Приложение 2. Пример составления сравнительной таблицы Вильфредо Парето Габриэль Тард Гюстав Лебон Зигмунд Фрейд Эрих Фромм
Пример составления сравнительной таблицы
Вильфредо Парето | Габриэль Тард | Гюстав Лебон | Зигмунд Фрейд | Эрих Фромм | ||
Биографическая справка | (1848 —1923) Париж. Учился в Политехнической школе. Занимался публицистикой, исследованиями. Умер в Швейцарии. | (1843—1904) Франция. Получил юридическое образование, вел судебную практику, позже занялся социологией. Преподавал в нескольких университетах. Умер в Париже. | (1841-1931) Франция. Учился в Парижском университете. Публиковался, изучал медицину, археологию, психологию, социологию. Умер в 1931. | (1856-1939) Австро-Венгрия. Учился в Венском университете. Работал в больнице, занимался частной практикой, проводил исследования. Умер в 1939. | (1900-1980) Германия. Учился в в Гейдельбергском университете, преподавал в разных заведениях. Изучал психоанализ и проводил исследования, занимался частной практикой. Скончался в 1980 в Швейцарии. | |
Ключевые категории | · Теория социального действия · Логические и нелогические действия · Теория равновесного общества · Теория циклов, циклического развития общества · Теория элиты, круговорот элит · Резидуи · Деривации | · Психологизм · Социальное взаимодействие · Подражание, законы подражания, типы подражания · Противоположение, приспособление, подражание · Изобретение · Толпа, публика · Мода · | · Толпа · Психология толпы · Коллективная душа · Закон духовного единства толпы | · Социальный физиологический психоанализ · Анализ сновидений · Ошибочные и непредназнамеренные действия · Свободные ассоциации · Роль бессознательного – инстинкты и либидо · 3-х уровневая структура личности · Психофизиологическая социальность · Ранняя социализация, интериоризация · Психология толпы | · Гуманистический психоанализ · Социальный характер. Типы социального характера · Социокультурные базовые потребности человека · Природа человека – биосоциальная телесно-духовная целостность · Экзистенциональная дихотомия · Типы социальной ориентации поведения человека · Здоровое общество · Отчуждение · Свобода выбора социального действия · Идентичность | |
Понимание социальной реальности | Социальность – это реальность, созданная нелогичным действием на основе чувств. Нелогические действия возникают под влиянием резидуев («остатков»), т.е. это различные предрасположенности, установки, стереотипы, страсти, предрассудки, эмоции, обычаи, чувства, традиции, нравы | . Под социальной реальностью (социальной жизнью) Тард понимает социальное взаимодействие, возникающее на основе подражания – взаимного влияния одного «Я» (индивида) на другое «Я» (индивида) в результате непреодолимого, психического стремления людей к подражанию друг другу. | социальной реальностью для Лебона является поведение людей, образующих определенную группу, в котором выражаются его проявления. | Реальность создается человеком под воздействием бессознательных, психологических инстинктов, которыми являются страсти, инстинкты, побуждения, то есть все то, что спрятано глубоко в подсознании. Но, прежде всего, говорит о роли сексуальных побуждений. Роль сублимации. | Социальность выражается в социальном поведении и проявляется в социальном взаимодействии с другими. Она обусловлена разными системами ориентаций (мазох., садист., гуман.) | |
Общее:. Различное: | ||||||
Понимание объекта | Объект – человеческое общество,социальные группы, а именно элиты и социальное действие человека. | · Объектом исследования выступает индивид, поскольку именно он является источником социальности, вступая во взаимодействие с другими на основе подражания; также объектом исследования выступает публика и общество в целом. – | В качестве объекта исследования Лебон рассматривает поведение больших групп людей, «толпы», «массы», народа. | В качестве объекта исследования выступает человек, но главное – его сфера бессознательного. | Объект своего исследования – с трех точек зрения: · Природа человека; · Социальное поведение; · Общество. Через дихотомии, социальные ориентации в поведении и социальный характер. | |
Общее: Различное: | ||||||
Понимание предмета | Предмет – механизм, с помощью которого создается социальное действие – это резидуи, психические свойства. Это социально-психологический подход. | Предмет исследования Тарда связан с изучением законов подражания, психологическими явлениями верованиями, желаниями, намерениями, подражанием. | Предметом анализа Лебона считаются неосознаваемые моменты душевной жизни, которые коренятся в бессознательном субстрате психики и влияют на мотивы поведения. Таким образом, основной предмет анализа – психологические законы поведения толпы и индивида в толпе. | · Влияния через механизм сублимации на социальное поведение человека и больших масс; · Влияния на взаимоотношение человека с обществом и его конфликт с культурой; Влияние на процесс возникновения и развития культуры, религию, социальность | Предмет исследования состоит в рассмотрении законов и принципов действия человеческого фактора в общественно-историческом процессе, а также в выявлении роли психологического фактора в качестве активных сил в социальном процессе. | |
Общее: Различное: | ||||||
Понимание человека, индивида, связь с группой | Человек – существо чувства, веры, а не разума, ему присуща потребность в псевдологическом обосновании задним числом своего нерационального поведения. В социальном действии участвуют человеческие индивиды, наделенные чувствами. Именно чувства, обусловленные психическим складом индивидов, — главная пружина, приводящая в движение всю систему. | индивид формируется благодаря воздействию психологических особенностей человека, его желаний, идей, верований. Создает реальость благодаря его внутренней психологической потребности к взаимодействию с другими на основе подражания. Роль творческой личности. | человек действует под влиянием эмоций. В толпе же он теряет свою индивидуальность и превращается в «человека толпы». Под действием закона «духовного единства толпы» любой человек, попадая в толпу: · утрачивает способность рассуждать; · утрачивает личную ответственность за своё поведение; · утрачивает личностные свойства и индивидуальные черты; · происходит резкое преобладание чувств над интеллектом. | Фрейд выводит трехступенчатую структуру личности: · Оно (инстинкты); · Я; · Сверх-Я. | Природа человека– биосоциальная телесно-духовная целостность, а движущей силой человеческих желаний являются социокультурные базовые потребности: коллективизм, самоутверждение, привязанность, самосознание, образцы. | |
Общее: Различное: | ||||||
Методология | · теорию циклов – его отличительная характеристика как представителя ПП; · логико-экспериментальный метод – то есть социальные факты должны быть точно эмпирически обоснованными, суждения объективны, без идейных пристрастий; · системный подход; · структурно-функциональный анализ; · принцип динамического равновесия. | Психологический анализ изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Из множества этих процессов он особенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. | Психологический редукционизм, где поведением человека, толпы, массы, и всем процессом социальной эволюции управляет не разум, а чувства и верования, т.е. иррационально-волевая, эмоционально-психическая сфера жизни человека | Методологию Фрейда можно обозначить как социальный физиологический психоанализ. · Действия носят бессознательный характер; · Сексуальное возбуждение сублимируется в социальном творчестве; · Существуют 3 уровня: бессознательное – сознательное – предсознательное; · Происхождение социальности из эдипового комплекса (чувства вины и чувства страха), регулируемое нормами, религией · Психология толпы – организованная масса, вождь, стремление к солидарности. | Методология носит название гуманистического психоанализа, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо. | |
Общее: Различное: | ||||||
Методы | Логико-экспериментальный метод. | Позитивный метод, наблюдение, статистические методы, причинно-следственный анализ, историко-архивный метод. | Использовал гамму традиционных методов познания психологии и социологии, в качестве генерализирующего метода он прибегал к научным методам | Гипноз, метод свободных ассоциаций, толкование сновидений. | Сравнительно-исторический анализ и проникновение во внутренний мир человека. | |
Общее: Различное: | ||||||
Задачи социологии | · социология должна разоблачать социальные идеалы; · социолог должен разоблачать ложные мотивы, иллюзии, теории, которыми человек рационализирует свое поведение, скрывая истинные мотивы; · социолог должен определить резидуи или логические элементы в мотивации людей, исследовать роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположенностей, установок, предрассудков, стереотипов, определяющих действия и взаимодействия людей; · проведение системного, структурно-функционального анализа общества; · социология должна устанавливать функциональные зависимости между социальными фактами; · главная задача социологии – точное эмпирическое изучение и описание социальных фактов, дающих достоверное знание об обществе. | · Изучение законов подражания, благодаря действию которых, общество, с одной стороны, сохраняет целостность, с другой стороны, развивается по мере того, как возникают и распространяются изобретения в различных сферах социальной жизни. · Изучение межиндивидуальных и интериндивидуальных отношений людей, их социального взаимодействия на основе субъективно-психологических свойств индивида. · В процессе исследования следует опираться на статистические и историко-архивные данные. | 3. Социолог должен, изучая конкретные явления, уметь выходить на уровень научных обобщений и абстракций, везде вычленять фундаментальные социальные закономерности; 4. Эмпирические социальные и психологические факты массовых явлений следует приводить к унитарной форме, исходя из логики биологических инстинктов, опираясь на иррационально-волевую, эмоциональную сферу человека, всегда помня, что человек действует под воздействием чувств, а не разума. 5. В соотнесении с основной темой творчества Лебона можно сделать вывод о том, что задачей социологии он видел анализ поведения человека и его прогнозирование. | · Изучить человека, его психику, формирование, развитие и структуру личности; · Изучить мотивы и механизмы деятельности человека в разных социальных общностях; · Изучить соотношение инстинктов между собой и с цивилизацией; · Определить роль бессознательного и сознания в обществе | · помочь каждому человеку стать самим собой, правильно сделать жизненный выбор. · различать исходную мысль, мотивирующее побуждение и их "рационализированную" оболочку · понимание душевной реальности, лежащей за общепринятыми нормами и представлениями | |
Общее: социология, в том числе и эмпирическая, должна, прежде всего, изучать социальную реальность и понимать ее. Различное: социологи в разной степени обосновывали задачи социологии. | ||||||