Организационно-методический раздел программы

  1. Эмпирическая интерпретация понятий

Эмпирическая интерпретация предполагает переход от рассмотрения содержания понятия к его измерению на конкретном объекте. Это означает, что для каждого выделенного понятия нужно подобрать эмпирические показатели (индикаторы), позволяющие его количественно измерить.

Эмпирический индикатор-элемент или характеристика объекта, доступный наблюдению и измерению. В прикладном исследовании индикаторы служат для эмпирической интерпретации опорных понятий. Они представляют (репрезентируют) признаки изучаемого объекта и, будучи поставленными в соответствие с теоретическими понятиями, выражают фактическое эмпирическое содержание понятий или связей понятий.

Таким образом, цель эмпирической интерпретации - последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

К примеру, индикаторами содержания свободного времени студентов будут виды активности, не связанные с учебой, работой и другими обязательными видами деятельности и в большинстве своем ориентированные на получение удовольствия: чтение, компьютер, просмотр ТВ, общение с друзьями и родственниками, прогулки, выезд за город, занятия в кружках и секциях, ничегонеделание и т.д.

Операционализация

Операционализация или операциональная интерпретация -применение к эмпирическим индикаторам процедур измерения, шкалирования, «перевод» индикаторов на язык социологического инструментария.

Индикаторы могут служить измерительным инструментом только тогда, когда они определенным способом организованы. Таким способом организации индикаторов выступают шкалы: номинальная, ранговая, интервальная. Особенность социологического применения шкал заключается в том, что объектом шкалирования являются не отдельные индивиды, как в психологии, а большие группы людей, обладающие теми или иными устойчивыми признаками.

Номинальная шкала – это шкала наименований, поскольку с помощью номинальной шкалы мы измеряем такие переменные, которые в принципе не могут отличаться друг от друга. Значения в номинальной шкале присваиваются безотносительно к упорядочиванию или установлению какой-либо дистанции. Их невозможно сравнить между собой по принципу «больше-меньше», «выше-ниже». Отсюда данные, полученные по номинальной шкале, обобщаются с помощью простого частотного распределения. Примером может служить распределение респондентов по полу: мужчин участвовало в опросе 400 человек (40%), женщин – 600 человек (60%). Обращаем внимание, что помимо указания частоты в абсолютных цифрах, в примере приведены данные в процентах, что указывает на удельный вес каждого значения. В этом случае пропорции и процентные доли более предпочтительны для анализа, чем частотные распределения, поскольку существенно облегчают сравнение двух популяций.

Ранговая (порядковая) шкала. Ранговая, или порядковая, шкала устанавливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с некоторым общим логическим основанием. Так, перечень профессий можно упорядочить по их сложности, по уровню квалификации, по разрядам и пр. Приписывание определенного значения выделяемого признака в рамках единого основания осуществляется в рамках количественного (а соответственно и качественного) приоритета одного значения над другим. Например, при изучении общественного мнения, измеряя интенсивность свойств, суждений и оценок, можно использовать такие обозначения элементов шкалы:

· вполне удовлетворен;

· удовлетворен, но не совсем;

· больше удовлетворен, чем не удовлетворен;

· больше не удовлетворен, чем удовлетворен;

· скорее не удовлетворен;

· полностью не удовлетворен.

Данный ряд упорядочен, каждый элемент шкалы имеет весовое значение по отношению к любому последующему элементу.

Пример фрагмента анкеты:

"Как бы Вы оценили уровень подготовки на курсах повышения квалификации?"

Да, курсы дают хорошую подготовку……………….......... 01

Курсы, безусловно, дают знания, но их недостаточно........ 02

В целом курсы не дают хорошей подготовки…..................... 03

В данном случае коды, проставленные справа, одновременно представляют собой и ранги позиций вопроса альтернатив. С точки зрения эффективности повышения квалификации и получения хороших знаний первая позиция более значима, чем вторая, а вторая более значима, чем третья. Но числовое обозначение альтернатив не позволяет нам утверждать, что первая позиция по крайней мере на треть значительнее, чем вторая, и на две трети, чем третья. Анализ ответов на этой шкале лучше проводить в рамках общих соотношений ответов респондентов: на первую альтернативу ответило столько-то, на вторую - столько-то и т.д.

Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с определенными интервалами между пунктами.

В отличие от номинальных или ранговых шкал интервальная шкала представляет переменные в виде численных величин, а не категорий. Отсюда количество фиксируемых значений может быть так велико, что частоты и процентные отношения не смогут эффективно просуммировать данные. Так, при измерении такой переменной, как возраст, мы можем получить набор значений, ни одно из которых не будет повторять другое. При измерении доходов также трудно рассчитывать, что суммы доходов отдельных респондентов или их семей будут совпадать до рублей и копеек. По этой причине значения таких переменных размещают в интервалах, размеры которых определяются исследовательским замыслом.

Пример шкалы возраста

До 20 лет 20-24 25-30 31-40 41-50 51-60 Свыше 60 лет

Применение той или иной шкалы прежде всего имеет содержательное, а не формальное значение. Иначе говоря, чем богаче содержание того или иного явления, тем тоньше должна быть шкала, тем больше градаций в ней должно заключаться. Необходимо учитывать также насколько конкретный респондент способен воспринять многомерную шкалу. Восприятие зависит и от его общей культуры, и от уровня образования, и от умения аналитически мыслить, и от степени информированности. При слишком дробной шкале, когда респондент не может достаточно тонко оценить какое-то явление или определить отношение, он невольно огрубляет предлагаемую шкалу.

Например, в десятибалльной шкале по изучению дружеских отношений в коллективе разница между девятой и десятой позициями редко воспринимается респондентами как существенная, также как и разница между первой и второй. Нередко респондент обводит общим кружком и первую, и вторую позиции или девятую и десятую, показывая тем самым, что не видит особых различий между ними. Таким образом, при огрублении респондент спокойно сводит десятибалльную шкалу к пятибалльной. Необходимо учитывать и то, что респонденты чисто психологически стараются избегать крайних позиций и свои ответы сосредотачивают где-нибудь в середине.

По характеру оформления шкалы могут быть словесными, цифровыми и графическими. Причем, одно и то же измерение можно провести с помощью шкалы, по-разному оформленной. К примеру, задавая респонденту вопрос: «С каким настроением Вы чаще всего приходите на работу?», мы можем предложить ему дать оценку по пятибалльной шкале, дать словесную оценку (отличным, хорошим, нейтральным, неважным, плохим). А можем предложить на выбор рисунки рожиц: веселой, нейтральной, грустной. Считается, что чем разнообразнее будут шкалы, тем интереснее будет респонденту, и. соответственно, сильнее мотивация участия в исследовании

Обоснование выборки

Основные понятия, связанные с формированием выборки.

Единица наблюдения - непосредственный источник информации, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований.

Генеральная совокупность- вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования.

Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить основные характеристики генеральной.

Различают качественную и количественную репрезентацию.

Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы).

Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что все эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве. К примеру, если проводить исследование на выборке всего в 50-100 чел., то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 чел. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых.

Виды выборки

Стихийная - отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Довольно часто он используется в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

Вероятностная (случайная) - один из наиболее часто используемых в социологических исследованиях видов. Главный принцип вероятностного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор.

Квотная (стратифицированная) - в основе лежит построение качественной модели генеральной совокупности. Отбор единиц наблюдения осуществляется, исходя из имеющейся модели (например, по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Серийная - в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады.

Целевая - применяется преимущественно в качественных исследованиях. Основная задача формирования этого вида выборки – отобрать информационно богатые случаи: типичные социальные феномены, объекты, обеспечивающие максимальное разнообразие материала, либо, напротив, однородные по своей структуре.

Наконец, по количеству шагов отбора выделяют одноступенчатую и многоступенчатую выборку.

Одноступечатая характеризуется тем, что респонденты отбираются сразу из генеральной совокупности.

При многоступенчатой выборке отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты.

Главным результатом процедуры выборки является определение ее объема.

Объем выборки – это общее число единиц исследования. Объем зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем однороднее, тем меньше он может быть), от числа признаков выборки (чем оно больше, тем большим будет объем), от требуемой степени точности результата.

Если объем генеральной совокупности не превышает 500 человек, объем выборки должен быть не менее 50%, если же речи идет о массиве в 200 и менее человек, то целесообразно проводить сплошное, а не выборочное исследование. Когда счет генеральной совокупности идет на тысячи, объем выборки должен составлять не менее 10%, но при этом не более 2000-3000 человек.

Рабочий план - график проведения исследования

Рабочий план - график описывает распределение во времени выполнение основных этапов исследования. Он строится по схеме, традиционной для документов подобного рода, и включает в себя содержание выполняемых видов работ, ответственных исполнителей и сроки выполнения.


Наши рекомендации