ПРОБЛЕМА - это осознание той или иной потребности (практической или научно-познавательной) и незнание способов ее удовлетворения

В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. При этом следует опасаться и другой крайности - выдвижения проблем слишком широкого плана.

В процессе постановки проблемыможно выделить две основные процедуры:

ü осмысление проблемной ситуации и

ü формулировку (разработку) проблемы.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ- это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречия между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Для этого надо:

1. Перевести интуитивные противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

2. Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.
3. Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.
4. Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность):
• теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере;
• практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

1. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины того-то? Установка: Найти способы решения этого. Построить модель, объясняющую данные факторы.
2. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (т.е. исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере), адекватно отражающих содержание вопроса (установки).
3. Решаемая проблема предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения.

В соответствии с существующей проблемой формулируются целии задачиисследования, уточняются объекти предмет.


Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания (В.А Ядов)
ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.

Объектом исследования может быть

• любой социальный процесс; • сфера социальной жизни; • трудовой коллектив; • определенные общественные отношения и пр.

Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

При описании объекта социологического исследования учитывают следующие его характеристики:

• профессиональная принадлежность, • временные границы; • пространственная ограниченность (регион, город, деревня), • функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая).
ПРЕДМЕТ - свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследованиии наиболее значимые с практической или теоретической т.зр.

Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Напр., любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных характеристик. Но исследователя интересует только уровень нравственного сознания рабочих - членов этого коллектива. Тогда объект исследования - трудовой коллектив, а предмет - состояние нравственного сознания членов этого коллектива.

Социологическое исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде ЦЕЛЕЙ, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате.

В зависимости от цели исследования выделяются два направления анализа:

теоретическое: основное внимание – теоретическим и методологическим вопросам (изучение литературы и др.);
прикладное: постановка конкретных целей, применение типовых решений поставленных задач.

Цель будет достигнута с большей вероятностью, если ее дифференцировать, разделить на отдельные задачи, каждая из которых в таком случае будет являть собой как бы часть цели или этап на пути достижения цели исследования.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - это содержательно-организационная детализация поставленных целей.

Задачи исследования могут быть условно разделены на

ü основные и

ü дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Так, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. В качестве же дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.

Предварительный анализ объекта и предмета уточнение целей и задач исследования позволяют сформулировать рабочие гипотезы.

Наши рекомендации