Д. юм: психосоциология привычки
Давид Юм (1711-1776) — английский философ, историк, публицист. Не имея возможности получить университетское образование, приобрел обширные познания путем самообразования. Создал 8-томную «Историю Англии».
Основные труды: «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам» (1740); «Опыты» (1741); «Исследование о человеческом познании» (1748); «Исследование о принципах морали» (1752); «Диалоги о естественной религии» (были опубликованы посмертно в 1779 г.).
Юм исследовал проблему власти с позиций историз-! ма, утверждая, что патриархальная семья с авторитетом отца и институт племенных вождей явились теми первоначальными формами, из которых развился институт государственности. Имея своей целью обеспечение социального порядка и соблюдение справедливости, власть правителя стала универсальным признаком цивилизованного общежития и единственной реальной силой, способной гарантировать гражданам их естественные права и свободы.
Устойчивая привычка масс подчиняться монарху и правительству сообщает власти легитимный характер традиционалистского вида. Юм придает особое значение такому психологическому феномену, как привычка, что позволяет ему избегать стереотипов теории общественного договора, представлявшихся ему несостоятельными.
Как историк он не мог не принимать во внимание того факта, что практически все европейские правительства пришли в прошлом к власти через насилие, завоевания и перевороты. Достаточно долго пребывая во главе государств, правители принудили подданных считаться с их властью. В итоге действительно возникла привычка подчиняться именно данной династии. Чем продолжительнее оказывалось подобное подчинение, тем глубже проникал стереотип традиционной легитимности в сознание масс.
• 171 •
И. БЕНТАМ: УТИЛИТАРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
Иеремия Бентам (1748—1832) — английский социальный мыслитель. Окончил Оксфордский университет. В России, где его брат служил генералом, по согласованию с князем Потемкиным пытался реализовать свой проект строительства рациональной тюрьмы «Паноптикум». Ему принадлежат сочинения: «Введение в принципы морали и законодательства», «Паноптикум», «Основные начала уголовного кодекса» и др.
Бентам вошел в историю как создатель основ утилитаристского учения, опирающегося на принцип полезности. В своих трудах попытался последовательно провести идею тождества пользы и удовольствия, а также мысль о том, что главная цель развития цивилизации состоит в максимизации меры и массы общей пользы путем установления гармонии между индивидуальными и общественными интересами.
Бентам считал, что каждый человек должен при соблюдении норм морали и права руководствоваться принципом взвешенного сопоставления возможных удовольствий и вероятных страданий, которые его ожидают в результате. Сводя интересы общества к сумме интересов отдельных индивидов, Бентам утверждал, что частное стремление каждого человека заботиться только о себе ведет в конечном итоге к увеличению общей суммы счастья в государстве. Он видел в либеральных ценностях, свободной торговле, расширении избирательного права путь к процветанию государств. Выступал с резкой критикой теории общественного договора Ж. Ж. Руссо за ее способность пробуждать в массах бунтарские настроения, нарушающие стабильность общественной жизни, наносящие существенный вред гражданам и государству и в итоге уменьшающие общую сумму жизненных удовольствий.
Т. МАЛЬТУС: НЕГАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — английский мыслитель. Был священником англиканской церкви, профессором истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, одним из основателей Лондон-
• 172 •
ского клуба политической экономии. Идеи его сочинения «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода» (1798) нашли многочисленных приверженцев среди западных теоретиков и политиков. Известно, что концепция его главной книги сложилась у Мальтуса в полемике с отцом, приверженцем идей Ж. Ж. Руссо и У. Годвина.
Социальная футурология Мальтуса исходит из того, что в будущем человечество обречено столкнуться с угрожающими его существованию проблемами, от которых его не спасут никакие общественные реформы. Наиболее сложные и опасные из этих проблем возникнут в результате обострения противоречий между возрастанием численности населения в геометрической прогрессии и увеличением средств существования в арифметической прогрессии.
Основными средствами, способными приостановить это обострение, являются негативные факторы, тормозящие рост населения — войны, социальные катастрофы, преступность (убийства), болезни, эпидемии, нищета, голод и т. п. Гуманизм, при всех его прекрасных свойствах, чреват множеством отрицательных последствий. Различные проявления филантропии, взаимопомощи, поддержки, благотворительности лишь будут способствовать перенаселению. Люди должны проникаться сознанием серьезности опасности, угрожающей им и будущим поколениям. Поэтому превентивными средствами, смягчающими действие негативных факторов, следует считать нравственную самодисциплину, практику целомудрия, сексуального воздержания до вступления в брак; этику индивидуальной ответственности за содержание семьи.
Если сам Мальтус как священник считал неприемлемыми искусственные средства сокращения рождаемости (контрацепция, аборты), то его последователи стали рассматривать их как важный инструмент снижения роста населения. С позиций мальтузианства тормозом роста численности народонаселения является практика снижения заработной платы, падение ее уровня ниже прожиточного минимума. Оптимальной является
• 173 •
модель действия «железного закона заработной платы», предполагающего равенство зарплаты прожиточному минимуму. Мальтузианство считает недопустимыми политико-экономические меры борьбы государства с бедностью, поскольку в результате возникает эффект, противоположный ожидаемому: население возрастает, а бедность сохраняется.
Р. ОУЭН: УТОПИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ
Роберт Оуэн (1771-1808) — английский мыслитель, социалист-утопист. Испытал влияние идей французского Просвещения и английской экономической науки. Пытался реализовать на практике свои замыслы и основал несколько коммунистических колоний в США и Англии. В своих сочинениях «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человеческого характера», «Книга о новом нравственном мире», «Революция в сознании и деятельности человеческого рода» Оуэн стремился доказать, что социальное поведение людей детерминируется исключительно внешними обстоятельствами. Человек не обладает свободой воли и не может воспрепятствовать тем причинным воздействиям, которые оказывает на него экономический строй. Ему нельзя вменять в вину пороки и преступления, он не заслуживает наказаний, поскольку зло исходит не от него, а от несправедливого порядка вещей. Путь к избавлению общества от зла пролегает через установление новых, справедливых отношений между людьми. Чтобы побудить их к избавлению от пороков, необходимо апеллировать к их разуму.
Подобно французским просветителям, Оуэн был убежден во всесилии рационалистически сконструированных преобразовательных программ и в готовности человека послушно следовать рассудочным предписаниям. Он был уверен, что стоит лишь преодолеть заблуждения и невежество, проникнуться сознанием истинности и разумности социалистических идей, как откроется реальная возможность для утверждения справедливого общественного строя с обобществленными
• 174*
средствами производства, отсутствием эксплуатации, равной для всех мерой труда и потребления. В специальных трудовых колониях будет царить идеальный порядок, исчезнут пороки и преступления. С исчезновением социально-экономических стимулов для культивирования злых чувств наступит время господства солидарности, милосердия и любви.
А. ДЕ СЕН-СИМОН: