Следует конкретно определять пространственные и временные координаты.
Имеется в виду довольно распространенное использование наречий типа «часто», «редко», «далеко», «близко» и т. п.
Пример. Часто ли вы читаете детективы?
Варианты: Часто. Редко. Никогда.
При такой формулировке вопроса невозможно получить точный ответ. Для одного человека «часто» читать детективы означает еженедельное обращение к этому жанру, для другого — несколько книжек в год. Поэтому следует прибегнуть к совершенно иным формулировкам, как вопросов, так и ответов.
Пример. Читаете ли вы детективы?
1. Да. 2. Нет.
Если да, то насколько регулярно?
1. В среднем по одной книге в неделю или чаше.
2. В среднем по одной-две книги в месяи.
3. В среднем по одной-две книги за полугодие.
4. В среднем по одной-две книги в год.
5. Реже чем один раз в год.
Можно также оставить вопрос о регулярности чтения детективов открытым и «закрыть» его уже на стадии обработки результатов.
9.Следует учитывать фактор социальной желательности, стремление респондента «предугадать» нормативный, как ему кажется, ответ и заслужить одобрение.
Выполнение этого требования, пожалуй, сложнее других, так как приходится учитывать много социальных и психологических факторов, которые могут повлиять на ответ респондента. Это стремление не только к социальному одобрению, но и к престижности, к самопрезентации и т. п.
Пример: испытываете ли вы неприязнь к представителям других национальностей?
Если респондент отрицал этническую неприязнь к какому бы то ни было народу, а затем, к примеру, грузинам приписывал «коварство», «наглость», «агрессивность» и т. п., становилось ясно, что при ответе на предыдущий вопрос он был неискрен.
10. При использовании вопросов деликатного характера надо избегать прямых формулировок.
Предположим, прямой вопрос о том, приходилось ли человеку попадать в вытрезвитель, вряд ли вызовет у всех респондентов, кто попадал в такую ситуацию, желание искренне признаться в этом. Более вероятен откровенный ответ, если нестандартное поведение будет проецироваться на других людей, превращая его в нечто обыденное и привычное. При такой постановке вопроса формулировка будет выглядеть так:
Пример. Известно, что многие мужчины в нашей стране хоть раз в жизни попадали в вытрезвитель. Случалась ли такая беда и с вами?
Ясно, что при таком звучании вопроса значительно легче признаться в своей «беде».
Последовательность вопросов в анкете.
Порядок, в котором вопросы представлены респонденту, должен быть не случайным, а продуманным, максимально способствующим как повышению интереса информанта к исследованию, так и упрощению для него необходимой работы.
Простые вопросы, на которые респонденту не трудно ответить, следует располагать в самом начале опросного листа.
Вместе с тем эти вопросы должны быть предположительно интересными для большинства участников, формирующими положительную мотивацию к дальнейшей работе.
2. Нужно обеспечить смысловое соответствие между начальными вопросами и заявленной во введении к анкете целью исследования.
Данное требование подразумевает, что несколько первых вопросов будут в точности соответствовать той проблеме, о которой осведомлен респондент. Это как будто не очень существенное положение в действительности организует общение между информантом и социологом и поэтому заметно способствует успеху этой коммуникации.
3. В том случае, если анкета посвящена не одной, а нескольким
проблемам, нужно группировать вопросы в отдельные озаглавленные смысловые блоки, которые настраивают респондента на переход от одной темы к другой.
4. При формулировке вопросов и вариантов ответов следует переходить от простого к более сложному и от конкретного к более абстрактному.
Это требование исходит из законов логики и особенностей психологического восприятия любого вербального текста. Имеется в виду следующее. Предположим, что определенная переменная изучается социологом посредством трех вопросов: вопроса, оформленного в виде таблицы, вопроса-меню и вопроса с альтернативным выбором. Тогда независимо от их содержания, надо начать с простой альтернативы, оформленной в виде номинальной шкалы, затем перейти к многовариантному вопросу и в заключение предложить табличный вопрос как наиболее сложный для восприятия и утомительный для работы.