По мнению антропологов, социальный смысл культуры проявляется в следующих ее четырех элементах.

1. Понятия (концепты).Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе нормы и санкции) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Ценности обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения, превращаясь в ценностные ориентации.

Функции культуры

Под функцией (лат. functio - исполнение, совершение) в социогуманитарных науках понимают влияние социального феномена на социальный объект, когда изменение феномена приводит к изменению объекта. Применительно к функциям любой социогуманитарной науки - это ее роль в обществе, ее влияние на социальную динамику.

При помощи культуры появляются, развиваются и сохра­няются собственно социальные качества человека, его отношения и продукты культурно-исторической деятельности. Поэтому культура изначально поли­функциональна. К основным функциям культуры можно отнести:

- адаптационную;

- ценностно-нормативную;

- социализирующую;

- организационно-регулятивную;

- коммуникативно-информационную.

Адаптационная функция связана с выработкой механизмов, средств, способов, правил, при помощи которых оптимизируется, упрощается, становится более эффектным приспособление человека к при­родной и социальной среде. Степень развития куль­туры может быть косвенно определена по степени развития средств и способов адаптации.

Ценностно-нормативная функция культуры со­пряжена с выработкой, сохранением и ретрансляци­ей норм, ценностей, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляемся са­моопределение человека, группы, слоя, общества. Ценностно-нормативная функция связана с сохране­нием преемственности в культурном развитии и наследовании. Данная функция способствует накоп­лению социокультурного опыта, его адекватной пе­редаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Ценностно-нормативная функция формирует «взгляд на себя», самооценку, в соответствии с кото­рой культура (и человек) определяется в мире, обо­сновывая свои приоритеты, цели и формы их достижения.

Функция социализации – это приобщение чело­века к миру культуры, к миру других людей. Соци­ализация связана с процессами усвоения человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, образ­цов, которые позволяют ему эффективно ориентиро­ваться в мире природы и мире социума, сохраняя свой статус и выполняя определенные роли. Социа­лизация осуществляется посредством образования и воспитания и предполагает активное участие че­ловека в этом процессе. Социализирующая функ­ция связана с воспроизводством определенного типа человека, необходимого для создания, сохране­ния и ретрансляции данной культуры. Это синтези­рующая функция культуры, в ней в сжатом виде содержатся все другие функции; без нее культура не могла бы существовать как динамическое, разви­вающееся, целостное явление.

Организационно-регулятивная функция культу­ры нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания обще­ства или его части. Для этого вырабатываются спе­циальные институты культуры, особые организации, способствующие стабильному существованию обще­ства при все более возрастающей его дифференциации.

К организационным элементам культуры мож­но отнести следующие типы объединений: биосоци­альные (семья, род, племя, половозрастные союзы), социальные (союзы племен, родов), социально-поли­тические (государство, политические и профессио­нальные союзы). Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры; она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений.

Коммуникативно-информационная функция сложна и многоаспектна. Упорядочива­ние представлений, знаний о мире, их унификация, универсализация способствуют передаче больших объемов информации от поколения к поколению, от культуры к культуре. Постоянное обогащение зна­ний ведет к повышению адаптационного потенциа­ла культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. Информация предстает как совокупность знаний, уме­ний, навыков, составляющих гносеологический по­тенциал, информационное богатство культуры. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Расширение опыта, информационного поля культу­ры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с ре­альными объектами, а с их символами, с представле­ниями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к уни­фикации культурных норм, к нарушению механиз­мов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства посредством создания коммуникативных инвариантов.

Функции культуры многообраз­ны, они тесно переплетаются между собой, выделить их в чистом виде невозможно, они активно взаимо­действуют, взаимно влияют друг на друга, что обеспечивает динамическое движение культуры в разнообразии ее конкретных форм.

Наши рекомендации