ПРОБЛЕМА - это осознание той или иной потребности (практической или научно-познавательной) и незнание способов ее удовлетворения
В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. При этом следует опасаться и другой крайности - выдвижения проблем слишком широкого плана.
В процессе постановки проблемыможно выделить две основные процедуры:
ü осмысление проблемной ситуации и
ü формулировку (разработку) проблемы.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ- это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны). |
Социолог фиксирует противоречия между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Для этого надо:
1. Перевести интуитивные противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив). |
2. Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания. |
3. Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные. |
4. Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность): |
• теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере; |
• практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления. |
Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.
1. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины того-то? Установка: Найти способы решения этого. Построить модель, объясняющую данные факторы. |
2. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (т.е. исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере), адекватно отражающих содержание вопроса (установки). |
3. Решаемая проблема предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. |
В соответствии с существующей проблемой формулируются целии задачиисследования, уточняются объекти предмет.
Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания (В.А Ядов) |
ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. |
Объектом исследования может быть
• любой социальный процесс; • сфера социальной жизни; • трудовой коллектив; • определенные общественные отношения и пр. |
Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.
При описании объекта социологического исследования учитывают следующие его характеристики:
• профессиональная принадлежность, • временные границы; • пространственная ограниченность (регион, город, деревня), • функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая). |
ПРЕДМЕТ - свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследованиии наиболее значимые с практической или теоретической т.зр. |
Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Напр., любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных характеристик. Но исследователя интересует только уровень нравственного сознания рабочих - членов этого коллектива. Тогда объект исследования - трудовой коллектив, а предмет - состояние нравственного сознания членов этого коллектива.
Социологическое исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде ЦЕЛЕЙ, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате.
В зависимости от цели исследования выделяются два направления анализа:
• теоретическое: основное внимание – теоретическим и методологическим вопросам (изучение литературы и др.); |
• прикладное: постановка конкретных целей, применение типовых решений поставленных задач. |
Цель будет достигнута с большей вероятностью, если ее дифференцировать, разделить на отдельные задачи, каждая из которых в таком случае будет являть собой как бы часть цели или этап на пути достижения цели исследования.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - это содержательно-организационная детализация поставленных целей. |
Задачи исследования могут быть условно разделены на
ü основные и
ü дополнительные.
Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Так, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. В качестве же дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др. |
Предварительный анализ объекта и предмета уточнение целей и задач исследования позволяют сформулировать рабочие гипотезы.