Плюрализм и трансформация института собственности в условиях развитых и переходных экономик
24. Проблема оптимальности баланса (соотношения) форм собственности - государственной, частной и коммунальной.
25. Государство как корпоративный актор
26. Парадигмальные сдвиги в описании хозяйственной системы России
27. Экономическая теория и экономическая социология: различие подходов.
28. Модель “социологического человека” в экономике и ее эволюция
Тематика рефератов:
1. Историко-логический подход Р. Сведберга, В.М.Хвостова, Н.И.Кареева и др.
2. Институциональный анализ социально-экономических процессов в зарубежной и отечественной экономической и социологической литературе. (Т.Веблен, Дж.Комммонс, Дж.Гибсон, Р.Коуз, Д. Норт и др.)
3. Концепции “homo economicus” в российских экономических и социологических теориях. (Н.К.Михайловский, А.В.Струве, Д.А.Столыпин, А.М. Большаков, С.Г.Струмилин, С.Н.Булгаков, П.Н.Ткачев, А.Н. Энгельгардт и др.)
4. Концепции “ограниченной”, “переменной” рациональности (Г.Саймон, Р.Сайерт, Дж.Марч, Х.Лейбенстайн, А.Стинчкомб и др.).
5. Основные подходы в определении содержания и оценки предпринимательского поведения (Й.Шумпетер, Н.Кондратьев, Ф.Найт, Ф.Хайек, Л.Мизес).
6. Структурно-функциональный анализ экономического действия Т.Парсонса и Н.Смелзера.
7. Статусные и социально-психологические механизмы регулирования экономического поведения.
8. Основное содержание монетарной концепции Г.Зиммеля.
9. Специфика поведенческого и институционального анализа в экономической социологии.
10. Концепции “homo economicus” в российских экономических и социологических теориях. (Н.К.Михайловский, А.В.Струве, Д.А.Столыпин, А.М. Большаков, С.Г.Струмилин, С.Н.Булгаков, П.Н.Ткачев, А.Н. Энгельгардт и др.)
11. Основные парадигмы теоретического анализа производственного поведения и их интерпретация в рамках экономической социологии.
12. Основные формы социального обмена в рамках хозяйственной жизни общества.
13. Содержание монетарного анализа экономического поведения.
14. Структура и функции экономической культуры рыночного типа.
15. Специфика переходных моделей экономического поведения в условиях России.
16. Основные особенности трансформации собственности в условиях переходных экономик.
17. Управление человеческими ресурсами в условиях командной, рыночной и переходной экономик
18. Факторы и критерии эффективности функционирования государственной собственности.
19. Торгово-посреднические институты и модели экономического поведения.
20. Принципы и критерии периодизации этапов развития экономической социологии (Н.Смелзер, Р.Сведберг, А.Кравченко, Ю.Веселов).
21. Теория общественно-экономических формаций К.Маркса.
22. М.Вебер как основатель экономической социологии.
23. Вклад Э.Дюркгейма в становление экономической социологии.
24. Антропологический анализ экономической жизни М.Мосса.
25. Социология денег Г.Зиммеля.
26. Теория капитализма В.Зомберта и Г.Шмоллера.
27. Концепция социальной экономики Й.Шумпетера и ее особенности.
28. Отечественные разработки в области экономической социологии: М.Ковалевский, А.Чаянов, С.Булгаков, М.Туган-Барановский, Н.Кондратьев и др.
4 Методические рекомендации по подготовке рефератов по дисциплине «Экономическая социология».
Реферат – первая студенческая письменная работа, которую студенту придется писать в вузе. Реферата представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. В отличие от курсовых и дипломных работ реферат пишется не только по специальным, но и по общим предметам. Обычно сдача реферата является формой контроля по определенной теме курса. Преподаватель, проверив реферат, может задать вопросы студенту и при необходимости предложить в дальнейшем доработать его в письменном виде.
Он является простейшей учебно-научной формой контроля знаний студентов, поэтому к нему предъявляются небольшие требования. Несмотря на то, что это научная работа, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения.
Подготовка реферата предполагает углубленное изучение первоисточников и способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексного использования приобретенных навыков работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления действительности и делать выводы для практической работы.
Для реферата необходимо обоснование собственного понимания процесса, аргументированное согласие с одной из излагаемых точек зрения.
Основные требования, предъявляемые к студенческому реферату по дисциплине «Экономическая социология»: умение работать с научной литературой; учебники и учебные пособия при написании реферата не используются в качестве единственных источников исследования; умение ориентироваться в выборе нужного материала из монографий, научных статей из журналов, хрестоматий; умение выделить проблемы из контекста; применение навыков логического мышления; соблюдение культуры письменной речи; знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.
Реферат – это учебно-исследовательская работа студентов, включающая обоснование темы (актуальность, анализ литературы, цель, задачи, методы исследования), содержание, заключение, список литературы. В сравнении с курсовой и дипломной работой обоснование в реферате свернуто, лаконично, схематично. Он предполагает письменную работу и устный доклад.
Выполнение реферата предполагает прохождение следующих стадий:
1. выбор и утверждение темы работы;
2. подбор и изучение литературы; составление плана реферата (план представляет собой совокупность предметных и детальных вопросов, раскрывающих основные содержательные моменты изучаемой темы);
3. написание работы;
4. внесение поправок и защиту реферата.
Приступая к выполнению реферата, необходимо, прежде всего, подобрать литературу по теме, изучить ее, при этом не следует ограничиваться изучением только обязательной литературы. Рекомендуется использовать материалы, публикуемые в периодической печати, вновь вышедшую литературу по вопросам данной дисциплины, источники Интернета.
Не следует дословно переписывать текст учебника или других источников. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Это требует дисциплины ума и развитости мышления. Следует видеть границу между необходимым и лишним.
Приводя цитаты, цифровые данные, необходимо указывать источники, из которых они были заимствованы. Не следует увлекаться большим количеством цитат. Но важно помнить, что взятую цитату надо зафиксировать, то есть указать точно автора, название, место издания, издательство, год, страницу. Для более полного раскрытия вопроса возможно использование графического материала, таблиц, рисунков.
В процессе чтения литературы возникают собственные мысли, соображения, приходят на память примеры из жизни, прочитанных ранее книг, практики. Все это желательно сразу фиксировать, чтобы не забыть.
В конце работы приводится перечень фактически использованных источников, оформленных по ГОСТ 7.1-2003.
Составление плана
В зависимости от дидактического задания студент делит текст статьи, раздела, темы на отдельные логические законченные части и дает им название. Расположенные в определенной последовательности эти названия представляют собой вопросы плана. Составленный таким образом план может служить ориентиром для устного выступления (доклада), для письменной работы.