Знакомство и представление
Представление. Известно, что представляются младший старшему, мужчина - женщине. В случае, если к Вам и партнеру подходит человек, знакомый только с Вами, прежде всего надо познакомить его с партнером. Если Вы не хотите, отойдите с ним в сторону.
В ситуации, где несколько незнакомых людей возможны варианты:
можно попросить представить Вас сразу всем;
можно громко представиться сразу всем;
можно обойти кампанию, представляясь каждому.
Не следует оставаться безымянным.
Существуют два способа знакомства: знакомство через посредника либо представление незнакомому собеседнику самостоятельно.
Знакомство через посредника.При знакомстве через посредника соблюдается принцип подчеркнутого уважения, который требует, чтобы: мужчину представляли женщине; младшего старшему; всех родителям, независимо от возраста и социального положения; человека менее знакомого более знакомому; вошедшего присутствующим.
Как правило, посредник сначала называет лицо, которому представляет гостя, посетителя или нового сотрудника, и только затем фамилию представляемого лица. Обычно используются следующие клише: «разрешите (позвольте) познакомить вас с …»; «разрешите представить вам …»; «познакомьтесь, пожалуйста, с …».
Тот, кому представили, должен обратить внимание, невежливо не проявить интереса. Тот, кого представили – лицо пассивное, он ждет протянутой руки, комплимента, участия.
Если одного человека представляют двоим, троим, четверым процедура знакомства будет взаимной, если собравшихся пятеро и больше, их не называют. Хозяин должен представить пришедшего всем и подвести к одному из гостей. Этот последний выполняет уже роль посредника.
В ситуации официального знакомства одним из этикетных правил является указание профессии, положения, должности. Это взаимная процедура.
Знакомство без посредника.Правила хорошего тона не предусматривают знакомства без посредника. Но ситуации бывают разные, поэтому в случае знакомства без посредника можно прибегнуть к одной из предложенных формул:
разрешите с вами познакомиться;
позвольте с вами познакомиться;
позвольте представиться;
разрешите представиться.
В молодежной среде при знакомстве обычно называется имя, в условиях официальной или деловой встречи называется фамилия или фамилия и имя.
Нового работника представляет начальник, но если он по какой-либо причине не смог это сделать, работнику следует самому представиться, назвав при этом свою должность, фамилию, имя, отчество.
В настоящее время деловая женщина может сама представиться без посредника.
Комплимент
В официальной обстановке после обмена приветствиями и процедуры знакомства следует деловой комплимент.
Комплимент – приятные слова, несколько преувеличивающие положительные качества собеседника, произносимые с целью доставить человеку удовольствие, добиться расположения к себе или обсуждаемому вопросу. Отличие от похвалы: похвала направлена сверху вниз и констатирует факт положительного отношения к сделанной работе. Отличие от лести: лесть направлена снизу вверх, всегда имеет корыстные цели.
Условно комплимент можно подразделить на два вида: светский и деловой.
Светский комплимент. Светский комплимент – это комплимент внешности, достоинствам человека. Он предназначен, как правило, для знакомых людей: родственников, близких, друзей, знакомых, коллег по работе. При этом необходимо подчеркнуть, что и по нынешним временам следует различать комплимент, адресуемый мужчине, и комплимент, адресуемый женщине.
Сделать комплимент женщине несколько проще. Можно похвалить ее внешность, одежду, духи, украшения и т. д. Комплимент мужчине – дело более сложное. На Западе принято хвалить загородную виллу, машину, верховую езду, игру в гольф и т. д. Собственность, ум, способности – вот основные темы для комплимента, предназначенного мужчине. Но во всех случаях комплимент всегда подчеркивает достоинства вашего собеседника.
Комплимент требует особого такта по отношению к адресату. С одной стороны, не следует особо увлекаться этой формой речевого общения, с другой – в некоторых случаях невысказанный комплимент может граничить с невежливостью. Например, если вы не сумели по достоинству оценить гостеприимство хозяев дома.
Светский комплимент очень распространен в неофициальной обстановке. Однако эта форма комплимента необходима и на уровне формальных отношений, особенно в сфере управления.
Комплимент всегда обращен к собеседнику, ярко адресован: «Вы прекрасно выглядите!», «Вам очень идет этот костюм» и т. п. В ответ на светский комплимент принято благодарить: «Благодарю вас», «Спасибо», «Вы очень внимательны» и др. Ответные реплики типа: «Вы мне льстите», «Это только комплимент» и другие, считаются невежливыми. В любом комплименте должна быть заложена немалая доля правды.
Следует отметить, что правилами хорошего тона предусматриваются ответные комплименты. В любой ситуации, почти в любом человеке можно найти, подчеркнуть что-то хорошее, достойное поощрения. Найдите повод для ответных слов одобрения, восхищения, признания своим близким друзьям, коллегам, знакомым.
Деловой комплимент.Деловой комплимент – это обмен любезностями между сторонами, партнерами («Я рад вас видеть» и т. п.). Деловой комплимент начинает и заканчивает любую деловую встречу, беседу, переговоры. По протоколу – это взаимная и обязательная процедура.
В письменном деловом этикете деловой комплимент – это выражение вежливости, которым заканчивается любое официальное и полуофициальное письмо. Комплимент в конце письма является обязательной частью корреспонденции, в том числе и частной. В письме употребляются следующие заключительные формулы вежливости: «С уважением ваш …», «Искренне ваш» и т. д. По своему стилю и тону заключительные формулы вежливости должны быть гармоничны обращению и основному тексту письма. Так, если письмо начинается словами: «Уважаемые господа!», «Господа», то предпочтительными будут следующие заключительные формулы: «Искренне ваш…», «С уважением…» и т. д.
Правила употребления комплиментов.
1. Комплименты надо говорить обязательно.
2. Комплимент должен толковаться однозначно, чтобы собеседник не воспринял его как “шпильку”.
3. Комплимент должен быть правдивым: если Вы хвалите те качества собеседника, которыми он не обладает, то Вас заподозрят в неискренности.
4. Лучший комплимент – приятные слова, которые именно Вы нашли для именно этого человека, то есть индивидуальность - обязательное качество для комплимента.
5. Комплимент должен звучать искренне. Хвалите то, что Вам действительно нравится.
6. Комплименты не только нужно уметь говорить, но и принимать. Если Вас хвалят, а Вы начинаете горячо или с усмешкой отрицать свои положительные качества, Вы ставите собеседника в очень неприятное положение. В крайнем случае, всегда можно просто сказать «спасибо», хотя лучше показать, что Вам приятны комплименты, особенно от этого человека.
7. Комплимент может быть закрытым: «Как приятно, что Вы пунктуальны!» и открытым: «Ваши выступления очень нравятся аудитории, Вы, наверное, много готовитесь?» Психологически эффективен контрастный комплимент: «Вы всегда делаете все вовремя, у меня так не получается».
Поздравления
Поздравление – символическая форма общения, подчеркивающая признание значимости события или партнера.
Поводы для поздравлений: праздники - общечеловеческие, государственные, корпоративные, личные, знаменательные события.
Общее правило: партнер должен разделять с Вами представление о том, что данное событие – повод для поздравления. И наоборот, принимая с благодарностью поздравление по незначимому для Вас поводу Вы сохраняете лицо поздравляющего.
Поздравление - знак внимания к человеку или организации – и здесь, прежде всего, важны своевременность и индивидуальная форма. При прочих равных условиях выше ценится письменная форма поздравления, затем устная, причем личная дороже телефонного контакта. В данном случае, очевидно, что этикетные нормы отстают от технических средств общения. Правило иерархии форм поздравления можно сформулировать следующим образом: чем больше усилий затрачено на поздравление и чем более индивидуальным оно является, тем выше оно ценится.
Сочувствие
Сочувствие по поводу болезни, утраты, смерти близких необходимо выражать обязательно. Многие считают, что выражать сочувствие, означает лишний раз напоминать человеку о неприятных вещах. На самом деле все всегда отмечают, кто поддержал, а кто не отозвался в тяжелую минуту. Сочувствие деловому партнеру должно быть выражено в сдержанной форме.
При выражении сочувствия стоит учитывать различия в эмоциональных реакциях у мужчин и женщин.
Мужчина в стрессовом состоянии нуждается в одиночестве и во времени, для того, чтобы успокоиться. Сочувствие мужчине следует выражать коротко, достаточно нескольких слов и прикосновений к плечу или рукопожатья.
Женщина в стрессовом состоянии нуждается в том, чтобы выговориться. Поэтому, выражая сочувствие женщине уместно задавать вопросы о случившемся; она будет благодарна за возможность поделиться своей болью и быстрее придет в себя.
Речевые формы выражения сочувствия: «Сочувствую», «Соболезную», «Сожалею». Более открытые формы: «Чем я могу помочь?», «Как это случилось?», «Как сейчас дела?».
Прощание
Главное требование к прощанию – никогда не прощайтесь насовсем, всегда оставляйте возможность для продолжения контактов. Прощаясь с деловым партнером, повторите условия, время и место следующей встречи. В прощании так же как в приветствии рекомендуется выражать удовольствие от состоявшейся встречи и иметь собственное «До свидания», отличающее Вас от других.
Основные правила речевого этикета – любое обращение или проявление внимания к партнеру должно быть: содержательно продумано, интонационно выверено, своевременно, адекватно ситуации и статусу партнера, характеру отношений.