Разделы дисциплины и виды занятий
Моду-ль* | Наименование раздела | Всего часов | Аудиторные занятия | Внеауд. работа** | Самост. работа | ||
Л. | Пр. | Лб. | |||||
Журналистика в системе социальных институтов общества. | |||||||
Журналистика как массово-информационная деятельность | |||||||
Функции журналистики. | |||||||
Социальные и профессион. стороны журналистики | |||||||
Генезис журналистской профессии. | |||||||
Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. | |||||||
Модель личности журналиста. | |||||||
Ориентация в профессии, мотивация ее выбора. | |||||||
Итого |
* - продолжительность внутридисциплинарного модуля - 1 месяц
**- из расчета 1 час в неделю
Содержание разделов дисциплины
Модуль | Наименование раздела | Содержание раздела |
Журналистика в системе социальных институтов общества | Особенности журналистики как социального института. Процесс функционирования журналистики в обществе, ее социальное назначение. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные. Журналистика как система средств массовой информации. Традиционные и новые СМИ, их типология. СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически организованном обществе. СМИ как инструмент демократии. Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ как средства достижения целей социального консенсуса, социального партнерства. СМИ как четвертая власть. Информационная политика в области СМИ. Проблемы информационной безопасности. | |
Журналистика как массово-информационная деятельность | Понятия "информация" и "массовая информация". Массовая информация как продукт массово-информационной деятельности. Массовая информация и социальная информация. Массовая аудитория и ее характеристики. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Потенциальная, принятая и реальная информации. Семантический, синтаксический и практический аспекты массово-информационных текстов. | |
Функции журналистики. | Понятие функции. Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функции журналистики. Различные теоретические подходы к анализу функций СМИ и их классификация. Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ. Взаимодействие журналистики с общественным мнением как механизм реализации функций. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. Информация и коммуникация как основа массово-информационного процесса. | |
Социальные и профессион. стороны журналистики | Понятие социального и профессионального в журналистике. Социальная позиция журналиста. Диалектическая связь социальной позиции с профессиональными качествами журналиста. Умение отстаивать свою точку зрения средствами журналистики. | |
Генезис журналистской профессии. | Особенности развития профессии. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии. Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Социальные и профессиональные роли журналиста. | |
Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации | Становлениеи характер концепции свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы и решения. Юридический аспект свободы журналистики. Современное российское законодательство в сфере СМИ. Законодательно закрепленные права и обязанности различных субъектов массово-информационной деятельности. | |
Модель личности журналиста. | Профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики журналиста. Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.). Проблемы развития личности будущего журналиста, методы самовоспитания и самообразования. Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста. Журналистское образование: история, структура, формы обучения, актуальные проблемы развития образования. Журналистские организации и профессиональные издания. | |
Ориентация в профессии, мотивация ее выбора. | Профессиограмма – модель профессии: функции, задачи, объекты, виды деятельности, продукт, результат труда. Особенности и парадоксы профессии, профессиональные сложности. Условия труда журналиста. Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п. |