Раздел пятый СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...... 517
Глава 34. Стратегия социологического исследования........................... 517
Глава 35. Программа исследования............................................................ 525
Глава 36. Документальное исследование.................................................. 537
Глава 37. Социологическое наблюдение................................................... 548
Глава 38. Социологический эксперимент................................................... 560
Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование..................................... 578
Глава 40. Выборочный метод в социологическом исследовании........ 603
Глава 41. Анализ и обобщение социологической информации.......... 613
Заключение.......................................................................................................... 634
Предисловие
На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионалов- экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, который называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.
Именно этой цели и служит преподавание социологии в высшей школе, в процессе которого студенты получают представление о том, как и почему развивается общество, происходит формирование и развитие личности, как действуют различные социальные институты - государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют существующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающимися в последние четверть века процессами глобализации современного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляющих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в процессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Беларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже около сотни лет.
Существует несколько различных подходов к преподаванию социологии студентам. Наиболее обоснованным представляется тот из них, который в полной мере учитывает многогранность и сложность "многоэтажного" здания социологической науки. Согласно этому подходу ядром социологии является общая социологическая теория, представляющая собой не только разветвленную систему знаний, но и теоретико-методологический каркас описания типовых способов получения новых знаний. Она составляет основу, из которой выводятся теории менее высокого уровня - отраслевые и специальные социологические теории, составляющие предмет не общей, а прикладной социологии. Последняя же получает постоянную "подпитку" из эмпирических социологических исследований, которые одновременно снабжают все новыми и новыми социальными фактами и общую социологию.
В русле такого именно теоретико-методологического подхода написана данная книга. Она представляет собой учебное пособие по курсу "Общая социология", написанное в соответствии с авторской учебной программой, которая используется автором в практике преподавания на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, а также в Белорусской политехнической академии и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. При подготовке данной книги к изданию учитывался опыт преподавания автором ряда специальных социологических теорий и изданных им на протяжении последних десяти лет учебных пособий для студентов вузов: "Социология конфликтов" (1991 г), "Социальная экология и экстремальные ситуации" (1993 г), "Основы конфликтологии" (1997 г), "Социология. Часть 1. Общая социологическая теория" (1998 г), "Прикладная социология" (2000 г), "Конфликтология" (2000 г), "Социология управления (2000 г).
Данное учебное пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в изучении социологии, а преподавателям - в разработке курсов лекций по данному предмету. Магистральная тема книги - общая социологическая теория, хотя в ней имеется немало выходов и в прикладную социологию, в практику проведения эмпирических социологических исследований.
Одна из отличительных особенностей данной книги состоит в том, что все ее разделы и большинство глав снабжены схемами. Все эти схемы имею не только демонстративно-иллюстрационное •значение, что важно для лучшего усвоения учебного материала
студентами, но и существенную эвристическую ценность, а это способствует более глубокому проникновению в сущность иллюстрируемых социальных систем, их структур, событий, делая более явными скрытые в них связи и отношения.
Автор считает своим долгом выразить благодарность членам - корреспондентам Национальной Академии наук Беларуси А.Н. Данилову и И.В. Шабайлову, докторам философских наук А.Н. Елсукову, О.Н. Козловой, Г.Н. Соколовой, докторам социологических наук Р.В. Гребенникову, А.Б. Мискевичу, В.И. Русецкой, профессорам В.А. Мельнику, Е.П. Сапелкину, членам ученого совета Института социологии ПАН Беларуси, работникам кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского государственной политехнической академии, которые своими замечаниями, советами, предложениями помогли усовершенствовать содержание данной работы.
Автор.