Занятие. Абсолютные и относительные величины
2 часа.
1. Понятие об абсолютных величинах и обобщающих показателях.
2. Относительные величины и их виды.
3. Общее понятие об индексах. Виды индексов.
4. Применение относительных величин в правовой статистике.
Вопросы для самоконтроля по теме.
1. Что понимается под абсолютными величинами и каково их практическое значение в правовой статистике?
2. Что понимается под обобщающими показателями и какие их виды применяются в статистике?
3. Раскройте значение обобщающих показателей в правовой статистике.
4. Что из статистических показателей называется относительными величинами? Какие виды относительных величин вы знаете?
5. Как исчисляются относительные величины? Укажите область их применения в правовой статистике?
6. Что в статистике понимается под индексом? Какие индексы вы знаете и как они применяются в правовой статистике?
Основная литература
Остроумов С.С. Советская судебная статистика. М., Изд-во МГУ, 1976. Гл. 5, 6, 8, 9.
Савюк Л.К. Правовая статистика. М., 2006. Гл. 7-9.
Правовая статистика. /Под ред. Осетрова Н.А. М., 1980. Гл. 4, 5.
Дополнительная литература
Елисеева И.И. Статистические методы измерения связей. Л., 1982.
Кондрашков Н.Н. Количественные методы в криминологии. – М., 1971.
Казинец Л.С. Теория индексов. М., 1963
Методика анализа преступности: Методическое пособие. М., 1986.
Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. – М., 1972.
Правовая статистика. Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1986.
Практические задания.
1.Данные о количестве осужденных в Республике Татарстан за 1 полугодие 1997 года.
Статьи УК | Наименование преступления | Всего осужденных | В т.ч. членов ОПГ |
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью | |||
Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью | |||
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта | |||
114 ч.1 | Причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны | ||
114 ч.2 | Причинение вреда при превышении мер, необходимых для задержания | ||
Умышленное причинение легкого вреда здоровью | |||
Побои | |||
Взято из кн.: Галимов И.Г., Сундуров Ф.Р. Организованная преступность: тенденции, проблемы, решения. - Казань, 1998. - С. 212-213. Примечание: в наименовании четвертой колонки речь идет об организованных преступных группах - (ОПГ).
Определите, в каких статистических показателях представлена выше приведенная таблица?
На основе приведенных данных вычислите относительные величины, характеризующие структуру совокупности. Сделайте статистические выводы.
2. Практика назначения наказания за убийство с учетом физиологического состояния виновного в момент совершения преступления выглядела следующим образом:
Меры наказания Лет, лишения свободы | Виновные в состоянии: опьянения трезвом | Всего | |
До 5 | |||
До 7 | |||
До 10 | |||
До 12 | |||
До 15 | |||
Высшая мера |
Материал взят из кн.: Флоря К.Н. Назначение наказания с учетом причин совершения преступления. - Кишинев,1980. - с.129.
Вычислите удельный вес каждой группы в общем количестве осужденных, а также по срокам и видам наказания. Проанализируйте полученные данные и сделайте статистические выводы.
3. Чтобы изучить влияние алкоголя на потомство, во Франции за длительное время проследили судьбу детей у 215 родителей, злоупотребляющих спиртными напитками. Установлено, что из 819 детей было 16 мертворожденных, 37 недоношенных, 38 плохо развитых и потому нетрудоспособных, 55 больных туберкулезом, 145 душевнобольных, 121 преждевременно умерших. Оставшиеся дети (за вычетом выше перечисленных) были сравнительно здоровыми.
Г.Р. – приведены подлинные данные социологического исследования. Источник заимствования исходных данных утрачен.
В каких статистических величинах отражена рассматриваемая совокупность?
а) Определите относительные величины структуры совокупности.
б) При помощи абсолютной и относительной величин определите количество сравнительно здоровых детей.
в) Сделайте самостоятельный социальный вывод из полученных данных.
4. Исследования в Горьковской области показали, что среди “семейных” причин правонарушающего поведения молодежи являются: неправильная позиция родителей по отношению к своим детям - 390 случаев; отсутствие у родителей достаточного времени для воспитания детей и контроля за их поведением - 315; антиобщественное, противоправное поведение родителей (в том числе совершение правонарушений членами семьи) - 285; неполнота семьи и связанное с ней чувство “ущербности” ребенка, а также стремление компенсировать это в неформальной группе - 225; неверная позиция родителей к социальным запретам - 225 случаев. Г.Р.- приведены подлинные сведения результатов социологического обследования. Источник заимствования материала утрачен.
В каких статистических показателях приведены данные исследования? Используя относительную величину, укажите размер доли в исследованном явлений. Какие виды относительных величин используются в правовой статистике?
5. Допустим, в одном из районов за период с 2000 по 2004 год было зарегистрировано следующее количество преступлений и лиц, их совершивших.
Годы Численность населения в районе. Число зарегистрированных преступлений. Число лиц, совершивших преступления. |
Вычислите коэффициент преступности по количеству преступлений и числу преступников. Сделайте статистические выводы из полученных результатов. Какие принципиально важные сведения о состоянии преступности мы получаем в результате двухвариантного исчисления коэффициента преступности? Какие достоинства присущи только этому статистическому показателю преступности, отсутствующие у других статистических величин?
6. Число зарегистрированных преступлений в России за пять лет характеризуется следующим образом:
Вычислите относительную величину динамики преступности используя базисный и цепной способы. Какой статистический вывод можно сделать из полученных данных? Как связываются полученные данные с социальными процессами в государстве в указанный временной период?
7. На начало 1984 года в СССР насчитывалось 128,3 млн. мужчин и 145,8 млн. женщин.
Вычислите относительную величину сравнения. С чем, на ваш взгляд, следует связывать столь тенденциозное развитие демографических процессов в стране?
8. Имеются следующие данные о результатах расследования уголовных дел в СССР за три года:
Годы | Расследовано всего | Из них направлено на дополнительное расследование Всего В том числе судом | |
Исходные данные взяты из кн.: Демидов В.Н. Уголовный процесс и материальные затраты. М.: Изд-во “СПАРК”, 1995. - С. 66.
По приведенным данным вычислите: а) удельный вес всех дел, направленных на дополнительное расследование в общем количестве расследованных дел; б) удельный вес дел, направленных на дополнительное расследование судом в общем количестве дел, направленных на доследование. Сделайте статистический вывод из анализа исходных данных.
9. Привлечено к уголовной ответственности за налоговые преступления в РФ.
Год | Возбуждено дел | Осуждено |
Заимствовано из кн.: Талан М.В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории и законодательного регулирования. Казань, изд-во Казанск. ун-та, 2001. С. 278.
По приведенным данным вычислите общий индекс судимости за 1993-2000 годы и индивидуальные индексы по годам. Проанализируйте полученные данные и сделайте из них выводы.
10. По сведениям “Московской правды” за январь 1995г. в Москве произошло 2338 происшествий, связанных с гибелью людей. Из них в автомобильных авариях погибли 96 чел., на пожарах - 25, утонуло - 20, погибло в связи с падением с высоты - 61 чел., от травм на производстве - 1, на рельсах - 26 чел., повесилось - 50, от ножевых ранений - 34, от огнестрельных ранений - 38 человек. (“Республика Татарстан”, 1995г., 23 марта).
Определите базисный индекс происшествий. За базу брать данные автомобильных происшествий. Какой вывод можно сделать по результатам исчисления индексов?
11. Имеются следующие данные о коэффициентах преступности в России.
При числе преступлений на 100 тыс. человек всего населения. | При числе преступлений на 100 тыс. человек населения в возрасте 14 лет и старше. | ||||||||
1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. |
1463,2 | 1856,5 | 1887,8 | 1778,9 | 1862.7 | 1862.2 | 2309.1 | 2384,7 | 2334,7 | 2327.2 |
Заимствовано из сб.: Преступность и правонарушения (1991-1995). Стат. сб. М., 1996. С. 20.
По приведенным данным изобразите наглядно динамику коэффициентов преступности применительно к каждому из базовых показателей населения путем построения общего масштабного графика. Какой вывод следует из полученных данных?
На рынках двух городов Татарстана 9 марта 1995г. были зафиксированы следующие цены на мясо в тыс. руб. за 1 кг.:
Казань | Чистополь | |
Говядина | 9,5 | |
Баранина | ||
Свинина |
Вычислите общий и индивидуальные индексы цен на мясные продукты. Сделайте статистический вывод из полученных данных.
Занятие. Средние величины
2 часа.
1. Общее понятие о средних величинах.
2. Виды средних величин и техника их исчисления.
3. Применение средних величин в правовой статистике.
Вопросы для самоконтроля по теме.
1. Дайте определение средней величины. Какие виды средних величин применяются в правовой статистике?
2. Для исчисления каких показателей применяются разновидности средних величин в правовой статистике? В чем их достоинство для характеристики правовых явлений?
3. Какие требования необходимо соблюдать при исчислении средней величины?
4. Что представляют собой мода и медиана и какое значение они имеют в правовой статистике?
5. Дайте обоснование допустимости применения средних величин в правовой статистике к качественно однородным совокупностям с точки зрения их достаточной достоверности для характеристики явления.
6. Почему средние величины в статистике основываются на массовом обобщении наблюдаемых явлений и как это связано с законом больших чисел?
Основная литература
Остроумов С.С. Советская судебная статистика. М., Изд-во МГУ, 1976. Гл. 5, 6, 8, 9.
Савюк Л.К. Правовая статистика. М., 2006. Гл. 10.
Правовая статистика. /Под ред. Осетрова Н.А. М., 1980. Гл. 4, 5.
Дополнительная литература
Блувштейн Ю.Д. Криминология и математика. М., 1974.
Джини К. Средние величины. М., 1970.
Кондрашков Н.Н. Количественные методы в криминологии. – М., 1971.
Кузмичева С.К., Соломаха Г.И. Статистика. Часть Горький, 191979.
Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. – М., 1972.
Пасхавер И.С. Средние величины в статистике. М., 1979.
Правовая информатика и кибернетика. Учебник / Под ред. Н.С. Полевого. М., 1993.
Правовая статистика. Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1986.
Практические задания.
1. Имеются следующие данные по делам о хищениях собственности:
Число обвиняемых | Число дел |
Определите среднее число обвиняемых на одно уголовное дело. О чем свидетельствует данный показатель в практической уголовно-правовой статистике? Какая разновидность средних величин применена в данном случае?
2. Допустим, имеются следующие данные о размере ущерба, причиненного совершенными преступлениями:
Размер ущерба | Количество уголовных дел |
от 720 до 2,5 тыс. руб. | |
от 2,5 до 25 тыс. руб. | |
от 25 до 100 тыс. руб. | |
от 100 до 250 тыс. руб. | |
от 250 до 1 млн. руб. |
Вычислите средний размер ущерба по приведенному количеству уголовных дел. Укажите, какая разновидность средних величин здесь может быть применена? Чем отличается она от того вида средней величины, который применялся в предыдущем примере?
3. Выборочное исследование работы судов показало, что в суде № I. сроки рассмотрения 10 гражданских дел составляли соответственно (в неделях): 13, 3, 1, 10, 5, 11, 9, 1, 2, 1. В суде № 2 сроки рассмотрения того же количества гражданских дел в неделях составили: 5, 6, 4, 6, 6, 7, 5, 4, 6. Определите средний срок рассмотрения гражданских дел в судах. Какой вид средней величины применили вы при решении задачи?
4. Сведения о мерах наказания, примененных судами Р.Т. за 1998-2001 годы.
Поряд-ковый № | Лишение свободы | Количество осужденных | |||||
до 1-го года | |||||||
св. 1 до 2 лет | |||||||
св. 2 до 3 лет | |||||||
св. 3 до 5 лет | |||||||
св. 5 до 8 лет | |||||||
св. 8 до 10 лет | |||||||
св. 10 до 15 лет | |||||||
св. 15 до 20 лет | |||||||
св. 20 до 25 лет | - | ||||||
св. 25 до 30 лет | - | - | - | ||||
Пожизненное лишение свободы | |||||||
Определите средний срок лишения свободы по годам. Какой вид средней величины использовался вами? Изложите полученные данные одним из известных вам способов графического представления статистического материала.
5. Предположим, по результатам опроса следователей в одном из регионов страны были получены следующие данные о количестве уголовных дел, находящихся в их производстве:
Количество следователей | Дела, находящиеся в производстве следователей |
По приведенным данным определите среднее число дел, находящихся в производстве следователей, модальное и медианное значение этого показателя.