Науч оценка выполнения сем ф-ций и различение понятий дезорг-ция, кризис и крах семьи
Дезорг-ция, кризис семьи связаны с различением в степени невыполнения осн ф-ций.
Дезорг-ция семьи характеризует негативную направленность семейных изменений в ходе истории и блокирование семейных процессов чрезвычайными обст-вами.
Кризисом семьи можно назвать ценностный конфликт личности и об-ва относительно рождения и соц-ции детей, выливающийся в невыполнение репродукт и социализирующей ф-ции семьи, сопровождающейся ослаблением семьи как союза родственников, ослаблением сем произ-ва, совместной деят-сти родителей и детей.
Крах семьи в кач-ве термина используется при абсолютном невыполнении специфич ф-ций семьи, характеризуя деградацию.
23. Социологич и психологич подходы к изучению семьи (перепечатанная таблица)
1)Психологич подход:
Семья как арена взаимовлияний, целостность, складывающася из взаимных контактов.
В центре внимания – личность, стремящаяся утвердить Я-концепцию, получить признание ценности своего Я, независимо от критериев внеш мира, благодаря принадлежности к семейному МЫ.
Социологич подход:
Соц семьи сконцентрирована на семье как целостной автономии, как единстве взаимодополняющих друг друга социокульт ролей. Семья как целостность, сохраняющаяся с течением времени и при чередовании событий, видоизменяющих сем стр-ру.
2)Психологич подход:
Анализ семьи как первичной группы, состоящей из непосредственно и опосредованно взаимодействующих личностей на основе многих целей и ф-ций.
Социологич подход: -
3)Психологич подход:
Интересуется поведением чел-ка как участника взаимодействия с др людьми.
Социологич подход:
Поведение индивида анализируется как следствие общесемейного, как межличн проявление соц статусов и ролей, соц-институцион отн-ний.
4)Психологич подход:
Соц психолог проводит ис-ния семьи и разрабатывает теории внутрисем поведения, позволяющие осущ воздействие на психологич климат семьи и на сем поведение её членов.
Социологич подход:
Социолог интересуется субъективным определением сем ситуаций личностью для уяснения рез-тов поведения семьи как единой группы, складывающихся на институцион ур-не сем изменений.
Основные ценности семейного образа жизни
1. Семья (фамилия, семейный капитал, дом, собственность семьи, материальное обеспечение, взаимоподдержка, уважение, любовь, убежище, социализация, права ребенка, сама потребность в семье)
2. Родительство (Роль отца и матери. Родители – гл.эталон поведения для детей, отцовство и материнство – основа родительства. Выполнение супружеского долга)
3. Дети (дети – основа семьи и семейного образа жизни)
4. Братья, сестры
5. Родственники
6. Генеалогическое древо
Cтадии и события полного и неполного семейного цикла.
М.С. Мацковский определил этапы жизненного цикла семьи как «категорию, характеризующуюся динамикой изменений, которые происходят в семье от ее формирования до распада».
Этапы:
1) от заключения брака или начала совместной жизни до появления первого ребенка.
2) оканчивается поступлениям последнего ребенка в школу,
3) достижением социальной зрелости, экономической самостоятельности последним ребенком.
4) начинается созданием собственной семьи последним ребенком».
М. С. Мацковский рассматривает и другие основания для выделения этапов жизненного цикла семьи: «молодая семья», «семьи пожилых людей», «зрелые семьи».
А) полный семейный цикл
- Стадия предродительства от заключения брака до рождения первенца, возраст муж-25-26,1,жены-23-24,1
- Стадия репродуктивного родительства от рождения первенца до рождения последнего ребенка, возраст мужа-26,1-28,6, жены 24,1-26,6
- стадия социализационного родительства от рождения последнего ребенка до отделения от родителей, рождение первого внука. Возраст мужа- 28,6-50,1,жены 26,6-48,1
- стадия прародительства от отделения от родителей до распада семьи, смерти одного или обоих прародителей. Возраст мужа 50,1-59+3,жены 48,1-72+3
Б) неполный семейный цикл:
Возможен распад семьи на различных этапах.
26. Что такое семейная социализация? Социализирующее воздействие семьи на личность посредством нормативного и информационного влияния.
Семейная социализация понимается двояко:
1)подготовка к будущим семейным ролям
2)влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.
Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния.
Нормативные влияния вообще и семейные в частности действуют с помощью норм-образцов, моделей поведения.
При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других.
Семьи "традиционные" и "современные" различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, по соотношению их участия в социализационном процессе.