Социальные отношения – это упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия.
(Пример: вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как оно должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения).
Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов (социальных действий) и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Человек не пишет сценарий каждого конкретного акта взаимодействия, это невозможно и не нужно. Заранее мы создаём только такие объективные условия, которые позволили бы ходу взаимодействия протекать в максимально выгодном для нас направлении.
Социальные взаимодействия подразделяются на 3 вида:
· физические
· словесные (вербальные)
· жестовые
(Мысленные взаимодействия существуют только у телепатов при прямой передачи мыслей).
Ранее считалось, что общение целиком происходит только на вербальном уровне, но исследования показали, что основная часть нашего взаимодействия с другими людьми носит невербальный характер (это жесты, выражения лица и движения тела). (Пример: жестами руки можно выразить приказ, угрозу, приглашение, показать своё самочувствие, недоумение и многое другое, что словами не всегда выскажешь). Специалисты пришли к выводу, что часть жестов с одинаковым смыслом встречается во всех или большинстве культур, другие варьируются от культуры к культуре. Существуют культурно обусловленные жесты (Пример: качание головой из стороны в сторону в Болгарии одобрение, а в Европе и Америке – отрицание) К универсальны жестам относится улыбка.
Поскольку социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях оно группируется в несколько статусных систем:
· экономическая (индивиды выступают как собственники и наёмные работники, предприниматели, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки);
· профессиональная (индивиды участвуют в качестве водителей, банкиров, профессоров, шахтёров, поваров, врачей);
· семейно-родственная (люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, бабушек, дядей, крёстных отцов, холостяков, новобрачных);
· демографическая (включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
· политическая (люди противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, народных фронтов, общественных движений и субъектов государственной власти);
· религиозная (контакты между представителями одной и разных религий, верующими и неверующими);
· территориально-поселенческая (столкновения и сотрудничество между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими);
В социологии принято различать 3 основных формы (типа)взаимодействия:
Кооперация – сотрудничество нескольких индивидов (групп) для решения общей задачи;
Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями;
Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
Кроме них ещё одной формой социального взаимодействия является обмен. Трудно найти что-то, что не могло бы служить средством обмена (от знаков внимания до материальных предметов). Обмен – это универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху.
Социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий, которые иногда именуют массовыми. Массовые действия могут быть: слабо организованными (паника, погромы, бунты) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). При этом многое зависит от того, осознаётся ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных или нет.
К формам массового поведения относят:
· массовая истерия – это состояние всеобщей нервозности, возвышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.
(Пример: средневековая «охота на ведьм», период «холодной войны», процессы над «врагами народа» при сталинизме, нетерпимость к представителям иной национальности).
· слухи – это совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неофициальным каналам.
Они бывают ложными и истинными, они могут подтверждаться и не подтверждаться. К форме массового поведения так же можно отнести распространение слухов. Разновидностью слухов выступают сплетни, которые в отличии от слухов (основанных на подсознательном страхе) основаны на любопытстве.
· паника – это форма массового поведения когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции.
Она случается там, где есть толпа.
Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами он выбирает в этом множестве тех, с которыми он впоследствии вступает в сложные взаимодействия. Эта работа представляет собой особый тип кратковременных связей – социальных контактов. Они подразделяются на:
Пространственные контакты. Для взаимодействия с другими индивидами, каждый член общества или социальной группы должен определить - где эти индивиды и сколько их? Это обстоятельство очень важно, так как является:
во-первых - необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей;
во-вторых - первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения. (Пример: - ежедневно мы сталкиваемся с множеством людей в транспорте, на работе, на стадионе. Не задумываясь, мы проходим мимо них, но постоянно помним об их существовании, что выражается в изменении нашего поведения в присутствии других; - переходя улицу человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть людей в автомобилях. Он знает об их существовании и хочет определить их местоположение).
Н.Н. Обозов выявил 2 типа пространственных контактов:
- предполагаемый – когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком либо месте
(Пример: директор по персоналу, зная о наличии потенциальной рабочей силы, даёт объявление о приёме на работу);
- визуальный (контакт «молчаливого присутствия») – когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей (в психологии применяется термин «публичный эффект»)
Пространственный контакт - это первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.
Контакты заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающими определёнными ценностями или чертами, соответствующим потребностям данного индивида. Вступая в пространственный контакт каждый индивид может обратить внимание на других индивидов или социальные группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых социальных объектов. (Пример: находясь в театре или компании вы выделяете одного человека с которым связываете положительные или отрицательные эмоции, то есть того который обладает чертами или свойствами, соответствующим вашим интересам (внешность, физическая сила, наличие у него ценной для вас информации или наоборот – глупости и невежества. Вы сравниваете его с собой, пытаясь несознательно или сознательно определить причину вашего интереса).
Контакт заинтересованности может быть: обоюдным или односторонним,очным или заочным, вызывать негативные или позитивныеэмоции. В них проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а так же особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит. (Пример: красивая девушка может привлечь к себе внимание молодого человека, но может оказаться совершенно безразличной предпринимателю (он в основном интересуется денежными проблемами), или молодому учёному (его интерес только в области науки), или спортивному тренеру (отыскивающему спортивные таланты).
Контакты обмена. Это специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея устремления изменить поведение других индивидов. В ходе подобных кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен. Он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт, его интересует только предмет обмена. (Пример: покупка билета на транспорт, обмен репликами в автобусе, спрашивание как найти какое-либо учреждение, покупка газеты в киоске).
Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращённых не на предмет обмена, а на человека (могут возникнуть дружеские отношения с продавцом).
Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей выполнения им своей социальной роли в группе. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определять структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений.
Вопрос 4. Формирование социальных отношений. Отношения социальной зависимости и власти.
Как показывает опыт, социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. Некоторые видные социологи (Г. Лассвелл, А. Кэплэн) считают, что этой основой, придающей социальным взаимодействиям определённые оттенки и содержание, являются ценности. В данном случае ценность выступает как целевое желательное событие, а личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей её среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными. В данном случае ценность служит необходимым условием для любого рода взаимодействий. Существование же длительное время значительных, непреходящих ценностей определяет характер устойчивых социальных отношений людей. (Пример: если в основе взаимодействия лежит богатство как ценность, то возникают социальные отношения, которые в зависимости от условий обмена ценностями будут считаться отношениями благотворительности, кредитования, экономической власти, экономического принуждения и т.д.)
В силу неравенства существующего в обществе, ценности распределяются среди его членов не равномерно. В каждом социальном слое, классе, группе существует своё, отличное от других, распределение ценностей, которое обуславливает первоначальный характер взаимодействия, а затем и социальных отношений. Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образом данной группы. Для его измерения в данной группе используется распределительный индекс. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределена данная ценность внутри социальной группы.
Место отдельного индивида в ценностном образе называется ценностной позицией. Высокой ценностной позицией обладает личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценности, а низкой ценностной позицией – обладающая низкой ценностной позицией или вообще не имеющая их. Ценностные позиции (а следственно и ценностные образы) не считаются неизменными, так как в ходе обмена индивиды и социальные группы перераспределяют ценности между собой. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом.
В своём стремлении к достижению ценностей люди могут вступать:
· в конфликтные взаимодействия (если считают существующий ценностный образец несправедливым);
· кооперативные взаимодействия (если ценностный образец их устраивает или если надо вступить в коалиции против других личностей или групп);
· во взаимодействие в форме уступок (если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремиться изменить существующее положение).
Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на 2 основные группы:
· ценности благосостояния – это ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов (благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещённость);
· прочие ценности – они выражаются в действиях как данного индивида, так и других (власть, уважение, моральные ценности и эффективность).
Самая универсальной и высокой ценностью является власть, так как обладание ею даёт возможность приобретать любые другие ценности. А стремление к обладанию уважением по праву считается одной из основных человеческих мотиваций.
Социальные отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда с одной стороны наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроле над ними, а с другой - имеются ресурсы желаемых ценностей. Но предположим, что один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении. В этом случае возможен только один тип отношений – независимость каждого из индивидов, не заинтересованность и равнодушие. (Пример: предложение Александра Македонского воспользоваться своей властью богатством и престижем философу Диогену Синопскому для выполнения любого его требования. Но Диоген не имел потребности в предложенных ценностях и выразил единственное желание, что бы царь отошёл и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности на которые рассчитывал Македонский не возникли. Диоген остался независим, впрочем, как и царь).
В таблице 11 показаны как формируются основные социальные отношения при владении индивидами как ценностями благосостояния, так и другими ценностями, а так же при наличии потребностей в этих ценностях. Появление данных отношений носит вероятностный характер, так как взаимодействие между индивидами зависит от многочисленных факторов внешней среды. В таблице приведены далеко не все, а только наиболее значимые социальные отношения, всегда существующие в социальных общностях. В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее, так как в процессе человеческой деятельности происходят множественные обмены ценностями и контроль за ними.
Среди большого числа социальных отношений существуют такие, которые являются основой и в той или иной форме присутствуют во всех остальных отношениях. Это отношения социальной зависимости и власти. Даже отношения любви предполагают взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого, не говоря уже об отношениях дружбы, уважения, управления и руководства.
Социальная зависимость – это социальное отношение, при котором социальная система S1 (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для неё социальные действия d1 , если социальная система S2 не совершит действий d2.
При этом социальная зависимость S2 , будет доминирующей, а система S1 – зависимой. (Пример: ВУЗ не может начать процесс обучения, пока не получит средства от той организации, которая ими обладает (банк или вышестоящая организация. В этом случае ВУЗ можно рассматривать как зависимую систему, а организацию со средствами как доминирующую).
На практике часто встречается ситуация, когда личность или социальная группа в отношении достижения одной цели является зависимой от другого индивида или социальной группы, а в отношении достижения другой цели – доминирующей. (Пример: зависимость работников на предприятиях от руководителей в части получения заработной платы, и обратная зависимость – в части желания рабочих сделать порученную работу качественно и в срок).
Таким образом, в основе зависимости лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей. Зависимость выступает как сила, пропорциональная интенсивности возможного наказания, если действия зависимой системы идут в разрез с действиями или инструкциями доминирующей. Поэтому зависимая система должна выбирать линию поведения с учётом возможного наказания. Линия поведения зависимой системы имеет существенную особенность – она должна быть предсказуема для доминирующей системы, в области отношений зависимости. (Пример: взаимодействие развивающейся и развитой страны в поставках первой продовольствия. Возможное наказание – сокращение или прекращение их поставок. От зависимой страны требуется определённая линия поведения – поддерживать политическую линию, проводимую развитой страной. Эта линия поведения должна быть предсказуема и желательна для доминирующей системы).
На практике отношения зависимости далеко не всегда осознаются (Пример: рабочие и управленцы могут не знать и не видеть друг друга, но находится в отношениях зависимости). Их осознание индивидами может значительно изменить характер этих отношений (зависимые индивиды попытаются выйти из зависимости, а доминирующая сторона попытается превратить эти отношения в отношения власти и подчинения).
По типам функционирования социальная зависимость делиться на:
· структурную – основанную на различии статусов в группе (особенно характерена для организаций);
· латентную – основанную на преобладании значительных ценностей, когда официальный статус не имеет решающего значения (Пример: руководитель имеет подчинённого от которого зависит в денежном отношении).
Огромное значение в деятельности человека имеет власть.