Разделы дисциплины и виды занятий

Моду-ль* Наименование раздела Всего часов Аудиторные занятия Внеауд. работа** Самост. работа
Л. Пр. Лб.
Журналистика в системе социальных институтов общества.    
Журналистика как массово-информационная деятельность    
Функции журналистики.    
Социальные и профессион. стороны журналистики    
Генезис журналистской профессии.    
Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации.    
Модель личности журналиста.    
Ориентация в профессии, мотивация ее выбора.    
Итого    

* - продолжительность внутридисциплинарного модуля - 1 месяц

**- из расчета 1 час в неделю

Содержание разделов дисциплины

Модуль Наименование раздела Содержание раздела
  Журналистика в системе социальных институтов общества Особенности журналистики как социального института. Процесс функционирования журналистики в обществе, ее социальное назначение. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные. Журналистика как система средств массовой информации. Традиционные и новые СМИ, их типология. СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически организованном обществе. СМИ как инструмент демократии. Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ как средства достижения целей социального консенсуса, социального партнерства. СМИ как четвертая власть. Информационная политика в области СМИ. Проблемы информационной безопасности.
Журналистика как массово-информационная деятельность Понятия "информация" и "массовая информация". Массовая информация как продукт массово-информационной деятельности. Массовая информация и социальная информация. Массовая аудитория и ее характеристики. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Потенциальная, принятая и реальная информации. Семантический, синтаксический и практический аспекты массово-информационных текстов.
  Функции журналистики. Понятие функции. Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функции журналистики. Различные теоретические подходы к анализу функций СМИ и их классификация. Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ. Взаимодействие журналистики с общественным мнением как механизм реализации функций. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. Информация и коммуникация как основа массово-информационного процесса.
Социальные и профессион. стороны журналистики Понятие социального и профессионального в журналистике. Социальная позиция журналиста. Диалектическая связь социальной позиции с профессиональными качествами журналиста. Умение отстаивать свою точку зрения средствами журналистики.
Генезис журналистской профессии. Особенности развития профессии. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии. Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Социальные и профессиональные роли журналиста.
Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации Становлениеи характер концепции свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы и решения. Юридический аспект свободы журналистики. Современное российское законодательство в сфере СМИ. Законодательно закрепленные права и обязанности различных субъектов массово-информационной деятельности.
Модель личности журналиста. Профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики журналиста. Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.). Проблемы развития личности будущего журналиста, методы самовоспитания и самообразования. Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста. Журналистское образование: история, структура, формы обучения, актуальные проблемы развития образования. Журналистские организации и профессиональные издания.
Ориентация в профессии, мотивация ее выбора. Профессиограмма – модель профессии: функции, задачи, объекты, виды деятельности, продукт, результат труда. Особенности и парадоксы профессии, профессиональные сложности. Условия труда журналиста. Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п.

Наши рекомендации