Учение о праве в социологии М.Вебера.

Большой вклад в развитие социологии права внес классик немецкой социологии Макс Вебер (1864-1920). В своей работе «Экономика и общество» Вебер отмечает, что предметом социологии права являются социальные действия, рациональный смысл которых обусловлен содержанием правовых норм. Правовое связано с феноменом государства и образует особое явление, которое Вебер назвал легитимным порядком общества. Право является гарантией сохранения порядка. Это достигается благодаря системе принуждения и наличию особой категории людей, которая осуществляет контроль за соблюдением норм права. Этих людей Макс Вебер называет правовым персоналом. По мнению ученого, наличие такого персонала является свидетельством существования права. Вебер, рассматривая развитие права, выделяет три типа государства, которые помогают понять его представление о праве:

1) Харизматический тип господства. Здесь подчинение осуществляется в силу веры в сверхъестественные каче-ства его носителя. На этом типе господства основана, например, власть шаманов, фараонов, диктаторов и вождей тоталитарных режимов. Легитимность такого господства основана на некой магической силе и, если она не подтверждается, то власть и авторитет подобного вождя могут полностью исчезнуть.

2) Традиционный тип господства. Это, в основном, патриархальная власть, то есть власть, которая опирается на традицию, формирующую определенные нормы. Такова власть отца, мужа над женой, господина над крепост-ным, монарха над подданными.

Указанные два типа господства являются иррациональными, так как основаны либо на сверхъестественном, либо на личных отношениях зависимости.

3) Легальный тип господства. Он основан на законе и подчинение здесь основано на принципе занимаемой должности в бюрократическом аппарате. Право на занятие должности должно быть юридически оформлено. Здесь властные полномочия приобретаются не в силу личных качеств или происхождения, а в силу занятия определенной должности. Например, субъектами легального господства являются госчиновники, судьи, выбор-ные носители законодательной власти и т.п. Их деятельность в этом качестве опирается на рационально уста-новленные нормы (законы, директивы, предписания и т.п.).

22.Развитие социологии права в России конца ХIХ- нач.ХХ вв.: С.Муромцев.

Большой вклад в формирование социологического подхода к праву внесли русские ученые в конце 19 – начале 20 веков. Муромцев Сергей Андреевич впервые поставил вопрос о необходимости социологии права как от-дельной дисциплины. Ученый рассматривал право, как продукт человеческой истории. Он полагал, что изучать право нужно не только с позиции юриспруденции, но и с позиции социологии, психологии и даже политэконо-мии. Являясь последователем Эрлиха, Муромцев пользуется его понятием живого права. Он разрабатывает идею организованного правопорядка. Организованная форма защиты, которая осуществляется обществом, есть правовая или юридическая защита. Из нее вытекает ряд отношений власти и подчинения. Организованная посредством права защита сохраняет сложившиеся социальные отношения. Для этого используется метод принуждения. Отсюда делается вывод: юридическая, т.е. организованная, осуществляемая специальными органами защита, составляет основное отличительное свойство права. Рассматривая право, как действующий правопорядок, который образуется всей совокупностью субъективных прав, Муромцев стал приверженцем идеи свободы судебного усмотрения. Он считал, что судья, опираясь на знание законов, позиции юридической науки, на справедливость и нравственность, способен принимать решения в соответствии с требованиями правового порядка.

Важнейшей задачей СП он видел исследование реальных фактов, потому что право есть совокупность юридических отношений, которые и образуют право.

23. Развитие социологии права в России конца ХIХ- нач.ХХ вв. :М.Ковалевский, Н.Коркунов.

Максим Максимович Ковалевский исходил из того, что право – это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. По его мнению, исследование права должно проводиться с помощью такого метода, как сравнительно-исторический анализ, что позволит понять закономерности развития права, его отдельных норм и институтов. Исследователь обязан проникать в социальную реальность, которая послужила материальной средой для данной конкретной системы права. Ковалевский подчеркивал, что нельзя ограничиваться рассмотрением содержания той или иной нормы. По его мнению, назначение права состоит в урегулировании социальных противоречий, а также в укреплении социальной солидарности.

Николай Михайлович Коркунов считал, что право и власть определяются действием психологических факторов. Его понимание права заключается в следующем: право существует и как психическая данность (в сознании субъекта) и как нечто объективное (как порядок, которому индивид должен подчиняться как чему-то внешнему). Ограничивая групповые интересы право выступает регулятором социального порядка. Однако, по мнению Коркунова, этот порядок никогда не реализуется во всей полноте замысла законодателя. Например, не все долги взыскиваются, не все воры наказываются, не все законы однозначно толкуются.

24.Становление социологи ческой правовой доктрины в советский период: П.Стучка, Е.Пашуканис.

Кроме указанных ученых определенный вклад в развитие социологических подходов к праву внесли такие оригинальные исследователи, как Лев Петрожицкий и Богдан Кистяковский.

В советский период на этапе становления социалистической правовой доктрины развивалась и социологическая концепция права. Так, например, Петр Стучка рассматривал право, как систему отношений, отвечающих интересам государственного класса. Другой известный правовед Пашуканис утверждал, что право – это форма некоего специфического социального отношения. Он полагал, что юридические отношения имеют своим непосредственным источником экономические отношения и, прежде всего, товарный обмен.

В последующем социологический подход к правопониманию был отвергнут административно-командной системой, а ряд его ярких представителей были репрессированы.

Наши рекомендации