ситуации".
Modern Synthesis (New York: St Marttin's Press, 1956), 85, 186-187, 22,7-234. И все же прямые попадания Уотмо не разрушают позиции Уорфа окончательно, а лишь заставляют его отойти на более ограниченные и удобные для обороны позиции. Социально укоренившиеся понятия на самом деле влияют на восприятие, мысли и поведение, но структура языка предоставляет достаточный простор для замены несоответствующих понятий более подходящими. Положительный отзыв о взглядах Уорфа см. в Franklin Fearing, «An examination of the conceptions of Benjamin Whorf in the light of theories of perception and cognition», Harry Hoijer, ed. Language in Culture (University of Chicago Press, 1954), 47—81. — Примеч. автора.
10 Основная формулировка Дюркгейма, различным образом повторяемая в каж
дой его монографии, звучит так: «Надо... заместить ускользающий от нас внутренний
факт внешним, который его символизирует, и изучать первый через последний». См.:
Rules of Sociological Method, Chap, ii; Le Suicide (Paris: F. Alcan, 1930), 22ff. Более под
робное рассмотрение взглядов Дюркгейма на социальные индексы дано в Harry Alpert,
Emile Durkheim and His Sociology (New York: Columbia University Press, 1939), 120 ff. Об
общей проблеме см.: C.L. Hull, «The problem of Intervening Variables in molar behavior
theory», Psychological Review, 1943, 50, 273—291. — Примеч. автора.
11 В данном аспекте одной из функций анализа понятий является исследование
вопроса о «нейтральности» индекса к своему окружению. Исследуя допущения, ле
жащие в основе отбора (и подтверждения правильности для данной группы населе
ния) тех или иных наблюдаемых величин в качестве индексов (например, религиоз
ная принадлежность или шкала установок), анализ понятий разрабатывает соответ
ствующие тесты, позволяющие подтвердить, что индекс действительно извлечен из
его субстрата. Четкую формулировку этой мысли см. в Louis Guttman, «A basis for scaling
qualitative data», American Sociological Review, 1944, 9, 139-150, esp. 149-150. — При-
меч. автора.
Социологические интепретации post factum
В эмпирическом социологическом исследовании часто случается, что сначала собирают данные, а лишь потом подвергают их толкованию. Эта методика, при которой наблюдения находятся под рукой, а интерпретации применяются к данным впоследствии, имеет логическую структуру клинического исследования. Наблюдения могут напоминать историю болезни или носить статистический характер. Отличительная черта этого метода состоит в том, что интерпретация дается после того, как были сделаны наблюдения, а не в том, что эмпирическую проверку проходят заранее продуманные и созданные гипотезы. При этом негласно допускается, что сложившихся обобщений вполне достаточно для того, чтобы их можно было хотя бы приблизительно применить ко всем имеющимся данным.
Такие объяснения post factum, предназначенные для «объяснения» наблюдений, отличаются по своей логической функции от обманчиво сходных методик, когда материалы наблюдения применяются для выведения свежих гипотез, которые предстоит подтвердить новыми наблюдениями.
Обезоруживающей характеристикой этого метода является то, что объяснения действительно согласуются с данным кругом наблюдений. Это неудивительно, поскольку отбираются только те гипотезы post factum, которые действительно соответствуют этим наблюдениям. Если основное утверждение верно, а именно: что интерпретация post factum применяет достаточно подтвержденные теории, — тогда этот вид объяснения действительно «озаряет огненными молниями темный хаос материалов». Но если, как это чаще бывает в социологической интерпретации, гипотезы post factum являются также гипотезами ad hoc* или, во всяком случае, имеют очень слабое предварительное подтверждение, тогда такие «скороспелые объяснения», как их назвал Г.С. Салливан, вызывают ложное ощущение адекватности вместо того, чтобы подтолкнуть к дальнейшему исследованию.
Объяснения post factum скорее остаются на уровне правдоподобия (малой доказательной ценности), чем приводят к «убедительному доказательству» (высокой степени подтверждения). Мы имеем дело с правдоподобием, а не убедительным доказательством, когда интерпретация согласуется с каким-либо одним набором данных (что обычно и приводит к решению использовать именно эту, а не какую-либо другую интерпретацию). Правдоподобное объяснение означает также, что не были систематически изучены альтернативные интерпре-
* произвольный, надуманный (лат.). — Примеч. пер.
тации, в той же степени согласующиеся с этими данными, и что выводы, сделанные из этой интерпретации, не были проверены новыми наблюдениями.
Логическая ошибка, лежащая в основе объяснения post factum, базируется на том, что у нас имеется более или менее широкий круг незрелых гипотез, каждая из которых в какой-то мере подтверждена, но предназначена для объяснения совсем других, даже противоположных категорий случаев. От метода объяснения post factum нельзя избавиться хотя бы потому, что он абсолютно гибкий. Например, сообщается, что «безработные обычно читают меньше книг, чем раньше». Это «объясняется» гипотезой, что в результате безработицы возрастает беспокойство и поэтому любая деятельность, требующая сосредоточенности, например чтение, становится затруднительной. Такое объяснение вполне правдоподобно, поскольку есть некоторые свидетельства того, что возросшее беспокойство может иметь место в таких ситуациях, и поскольку нездоровая озабоченность действительно мешает упорядоченной деятельности. Если же потом сообщают, что первоначальные данные ошибочны и в действительности «безработные читают больше, чем раньше», тут же может появиться новое объяснение post factum. Теперь оно заключается в том, что у безработных больше свободного времени или что они занимаются тем, что должно повысить их уровень. Следовательно, они читают больше, чем прежде. Так что, какими бы ни были наблюдения, всегда можно найти новую интерпретацию, которая «подходит к фактам»12. Этого примера достаточно, чтобы показать, что такого рода реконструкции служат лишь иллюстрациями, а не проверкой. Именно логическая неадекватность конструкции post factum заставила Пирса заметить:
Суть индукции в том, что выводы теории нужно сначала применять к неизвестному или практически неизвестному результату эксперимента; и что фактически удостовериться в этом нужно лишь впоследствии. Ибо если мы будем отбирать явления таким образом, чтобы они согласовывались с теорией, то только от нашей изобретательности и усердия будет зависеть, сколько мы их найдем13.
Такие реконструкции обычно уходят от точной формулировки условий, при которых гипотезы окажутся верными. Чтобы отвечать
12 Подходящие данные собраны не были. Но о правдоподобии второй интерпретации см.: Douglas Waples, People and Print: Social Aspects of Reading in the Depression (Chicago: University of Chicago Press, 1937), 198. — Примеч. автора.
" Charles Sanders Pierce, Collected Papers, ed. Charles Hartshorne and Paul Weiss (Cambridge: Harvard University Press, 1932), II, 496. — Примеч. автора.
этому логическому требованию, подобные интерпретации должны были бы иметь характер предсказания, а не давать объяснения задним числом.
Как подходящий пример можно процитировать Блумера, который неоднократно утверждал, что анализ документов Томасом и Зна-нецким «оказывается всего лишь правдоподобным»14. Основу правдоподобия составляет согласованность интерпретации и данных; отсутствие убедительных доказательств вызвано неспособностью обеспечить четкие тесты интерпретаций помимо их согласованности с начальными наблюдениями. Анализ подогнан к фактам, и нет никакого указания на то, какие именно данные можно было бы использовать в качестве опровержения авторской интерпретации. В результате документальные доказательства просто иллюстрируют, а не проверяют теорию15.
Эмпирические обобщения в социологии
Часто говорят, что цель социологической теории — дать формулировки социальных закономерностей. Это неразвернутое утверждение, и поэтому оно требует уточнения. Существует два вида формулировок социологических закономерностей, существенно отличающихся по их отношению к теории. Первый из них — эмпирическое обобщение: отдельное утверждение, обобщающее наблюдаемые закономерности отношений между двумя или более переменными16. Социологическая литература изобилует такими обобщениями, которые не были освоены социологической теорией. Так, в качестве примера можно привести «законы» потребления Энгельса. Или обнаруженная Холбвахсом закономерность, что расходы на еду для одного взрослого у рабочих больше, чем у служащих с таким же уровнем
14 Herbert Blumer, An Appraisal of Thomas andZnaniecki's «The Polish Peasant in Europe and America» (New York: Social Science Research Council, 1939), 38, см. также ibid., 39, 44, 46, 49, 50, 75. — Примеч. автора.
ls Трудно понять, на каком основании Блумер утверждает, что эти интерпретации не могут быть простыми случаями иллюстрации теории. Его замечание, что эти материалы «приобретают значение и смысл, которых у них не было», подошло бы в целом к объяснениям post factum. — Примеч. автора.
16 Такое употребление термина «эмпирический» является обычным, как отмечает Дьюи. В этом контексте «эмпирическое означает, что содержание данного утверждения, основанного на реальных фактах, — это лишь набор закономерных сочетаний постоянно наблюдаемых особенностей без всякого объяснения, почему такое сочетание имеет место; без всякой теории, формулирующей его обоснование». John Dewey, Logic: The Theory of Inquiry (New York: Henry Holt & Co., 1938), 305. — Примеч. автора.
дохода17. Такие обобщения могут отличаться большей или меньшей точностью, но это не влияет на их логическое место в структуре исследования. Гровс и Огберг обнаружили, что в американских городах с большим процентом занятых на производстве также в среднем несколько больший процент молодежи, состоящей в браке; это обобщение было выражено уравнением, показывающим степень этой связи. Хотя утверждения такого порядка важны в эмпирическом исследовании, великое множество таких утверждений лишь поставляет сырье социологии как дисциплине. Теоретическая задача и ориентация эмпирического исследования на теорию начинаются с того, что связь этих закономерностей с системой взаимосвязанных предложений устанавливается опытным путем. Понятие направленного исследования подразумевает, что отчасти18 эмпирическое исследование организовано так, что если и когда обнаруживаются эмпирические закономерности, то они имеют непосредственное значение для теоретической системы. В той мере, в какой исследование является направленным, логическое обоснование обнаруженных закономерностей выдвигается до их получения.
Социологическая теория
Второй вид социологического обобщения, так называемый научный закон, отличается от предыдущего, поскольку является формулировкой инвариантности, выводимой из теории. Малочисленность
17 Обобщение огромного количества таких закономерностей см. в С.С. Zimmerman,
Consumption and Standards of Living (NewYork: D. Van Nostrand Co., 1936), 51 (I — При
меч. автора.