Ценностная подсистема культуры
Первой подсистемой культуры является ценностная подсистема[4]. Это важнейший структурный элемент культуры. Это совокупность жизненных ценностей, целей, средств их достижения. Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном обществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для иностранца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с позиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.
Культура — это способ, метод ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, индивид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматриваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Виды социальных ценностей: экономические, нравственные, политические, эстетические и др. Всю эту систему пронизывают нравственные ценности. В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.
Витальные: жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.
Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.
Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.
Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.
По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.
Общечеловеческие ценности – характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.
Национальные ценности - занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности, это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.
Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.
Локально-групповые ценности – объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.
Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные «братства», секты, касты или объединения типа «рокеров», «панков», «люберов» и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.
Семейные ценности. Семья – общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).
Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.
В предложенной классификации нетрудно заметить, что они обычно обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой.
Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностные ценностью, но постепенно «поднимались» через локально-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации.
Функции ценностей:
- ценности для социального субъекта выступают как предпочтительное состояние социальных связей, содержание идей, эстетической формы и т.д.;
- ценности — критерии оценки реальных явлений;
- ценности регулируют социальные взаимодействия;
- ценности определяют смысл целенаправленной деятельности;
- ценности побуждают к деятельности.
В целом, они ориентируют человека в окружающем мире, побуждают на конкретные действия, поведение.