МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса.
Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.
В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:
– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методический комплекс, созданный профессорско-преподавательским составом института в помощь студенту;
– изучает учебную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на лекциях;
– осуществляет поиск ответов на обозначенные преподавателем вопросы и задачи;
– самостоятельно изучает отдельные темы и разделы учебных дисциплин;
– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебно-экзаменационных сессий на очередной учебный год;
– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;
– развивает навыки научно-исследовательской работы.
Самостоятельная работа студента включает все ее виды, выполняемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС) и рабочим учебным планом:
– подготовку к текущим занятиям (лекция, практическое занятие, семинар, контрольная работа, тестирование, устный опрос);
– изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение; кроме того:
– выполнение рефератов, домашних индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;
– участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.
Трудоемкость самостоятельной работы студентов в часах по всем дисциплинам указывается в рабочих учебных планах подготовки бакалавров по направлениям подготовки.
ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Социология как наука. Предмет социологии и структура социологического знания. Место социологии в системе общественных наук.
2. Возникновение социологии как науки. Позитивизм. Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.
3. Социологические взгляды Э. Дюркгейма.
4. «Понимающая социология» М. Вебера
5. Социологические идеи К. Маркса.
6. Основные социологические школы в дореволюционной России.
7. Творческое наследие П. А. Сорокина.
8. Социология в СССР в 1960–1980-е годы. Развитие социологии в современной России.
9. Общество как социальная система. Типы социальных систем.
10. Понятие социального института. Виды и функции социальных институтов.
11. Социальная группа: понятие, признаки, классификации.
12. Социальная структура общества. Виды и характеристика больших социальных групп.
13. Особенности, структура и динамика малых групп.
14. Семья как социальный институт и социальная группа.
15. Этническая социология. Этнос как специфическая социальная общность.
16. Социальная стратификация. Типы социальной стратификации.
17. Социальное неравенство как общественная проблема и пути ее решения.
18. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
19. Мировая социальная система: понятие, структура, этапы формирования.
20. Глобализация и ее последствия для современного мирового сообщества.
21. Социальные изменения. Циклические и линейные теории социальных изменений.
22. Проблема общественного прогресса. Критерии прогресса.
23. Социальные движения: понятие, виды, функции.
24. Понятие, структура и типология социального действия.
25. Социальное взаимодействие: основные теоретические подходы.
26. Социальная характеристика личности. Типологии личности в социологии и социальной психологии.
27. Теории личности в социальной психологии и социологии.
28. Понятие, механизм, стадии и агенты социализации.
29. Социальный статус и социальная роль.
30. Девиантное поведение: понятие, формы и типы, причины возникновения.
31. Теоретические объяснения девиантного поведения.
32. Социальный контроль, его функции. Виды социального контроля.
33. Методы социологических исследований.
34. Современное российское общество и его проблемы.