Второй этап развития теории социологии в России
Второй этап развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. Во главе социологического отделения, созданного при факультете общественных наук Петроградского университета, стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин — один из лидеров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 г. — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петербургского университета. В 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП (б) Сорокин был выслан из России за границу. Он жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ, среди которых «Основы социологии» в двух томах (1922). Сорокин — один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.
В основу его социологической концепции был положен принцип многофакторной природы общества, взаимодействия между этими факторами и поиск формулы, объясняющей закономерности этих взаимодействий. «Все бесконечное море человеческого общения составляет процесс взаимодействия: односторонних и многосторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственных, эмоциональных и волевых».
Сорокин исходит из того, что поведение людей определяется различного рода объективными условиями и факторами, и в то же время отказывается от поиска единого, определяющего фактора, критикует однофакторные теории, провозглашая в качестве принципа идею социологического плюрализма.
В определении предмета социологии Сорокин подчеркивает, что она должна изучать не просто социальные действия, чем бы они ни были мотивированы, по Парсонсу-Веберу, а взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и возникающие из этого процесса взаимодействия социальные явления, с другой.
Сорокин подразделяет социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология включает в себя следующие разделы:
- социальная аналитика — изучает структуру социального явления и его основные формы;
- социальная механика — изучает процессы взаимодействия людей, их поведение;
- социальная генетика — изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.
Практическая социология — это прикладная дисциплина, названная впоследствии рядом американских школ эмпирической социологией. Прикладная социология, по Сорокину, опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.
Сорокин — автор одной из фундаментальных теоретических концепций, оказавших большое влияние на всю мировую социологию, — теории социальной стратификации как дифференциации населения на иерархически организованные слои, различающиеся по различным параметрам социального неравенства: экономическим, политическим, профессиональным. Он также автор теории социальной мобильности, согласно которой все социальные перемещения, которые имеют место в современном обществе, переходы социальных объектов из одного социального слоя в другой как в горизонтальном, так и в вертикальном планах характеризуют динамику общественного развития, его качества. Мобильные эпохи — это эпохи революций и других форм насильственной модификации истории. Немобильные — это эпохи реакции и застоя.
На основе анализа переживаемого мировою кризиса, суть которого, согласно Сорокину, состоит в дезинтеграции господствующего типа современной американской культуры, а также анализа острого идеологического противостояния двух мировых систем — капитализма и социализма — Сорокин формулируетконцепцию социалыюи конвергенции. Ее суть состоит в следующем: во-первых, ни капитализм, ни социализм в его современной форме не являются совершенными с точки зрения передовой культуры и гуманистических идеалов и дальнейшее противостояние систем чревато острым классовым конфликтом на международной арене, который может привести к гибели цивилизации; во-вторых, учитывая эти опасности, сохранить мировую цивилизацию можно путем сближения систем, создавая новые формы социально-экономической и культурной жизни, в которых бы в концентрированном виде могло найти свое выражение то лучшее, что имеется в обеих системах.
Оставаясь на позициях социологического плюрализма, многофакторного подхода к исследованию общества и истории, Сорокин вместе с тем считал, что в основе общественно-исторического прогресса лежит развитие и смена определенных типов культуры. В этом заключается главная идея и сущность его интегральной социологии.