Статусно-ролевая концепция личности

Родоначальниками статусно-ролевого теоретического подхода явились американские ученые Джордж Герберт Мид и Ральф Линтон. В центре него находятся два взаимосвязанных друг с другом понятия - статус и роль.

Социальный статус характеризует положение человека в обществе, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей. Обладание статусом позволяет индивиду ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. В любом обществе его представители могут занимать различные позиции: высокие и низкие. При этом каждого из них можно охарактеризовать «статусным набором» (преподаватель, например, это мужчина, отец, муж, кандидат наук, представитель среднего поколения, член ЛДПР). Это понятие ввел в социологическую науку американский социолог Роберт Мертон. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, он назвал статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Им, как правило, называют тот статус, который связан с должностью, местом работы или с местом жительства.

Статусы, по мнению Ральфа Линтона, бывают также приписываемые и достигнутые. Первый из них определяется полом, национальностью, происхождением, расой. В отличие от него, достигнутый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Дж. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец – дед). Согласно его учению, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями и может быть определена как ожидаемое поведение. Данный процесс взаимодействия означает, что люди в пределах исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей.

Подобно «статусному» Р.Мертон выделяет и ролевой набор, т.е. совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например, преподаватель может выполнять роли обучающего, воспитателя, исследователя, экзаменатора и т.д. При этом возникает вопрос: какие роли для человека являются лично значимыми, какие – ничего не значащими, а от каких он просто пытается дистанцироваться? Все это может приводить к возникновению ролевого конфликта, который обуславливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса.

Социализация – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей, который превращает человека в личность. Он включает в себя два основных этапа:первичную социализацию, охватывающую детство человека, и вторичную социализацию, которая представляет процесс усвоения новых ролей и знаний на каждом последующем этапе жизни.

Люди, институты и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение личности.

Термин «вторичная социализация» относится ко второму эшелону влияния, его составляют представители администрации школы, университета, предприятия, армии, государства и т.д.

Каковы же основные механизмы социализации? По мнению Толкотта Парсонса его основными пружинами являются имитация и идентификация (эти понятия заимствованы у З.Фрейда). Он определяет имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения и т.д. Парсонс считает, что имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация для него означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации.

Механизм социализации через групповой опыт раскрывает теория «зеркального Я». Автором ее является известный социальный психолог Чарльз Кули, по мнению которого каждый человек строит свое «Я», основываясь на реакциях других людей, с кем он вступает в социальный контакт. В ходе этого взаимодействия человек учится смотреть на себя как на объект глазами других людей, которые как раз и являются теми зеркалами, формирующими «социальное Я».

Еще один механизм социализации предложил швейцарский психолог Жан Пиаже. Он сформулировал концепцию когнитивного (интеллектуального) развития личности, которая включала в себя ряд стадий:

· до 2 лет (сенсомоторная стадия) – вещь есть, пока ребенок ее видит и чувствует;

· 2-7 лет (преоперациональная стадия) – ребенок учится различать вещи и символ вещей;

· 7-11 лет (конкретно-операциональная стадия) – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;

· после 12 лет (формально-операциональная стадия) – происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла т.д.).

Таким образом, процесс социализации через свои механизмы производит отбор тех критериев, которые в большей степени способствовали обретению личностью главного, интегрального статуса. А этому в немалой степени помогает социальный контроль, который выступает в качестве особого механизма социальной регуляции поведения. Он включает в себя два главных элемента: нормы и санкции.

Под социальной нормой понимается предписание того, как надо правильно себя вести. В обществе нормы выполняют ряд важных функций. Во-первых, они регулируют общий ход социализации. Во-вторых, интегрируют индивидов в группы, а группы в общество. В-третьих, контролируют отклоняющееся поведение. В-четвертых, являются стражниками ценностей. В-пятых, служат образцами и эталонами поведения.

Для контроля за соблюдением норм применяются социальные санкции. Санкция – это реакция группы на поведение социального субъекта. По своей направленности она может быть позитивной (т.е. поощряющей) и негативной (порицающей).

Социализация, таким образом, представляет собой процесс индивидуального освоения социальных ролей и культурных норм с помощью совокупности агентов и институтов, формирующих становление личности посредством социального контроля.

Наши рекомендации