Сбор социологическое информации
Эмпирические исследования (сбор социальных фактов) проводятся теми методами, которые определены программой. Рассмотрим основные методы сбора социологической информации.
Для сбора социологической информации могут применяться различные методы -
ü наблюдение,
ü опрос (анкетирование, интервью),
ü анализ документов,
ü экспертная оценка,
ü эксперимент и пр.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем наблюдаемых социальных фактов (событий, явлений, условий и т.д.).
В отличие от обыденного научное наблюдение имеет следующие особенности:
• подчинено исследовательским целям и задачам; |
• имеет план, процедуру сбора информации; |
• данные наблюдения фиксируются в дневнике или протоколе. |
Можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения:
ü отдельные действия индивидов и групп,
ü деятельность в целом,
ü значение действий,
ü участники,
ü зависимости между индивидами и группами,
ü окружение (обстановка).
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ
В зависимости от степени стандартизации техники наблюдениявыделяют две разновидности этого метода.
• Стандартизированная техника наблюдения Онапредполагает: |
- наличие детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; |
- определение условий и ситуаций наблюдения; |
- наличие инструкции для наблюдателей; - единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений. |
• Нестандартизированное (неструктурированное) наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти. |
• Формализованные и • неформализованные; |
• Включенные - когда исследователь (наблюдающий) интегрируется в наблюдаемую социальную среду (напр., становится членом организации, работником предприятия); • невключенные - когда исследователь осуществляет наблюдение, не вмешиваясь в изучаемые события. |
Включенные наблюдения бывают открытыми и скрытыми
• Полевые наблюдения (проводятся в естественной среде) • лабораторные наблюдения. |
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения:
ü полное участие наблюдателя в ситуации;
ü участник ситуации как наблюдатель;
ü наблюдатель как участник;
ü полностью наблюдатель.
• Полное участие в ситуациипредполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. Пример - работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения. |
• Ситуация "участник как наблюдатель"характеризуется включенностью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя. Программа включенного наблюдения предполагает в данном случае не регистрацию частоты проявления отдельных событий, а экспертный анализ наблюдаемой целостной ситуации, интуитивное обобщение и формирование оценок и выводов. Однако, будучи участником той или иной ситуации, исследователь рискует утратить нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации фактов. Наконец, - это очень трудоемкий и организационно сложный метод, требующий значительных затрат времени по сравнению с др. методами, сбора данных. Этим и объясняется его небольшая распространенность. |
• Ситуация "наблюдатель как участник"означает, что наблюдатель - прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. Пример - хронометраж затрат времени, моментные наблюдения. |
• В позиции полного наблюденияисследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможно использование скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдателем. |
Способы контроля, используемые для получения объективной информации:
• наблюдение за наблюдением; • повторное наблюдение; • исключение из записи оценочных терминов; • прочие методы контроля. |